Дело № 2а-3839/2023
УИД: 16RS0050-01-2023-004327-88
Учет № 022а
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 октября 2022 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.И. Саматовой,
при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», начальнику муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО7, заместителю начальника муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО3 о признании незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 26 апреля 2023 года № №, обязании муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 15 апреля 2023 года,
установил:
ФИО10 обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани), муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани»), начальнику МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» ФИО7 о признании незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 26 апреля 2023 года № №, обязании МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» повторно рассмотреть заявление ФИО11. ФИО1 от 15 апреля 2023 года, мотивируя тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республики Татарстан, город Казань, село Усады. 15 апреля 2023 года административный истец в порядке статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратился в МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №. МКУ «Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани» выдано уведомление о несоответствии указанных в планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с его нахождением в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года № 5-8 территориальной зоне Ф - зоне фактического использования территории. ФИО12 считает данный отказ незаконным, несоответствующим требованиям действующего законодательства и препятствующим в реализации законных прав. Административный истец указывает, что согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства), категория земель – земли населенных пунктов. ФИО13 указывает, что принадлежащей на праве собственности земельный участок с разрешенным использованием индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства) приобретен на законом основании, расположен в землях населенного пункта, сведений об ограничениях в отношении указанного земельного участка на момент регистрации права собственности на него не имелось, спорный земельный участок не отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Кроме того, градостроительным регламентом территориальной зоны Ф - допускается размещение жилых домов при соблюдении установленных требований.
Протокольными определениями Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в соответствии со статьей 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве административного соответчика привлечен заместитель начальника МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» ФИО3. В соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены: муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани), муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Административный истец, ФИО14, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась.
Представитель административных ответчиков, МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани», заместителя начальника МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» ФИО3, ИК МО г. Казани – ФИО4, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась.
Иные лица, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, заявлений о рассмотрении дела либо об отложении в суд не поступили.
Суд в соответствии с положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положением пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО15 с 18 октября 2022 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 836+/-10 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, село Усады, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства)», указанный земельный участок приобретен у ФИО5.
Согласно выписке, из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером №. Сведения о каких-либо ограничениях использования земельного участка отсутствуют.
15 апреля 2023 года ФИО16 обратилась в МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
Уведомлением от 26 апреля 2023 года № № МКУ «Управление градостроительных разрешений города Казани» уведомило ФИО17 о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта и индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года № 5-8, земельный участок расположен в территориальной зоне Ф – зоне фактического использования территории.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Учитывая названное правовое регулирование применительно к рассматриваемому административному делу, предметом доказывания, является определение правового режима земельного участка, исходя из его принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования, а также наличие ограничений в его использовании.
Решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года № 5-8 приняты Правила землепользования и застройки города Казани, в соответствии с которым указанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 836+/-10 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, село Усады, расположен в территориальной зоне «Ф» - зона фактического использования территорий.
Как следует из акта выездного обследования земельного участка органа муниципального земельного участка органа муниципального земельного контроля № от 5 июня 2023 года, проведенного МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» земельный участок с кадастровым номером № площадью 836 квадратных метра, имеет вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома (объект индивидуального жилищного строительства), принадлежит на праве собственности ФИО18, запись регистрации права от 18 октября 2022 года; земельный участок с кадастровым номером № не огорожен, свободен от объектов, частично занят деревьями; земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка №.
Из материалов административного дела следует, что спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Данные сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается соответствующей выпиской, в котором отсутствуют сведения о каких-либо ограничениях в его использовании.
В то же время, согласно частям 1 и 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе в случаях, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; необходимы установление, изменение или отмена красных линий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Положениями статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В пункте 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
Согласно разделу 4 Правил землепользования и застройки города Казани «Градостроительный регламент территориальной зоны фактического использования территорий (зона «Ф»)» в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются их фактические виды использования, то есть те виды разрешенного использования, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. При этом в качестве предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются параметры объектов капитального строительства, здания, сооружения, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и техническом плане, а именно: площадь, количество этажей, положение объекта капитального строительства, здания, сооружения; на основании положения объекта капитального строительства, здания, сооружения устанавливаются значения переднего, боковых, заднего отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений.
Вместе с тем, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о параметрах объектов капитального строительства все параметры принимаются равными нулю. В случае реконструкции объекта капитального строительства разрешено изменение всех параметров, кроме нулевых, не более чем на 10% относительно существующих на момент утверждения настоящих Правил и (или) момент установления зоны «Ф».
Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в территориальной зоне «Ф» запрещено.
Таким образом, в силу императивных требований Правил землепользования и застройки города Казани строительство новых объектов индивидуального жилищного строительства в территориальной зоне фактического использования территорий (зона «Ф») запрещено, в связи с чем у административных ответчиков ИК МО г. Казани и МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» отсутствуют правовые основания для выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства в порядке, определенном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что ею был приобретен земельный участок 17 октября 2022 года, то есть до установления вида разрешенного использования в соответствии с территориальной зоной «Ф», правового значения не имеет, поскольку решение Казанской городской Думы утверждено 16 августа 2021 года № 5-8.
Истцом доказательств нарушений ее прав, а также несоответствие решения требованиям законодательства не представлено.
Установленный пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока для обращения в суд с административными требованиями, административными истцами, срок не пропущен.
Таким образом, административное исковое заявление ФИО19 к ИК МО г. Казани, МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани», начальнику МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» ФИО7, заместителю начальника МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» ФИО3 о признании незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 26 апреля 2023 года № №, обязании МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» повторно рассмотреть заявление ФИО20 от 15 апреля 2023 года подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», начальнику муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО7, заместителю начальника муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО3 о признании незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 26 апреля 2023 года № №, обязании муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 15 апреля 2023 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.И. Саматова
Справка: мотивированное решение суда изготовлено 2 ноября 2023 года.