ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3838/2023 от 15.09.2023 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-3838/2023 (УИД: 12RS0003-02-2023-003718-91)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 15 сентября 2023 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Кислицына Д.А.,

при секретаре судебного заседания Галлямовой Р.Р.,

с участием представителя административного истца Козлова К.А.,

представителя административного ответчика Тетериной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Четвериковой Елены Юрьевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности возврата излишне уплаченного налога, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Четверикова Е.Ю. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее – УФНС России по Республике Марий Эл), в котором после уточнения требований просила признать незаконным бездействие УФНС России по Республике Марий Эл в виде неисполнения обязанности возвратить сумму излишне уплаченного в 2020 году налога на доходы физических лиц; возложить на УФНС России по Республике Марий Эл обязанность устранить допущенные нарушения и осуществить возврат суммы излишне уплаченного в 2020 году налога на доходы физических лиц в размере 22 100 руб.; возложить на УФНС России по Республике Марий Эл обязанность уплатить в пользу Четвериковой Е.Ю. проценты, начисленные на несвоевременно возвращенную сумму излишне уплаченного в 2020 году налога на доходы физических лиц за период с 2 октября 2022 г. по 15 сентября 2023 г. в сумме 1685 руб. 34 коп. и с 16 сентября 2023 г. по день фактического исполнения обязанности по осуществлению возврата суммы излишне уплаченного в 2020 году налога на доходы физических лиц в размере 22 100 руб. в размере ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата; взыскать с УФНС России по Республике Марий Эл в пользу Четвериковой Е.Ю. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что 4 июля 2022 г. Четверикова Е.Ю. направила в УФНС России по Республике Марий Эл заявление о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 22 100 руб. Данное заявление получено налоговым органом 6 июля 2022 г. Длительное время какой-либо информации о результатах рассмотрения заявления не поступало. 19 февраля 2023 г. административным истцом была направлена жалоба на бездействие административного ответчика в вышестоящий налоговый орган. Решением Межрегиональной инспекции ФНС России по Приволжскому федеральному округу от 21 марта 2023 г. жалоба административного истца была удовлетворена частично: решение УФНС России по Республике Марий Эл о зачете излишне уплаченного налога №302595 от 8 августа 2022 было отменено, на УФНС России по Республике Марий Эл возложена обязанность исполнить решение от 26 сентября 2022 г. №9590 о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам на сумму 33 245 руб. 57 коп.; на УФНС России по Республике Марий Эл возложена обязанность в течение 5 дней с момента получения решения сообщить о результатах его исполнения в адрес МИ ФНС России по Приволжскому федеральному округу и налогоплательщика; в части признания незаконным бездействия в виде несообщения о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога жалоба оставлена без рассмотрения на основании п.2 ст.193.3 НК РФ - в связи с исполнением данной обязанности после обращения административного истца с жалобой в вышестоящий налоговый орган; в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.

По мнению административного истца в отсутствие оснований для зачёта суммы излишне уплаченного налога УФНС России по Республике Марий Эл обязано было возвратить его административному истцу, чего до настоящего времени не сделало.

Административный истец Четверикова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Её представитель Козлов К.А. заявленные уточненные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика УФНС России по Республике Марий Эл Тетерина Л.А. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административных требований отказать. Указала на право налогового органа производить зачёт суммы излишне уплаченного налога при наличии недоимки. По состоянию на дату вынесения решения налоговым органом у Четвериковой Е.Ю. имелась задолженность превышающая размер требуемой к возврату суммы.

Представители заинтересованных лиц Межрегиональной инспекции ФНС по Приволжскому федеральному округу, заинтересованные лица заместитель Управления ФНС России по Республике Марий Эл Арсентьева Ю.В., заместитель начальника Межрегиональной инспекции ФНС по Приволжскому федеральному округу Хакимзянов Р.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело при данной явке.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ административный истец должен доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием, либо бездействием, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам возлагается на административного ответчика.

Судом установлены следующие обстоятельства.

27 июня 2022 г. Четвериковой Е.Ю. была составлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 г. в которой отражена сумма, подлежащая возврату из бюджета в размере 22 100 руб.

Указанная декларация с подтверждающими документами была направлена в адрес УФНС России по Республике Марий Эл ценным письмом 4 июля 2022 г. и была получена административным ответчиком 6 июля 2022 г.

По итогам камеральной налоговой проверки 5 августа 2022 г. заместителем начальника УФНС России по Республике Марий Эл Арсентьевой Ю.В. было вынесено решение №91109 об отказе в возврате налога на сумму 22 100 руб. в связи с произведением налоговым органом зачета переплаты в задолженность на основании п.5 ст. 78 НК РФ.

8 августа 2022 г. заместителем начальника УФНС России по Республике Марий Эл Арсентьевой Ю.В. было вынесено решение №302595 о зачете суммы излишне уплаченного налога самостоятельно в указанной сумме в связи с тем, что на дату принятия решения о зачете у налогоплательщика имелась задолженность по транспортному налогу за 2019 г.

21 февраля 2023 г. Четвериковой Е.Ю. в Межрегиональную инспекцию ФНС по Приволжскому федеральному округу была направлена жалоба о признании незаконным бездействия УФНС России по Республике Марий Эл в виде неисполнения обязанности по рассмотрению поданное заявление о возврате излишне уплаченного в 2020 году НДФЛ, возложить обязанность устранить допущенные нарушения, возложить на УФНС России по Республике Марий Эл обязанность уплатить проценты в размере ключевой ставки Банка России на сумму несвоевременно возвращенной суммы излишне уплаченного в 2020 г. НДФЛ.

Решением Межрегиональной инспекции ФНС по Приволжскому федеральному округу от 21 марта 2023 г. №07-07/0705@ жалоба Четвериковой Е.Ю. была удовлетворена частично, решение УФНС России по Республике Марий Эл №302595 от 8 августа 2022 г. отменено, УФНС России по Республике Марий Эл предписано исполнить решение от 26 сентября 2022 г. №9590 о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам на сумму 33 245 руб. 57 коп., сообщить об исполнении решения Четвериковой Е.Ю. и Межрегиональной инспекции ФНС по Приволжскому федеральному округу; жалоба на бездействие должностных лиц оставлена без рассмотрения, в оставшейся части жалоба оставлена без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на дату подачи налоговой декларации) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13% (п.1 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.

В соответствии с нормами статей 218, 219 НК РФ налогоплательщик имеет право получить стандартный и социальный налоговые вычеты по отдельным видам расходов.

Административным ответчиком размер заявленных налоговых вычетов за 2020 г. не оспаривается, равно как и сумма НДФЛ, подлежащая зачету (возврату).

В силу абзаца 6 пункта 4 статьи 229 НК РФ налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Из содержания абзацев 2 и 3 пункта 6 статьи 78 НК РФ следует, что возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.

В обоснование решения Межрегиональной инспекции ФНС по Приволжскому федеральному округу от 21 марта 2023 г. №07-07/0705@ указано, что на момент принятия решения о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога у Четвериковой Е.Ю. имелась задолженность в связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2018-2020 гг. в размере 68 066 руб.

При этом, правовых оснований для принятия решения №302595 от 8 августа 2022 г. о зачете НДФЛ в сумме 22 100 руб. в счет уплаты транспортного налога за 2019 г. у налогового органа не имелось, поскольку срок принудительного взыскания налога истек.

На момент принятия решения №91109 от 5 августа 2022 г. у налогоплательщика имелась недоимка по налогам и сборам, превышающая сумму, подлежащую возврату налогоплательщику в размере 22 100 руб.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.

В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.

Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Механизм взыскания с налогоплательщика - физического лица налоговой задолженности в отличие от взыскания с организации, либо индивидуального предпринимателя заключается в том, что истребовать недоимку возможно только в судебном порядке (пункт 1 статьи 48 НК РФ).

Из сводки по исполнительному производству <номер>-ИП от 5 мая 2021 г., возбужденному на основании решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 декабря 2020 г. по делу №2-4295/2020 о взыскании с административного истца в пользу налогового органа налога, пени, штрафа в общей сумме 68 699 руб. 47 коп. следует, что исполнительное производство окончено фактическим исполнением 19 мая 2021 г.

На момент принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога, вступившие в законную силу судебные акты о взыскании с Четвериковой Е.Ю. задолженности по налогам отсутствовали.

Вопреки позиции административного ответчика, само по себе наличие задолженности и выставление налоговым органом требований не может являться основанием для признания зачета законно проведенным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у налогового органа не имеется законных оснований для удержания суммы излишне уплаченного административным истцом НДФЛ в размере 22 100 руб., в связи с чем УФНС России по Республике Марий Эл допущено незаконное бездействие, выраженное в неисполнении обязанности возвратить Четвериковой Е.Ю. сумму излишне уплаченного НДФЛ за 2020 год.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем осуществления возврата Четвериковой Е.Ю. суммы излишне уплаченного НДФЛ за 2020 год в размере 22 100 руб.

Административным истцом заявлено также требование о возложении на УФНС России по Республике Марий Эл обязанности уплатить проценты, начисленные на несвоевременно возвращенную сумму излишне уплаченного в 2020 году НДФЛ за период с 2 октября 2022 г. по 15 сентября 2023 г. в сумме 1685 руб. 34 коп. и с 16 сентября 2023 г. по день фактического исполнения обязанности по осуществлению возврата суммы излишне уплаченного в 2020 году НДФЛ в размере 22 100 руб. в размере ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

В соответствии с пунктом 10 статьи 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Поскольку налоговым органом камеральная налоговая проверка декларации была завершена 5 августа 2022 г., то возврат суммы налога в размере 22 100 руб. должен был быть осуществлен не позднее 5 сентября 2022 г.

При таких обстоятельствах суд находит правомерным требование административного истца о взыскании с налогового органа процентов с 2 октября 2022 г. по 15 сентября 2023 г. в размере 1685 руб. 34 коп. Расчет процентов признан судом верным ((22 100 руб. х 295 дней х 7,5% / 365) + (22 100 руб. х 22 дня х 8,5% / 365) + (22 100 руб. х 32 дня х 12% / 365)).

Согласно пункту 12 статьи 78 НК РФ в случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

При данных обстоятельствах суд находит также правомерным требование о взыскании с УФНС России по Республике Марий Эл процентов с 16 сентября 2023 г. до момента фактического возврата уплаченной суммы НДФЛ за 2020 г. в размере 22 100 руб. исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Во исполнение вышеуказанных целей суд считает необходимым возложить на УФНС России по Республике Марий Эл обязанность сообщить Йошкар-Олинскому городскому суду Республики Марий Эл и Четвериковой Е.Ю. об исполнении судебного акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Поскольку административные исковые требования признаны судом правомерными, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Четвериковой Елены Юрьевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности возврата излишне уплаченного налога, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в виде неисполнения обязанности возвратить Четвериковой Елене Юрьевне сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2020 год.

Возложить на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл обязанность устранить допущенные нарушения путем осуществления возврата Четвериковой Елене Юрьевне суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 22 100 руб.

Возложить на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл обязанность уплатить в пользу Четвериковой Елены Юрьевны проценты, начисленные на сумму несвоевременно возвращенной суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2020 г. за период с 2 октября 2022 г. по 15 сентября 2023 г. в размере 1685 руб. 34 коп., а с 16 сентября 2023 г. по день фактического исполнения обязанности по осуществлению возврата суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Возложить на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл обязанность сообщить Йошкар-Олинскому городскому суду Республики Марий Эл и Четвериковой Елене Юрьевне об исполнении судебного акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в пользу Четвериковой Елены Юрьевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.А. Кислицын

Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2023 г.