Дело № 2а-3838/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 сентября 2021 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска
в составе председательствующего судьи Дудко Н.Е.,
при секретаре судебного заседания Хоменко К.Н.
с участием представителя административного истца ФИО2 - ФИО3, представителя административных ответчиков– Ляшенко О.В.,.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице управления по Дальневосточному федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л
ФИО1 обратились в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице управления по Дальневосточному федеральному округу и просила признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных частью 10 статьи 15.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а именно не направлении информации об интернет адресах <данные изъяты> для ограничения доступа к ним. Кроме того истец просила возложить на ответчика обязанность направить операторам связи информацию об указанных интернет адресах для ограничения к ним доступа.
В обоснование заявленных требований истец указала, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт того, что информация о частной жизни ФИО1, содержащаяся в видеоролике, поименованном как «Первый после мэра. Роскошная жизнь ФИО7», распространяемая посредствам сети Интернет, по указанным сетевым адресам – является информацией, распространяемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. На основании указанного решения суда ответчик включил вышеуказанные интернет адреса в автоматизированную информационную систему «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», однако провайдером каких-либо действий по блокировке указанных сайтов не предпринято. А ответчик в свою очередь в нарушение требований ч. 10 ст. 15.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не направляет соответствующую информацию операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данным информационным ресурсам. ФИО1 неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о блокировке данных ресурсов, однако письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не дано четкого ответа о причинах не блокировки данных ресурсов. До настоящего времени ответчиком не приняты меры к ограничению доступа к информации, размещенной на сайтах, в связи с чем, бездействие ответчика является незаконным, нарушает права истца в сфере защиты персональных данных.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее-Роскомнадзор).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО6 заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в иске. ФИО5 пояснил, что ответчиками частично исполнена возложенная на них Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обязанность, путем внесения информации об интернет адресах в автоматизированную информационную систему «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Однако указанным федеральным законом определен четкий перечень действий, которые должны быть предприняты ответчиками в случае если интернет провайдер не предпринимает действий по блокировке сайтов. Частью 10 ст. 15.5 Закона предусмотрено, что в случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети "Интернет". Данные действия ответчиками предприняты не были. Иными способами истец лишена возможности, восстановить свое нарушенное право.
Представитель административных ответчиков– ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление. ФИО4 пояснила, что В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № Роскомнадзором были внесены в Реестр интернет-страницы: <данные изъяты>. При этом к указанным интернет-страницам доступ не ограничен по причине того, что ввиду возможностей российских операторов связи, технических особенностей и архитектуры сети «Интернет» ограничение доступа к указателю интернет-страницы с зашифрованным протоколом передачи данных «https» приведёт к ограничению доступа на территории Российской Федерации к интернет-ресурсам <данные изъяты> и <данные изъяты>/ целиком, что, в свою очередь, приведет к нарушению прав и законных интересов значительного круга лиц, не имеющих отношения к исполнению решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. Вместе с тем необходимо отметить, что интернет-страница <данные изъяты> на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации включена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем в настоящее время не функционирует (скриншоты прилагаются), что исключает наличие оснований для принятия мер реагирования по ограничению доступа к интернет-странице <данные изъяты>
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1 ст. 218 КАС РФ).
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, установлен факт того, что информация о частной жизни ФИО1 содержащаяся в видеоролике, поименованном как «Первый после мэра. Роскошная жизнь ФИО7», распространяемая посредствам сети Интернет по сетевым адресам: <данные изъяты> – является информацией, распространяемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных.
Согласно представленным сведениям Роскомнадзором ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес интернет- провайдеров <данные изъяты> и направлены уведомления о нарушении законодательства РФ в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте.
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Роскомнадзор не возложено какой-либо обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ Роскомнадзором дан ответ о том, в настоящее время интернет-страница <данные изъяты>/ внесена в «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». ДД.ММ.ГГГГ в адрес провайдера было направлено уведомление о нарушении законодательства РФ в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте.
Согласно представленным сведениям Роскомнадзором ДД.ММ.ГГГГ в адрес интернет- провайдеров <данные изъяты>/ и <данные изъяты> направлено уведомление о нарушении законодательства РФ в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года № Роскомнадзором дан ответ о том, что интернет-страницы <данные изъяты> внесены в «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Ограничение доступа к указанным интернет-страницам осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно представленным сведениям Роскомнадзором ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес интернет- провайдера страницы <данные изъяты> направлено уведомление о нарушении законодательства РФ в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (статья 5 Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации), в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
В соответствии со статьей 4 Закона о средствах массовой информации запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами, в частности сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>
Запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов, установлен также пунктом 5 части 1 статьи 49 указанного Закона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
В силу статьи 15.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к информации в сети "Интернет", обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных"; основанием для включения в реестр нарушителей информации является вступивший в законную силу судебный акт.
Субъект персональных данных вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании вступившего в законную силу судебного акта (пункт 6 статьи 15.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ).
В течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании указанного решения суда:
1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда;
3) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в реестре нарушителей.
В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 1 части 7 настоящей статьи лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи.
В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети "Интернет" (пункты 8 - 10 статьи 15.5).
Факт распространения персональных данных ФИО1 установлен вступившим в законную силу решением суда, которое в силу статьи 13 ГПК Российской Федерации обязательно для исполнения всеми без исключения органами государственной власти.
Правовыми последствиями исполнения такого решения является запрещение данной информации к распространению на территории Российской Федерации посредством включения в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, то есть предусмотренные законом ограничения как права неопределенного круга лиц (граждан, организаций) на свободный поиск, получение информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, так и права владельцев сайтов, сетевых изданий, зарегистрированных в качестве средства массовой информации, на распространение информации в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации".
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Со стороны ответчика в ходе судебного разбирательства не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт принятия мер, предусмотренных статьей 15.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к интернет-сайтам, в том числе по направлению информации операторам в отношении спорных интернет-страниц.
Доводы представителя ответчиков о том, что интернет -провайдеры уклоняются от блокировки интернет-страниц, а направление информации оператору приведет к полной блокировки «Ютюб-канала», что приведет к нарушению прав неограниченного количества лиц, не опровергают факт допущенного со стороны ответчика бездействия.
Роскомнадзор, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, наделен полномочиями не только направлять уведомления о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных, но и вправе совершать иные действия, направленные на защиту прав субъекта персональных данных.
В частности, согласно пунктам 6.1 - 6.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденного приказом Минкомсвязи РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 312, должностные лица Роскомнадзора в пределах своей компетенции вправе выдавать обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений в области персональных данных; составлять протоколы об административном правонарушении или направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, а также о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью.
Кроме того ответчиками не представлено доказательств невозможности блокировки спорной интернет-страницы на «Ютюб-канале», без полной блокировки канала.
При этом учитывая, что на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации включена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем в настоящее время не функционирует (скриншоты прилагаются) интернет-страница https:// shtab.navalny.com/hq/khabarovsk/3528/, оснований для возложения обязанности по принятию мер реагирования по ограничению доступа к указанному ресурсу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций выразившееся в не направлении в соответствии с ч. 10 ст. 15.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" оператора информации об интернет адресах <данные изъяты> для ограничения доступа к ним.
Возложить на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций возложена обязанность предпринять все действия, предусмотренные статьей 15.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", и направленные на фактическое ограничение доступа к информации, распространяемой с нарушением законодательства в области защиты персональных данных, в отношении интернет адреса. <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Е. Дудко