ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-383/2023 от 10.04.2023 Курагинского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<...> пгт. Курагино Красноярского края

Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной А.Ю.,

с участием представителя административного истца Наприенко Д.В., представившего диплом с присужденной степенью бакалавра юриспруденции по направлению «Юриспруденция» (полномочия по доверенности от 07 марта 2023г.);

представителя административного ответчика администрации Курагинского района Боевой О.Н., представившей диплом с присужденной квалификацией юриста по специальности «юриспруденция» (полномочия по доверенности),

представителей административного ответчика в лице председателя конкурсной комиссии по отбору кандидатов Заремба Д.В., членов комиссии Верстиной Н.С., Бабыкина Ю.Б.,

представителя административного ответчика Черемшанского сельского совета депутатов Боровского О.А., представившего диплом . с присужденной квалификацией юриста по специальности «юриспруденция» (полномочия по доверенности от 06 марта 2023г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шеша С.А. о признании незаконным бездействия конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет, возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Шеша С.А. обратился в суд с административным иском (с учётом уточнений) о признании незаконным бездействия конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет, возложении обязанности устранить нарушения. Свои требования административный истец мотивирует тем, что решением представительного органа сельсовета (решение от 21 ноября 2022 года ) назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельский совет, в ходе подготовке к конкурсным мероприятиям, первая половина комиссии назначена решением Черемшанского сельского Совета депутатов (решение от 21 ноября 2022 -р с изменениями, внесенными решением от 02 декабря 2022г. ), вторая половина – распоряжением главы Курагинского района от 09 января 2023г. «О назначении членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельский совета».

12 января 2023г. в ходе заседания конкурсной комиссии рассмотрены конкурсные заявки кандидатов на должность главы администрации Черемшанского сельсовета. Так согласно протокола заседания комиссии от 12 января 2023г. всего на конкурс поступило 4 заявки от следующих граждан: от ФИО1, ФИО2., Шеша С.А., ФИО3

На основании результатов первого этапа конкурса вынесено единогласное решение о допуске всех четырех кандидатов ко второму этапу, в ходе проведения которого комиссия заслушала программы кандидатов, задала вопросы и проставила баллы в оценочные листы. По итогам двух туров конкурса были набраны следующие баллы: ФИО2 – 23 балла, Шеша С.А. – 42 балла, ФИО1 – 58 баллов, ФИО3 – 59 баллов.

Далее административный истец указывает о том, что согласно п. 4.6 Положения о проведении конкурса, по итогам двух этапов конкурса комиссия должна была принять решение об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов. Принятое итоговое решение должно было занесено в протокол, который подписывается членами комиссии. Протокол заседания Комиссии, документы отобранных кандидатов и материалы конкурсных испытаний должен был направлен комиссией в представительный орган сельсовета не позднее двух календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса.

Однако, по мнению административного истца, игнорируя установленный порядок проведения конкурса, конкурсная комиссия организовала не предусмотренное Положением голосование по каждому кандидату в отдельности, а не путем сложения количества баллов по итогам двух этапов конкурса. По итогам данного голосования было предложено поставить на голосование вопрос о признании конкурса несостоявшимся. Между тем, Положением предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для признания конкурса несостоявшимся, обозначенных в п. 3.8. и п. 4.8 – если к участию в конкурсе допущено менее двух кандидатов и, если выявлено менее двух кандидатов, отвечающих требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы муниципального образования.

Однако, ни одного из этих оснований в данном случае не имелось – к участию в конкурсе было допущено 4 кандидата, каждый из которых в равной степени соответствовал требованиям, что подтверждается начисленными им Комиссией баллами и вышеуказанным решением Комиссии о допуске кандидатов ко второму этапу конкурса.

По мнению административного истца, процедуры голосования, проводимые на данном этапе членами Комиссии, являлись инициативой отдельных членов Комиссии и не были предусмотрены действующим Положением и, как следствие, нарушали права кандидатов на прохождение дальнейшей процедуры выборов на должность главы Черемшанского сельсовета.

Административный истец считает, что после того, как предложение считать конкурс несостоявшимся не было принято в установленном Положением порядке, конкурсная комиссия обязана была продолжить конкурсную процедуру, а именно, в соответствии с вышеуказанным п. 4.6. Положения, по итогам двух этапов конкурса необходимо было принять решение об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов, зафиксировать данное решение в протоколе, после чего документы отобранных кандидатов и материалы конкурсных испытаний должны были направлены в представительный орган сельсовета не позднее двух календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса.

Между тем, данная, предписанная Положением процедура не была проведена Комиссией, конкурс не был завершен, документы в представительный орган не направлены, что, несомненно, по мнению административного истца, указывает на бездействие Комиссии в указанной части.

Также административный истец считает, что бездействие комиссии в вышеуказанной части нарушает установленный законом порядок выборов главы поселения, лишая муниципальное образование легитимно избранного главы, равно как нарушает право административного истца избираться и быть избранным в органы местного самоуправления, предусмотренное ст. 32 Конституции.

Административный истец Шеша С.А. просит признать незаконным бездействие Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет в части непринятия решения об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов, и направления соответствующих документов на указанных кандидатов в представительный орган Черемшанского сельсовета не позднее двух календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса. Возложить обязанность на конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет в течение двух дней с момента вступления в силу решения по настоящему административному делу устранить нарушения прав административного истца путем принятия решения об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов и направления соответствующих документов на указанных кандидатов в представительный орган Черемшанского сельсовета не позднее двух календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса.

Административный истец Шеша С.А., надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности.

Представитель истца Наприенко Д.В. (полномочия по доверенности) в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации Курагинского района Боева О.Н. (полномочия по доверенности) в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, считала, что административным истцом не доказан факт бездействия конкурсной комиссии, так как основанием для признания бездействия незаконным является несоответствие этого бездействия закону или иному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя. Кроме того истцом не мотивировано, чем нарушены права административного истца, если на голосование ставилось только две кандидатуры, набравшие наибольшее количество баллов, в число которых истец не входил. Положением о проведении конкурса не предусмотрено то, что процедура проведения конкурса должна закончиться только представлением не менее двух кандидатур в представительный орган. Считала, что в судебном заседании факт незаконного бездействия конкурсной комиссии не нашел своего подтверждения.

Кроме того полагала, что требования административного истца в части возложения обязанности на конкурсную комиссию так же не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 2.5 Положения о конкурсе, заседание комиссии проводится один раз - в день проведения конкурса. Так, 12 января 2023 года состоялся конкурс по отбору кандидатов на должность главы Черемшанского сельсовета, комиссия провела определенную работу, на чем ее полномочия и закончились. Также решением Черемшанского сельского Совета депутатов от 15 февраля 2023 № 39-159-р внесены изменения и дополнения в Положение о проведении конкурса, касающиеся работы комиссии, отбора кандидатов и определения результатов конкурса.

Одновременно также указала, что решением Черемшанского сельского Совета депутатов от 03 марта 2023г. № 40-161-р назначено проведение конкурса по отбору кандидатур на должность главы Черемшанского сельсовета на 12 апреля 2023 года. Этим же актом признано утратившим силу решение о проведении конкурса, назначенного на 12 января текущего года. Считала, что перечисленными действиями процедура прошлого конкурса завершена, в связи с чем совершить какие-либо действия в отношении конкурсной комиссии и кандидатов не представляется возможным.

Представители административного ответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы Черемшанского сельсовета в лице председателя Заремба Д.В., члена комиссии Бабыкина Ю.Б., представителя административного ответчика Черемшанского сельского совета депутатов Боровского О.А., в судебном заседании заявленные исковые требования признали в полном объеме, полагали их подлежащими удовлетворению в полном объеме, по мнению представителей административных ответчиков, комиссией не соблюдена процедура проведения конкурса в части его окончания с формулировкой как несостоявшегося, считали, что требуется завершить работу комиссии в законном порядке и передать Совету депутатов документы на окончательный выбор главы сельсовета из двух или более кандидатур претендентов.

Представители административного ответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы Черемшанского сельсовета в виде членов комиссии Казнин О.С., Бегунович Е.Н., надлежащим образом и своевременно извещенные о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В предыдущем судебном заседании представители ответчика Казнин О.С., Бегунович Е.Н., заявленные исковые требования не признали в полном объеме, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.

Представитель административного ответчика член конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы Черемшанского сельсовета Верстина Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что истцом не доказан факт бездействия конкурсной комиссии, также полагала, что избирательные права Шеша С.А. проведенным конкурсом, состоявшимся 12 января 2023г., не нарушенными, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации Черемшанского сельсовета, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времен и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, адресовал суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Прокурор Курагинского района, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении слушания дела.

В соответствии со ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд полагал возможным рассмотрение дела при объявленной явке в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, приведенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Принимая во внимание, что конкурсная комиссия при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования действует, реализуя публично-властные полномочия, её деятельность не регулируется нормами трудового законодательства, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ регламентировано, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 34 Закона №131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

На основании части 2.1 названного Федерального закона порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014г. №7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» глава поселения края в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию либо на муниципальных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящей статьи.

Согласно пункта 4 статьи 11 Устава муниципального образования Черемшанский сельсовет Курагинского района Красноярского края глава сельсовета избирается депутатами сельского Совета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию (т.1 л.д. 11-35).

В целях реализации указанных положений законодательства и Устава Черемшанского сельсовета Курагинского района решением Черемшанского сельского Совета Депутатов от 05 сентября 2022г. №29-133-р утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Черемшанского сельсовета (далее по тексту - Положение), опубликованное в газете «Правовая жизнь села» выпуск от 05 сентября 2022г. (т.1 л.д. 36).

Положение содержит основные правила, устанавливающие в соответствии с законодательством РФ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.

Согласно Положению, конкурс обеспечивает равные права граждан Российской Федерации, претендующих на замещение должности главы Черемшанского сельсовета, и проводится с целью отбора кандидатур, наиболее подготовленных для замещения должности главы Черемшанского сельсовета из числа претендентов, представивших документы для участия в конкурсе, на основании их знаний, способностей, профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, а также иных качеств, выявленных в результате проведения конкурса (п.1.2).

Конкурс назначается решение представительного органа сельсовета (п.1.3).

Не позднее дня следующего за днем принятия решения, указанного в п. 1.3 настоящего Положения, представительный орган сельсовета в письменной форме уведомляет Главу Курагинского района об объявлении конкурса и начале формирования конкурсной комиссии (п. 1.5).

Согласно пункту 2.1 Положения, для проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования формируется конкурсная комиссия (далее по тексту - Комиссия) в составе 6 человек, из которых половина состава Комиссии назначается решением Черемшанского сельского Совета депутатов, вторая половина – главой Курагинского района.

Формой работы Комиссии является заседание, которое считается правомочным, если на нем присутствовали более двух третей ее состава. Решением Комиссии принимается большинством от установленного числа ее членов открытым голосованием (п.2.3).

Из числа членов Комиссии избираются председатель и секретарь (п.2.4).

Заседание Комиссии проводится один раз, в день проведения конкурса, за исключением случаев, установленных настоящим Положением (п.2.5).

Порядок проведения конкурса регламентирован разделом 4 Положения.

Так, согласно пункта 4.1 Положения, на основании представленных документов и проверки соответствия кандидатов требованиям, установленным настоящим Положением, Комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе.

Конкурс проводится в два этапа в течение конкурсного дня, если иное не установлено настоящим Положением. Кандидаты участвуют в конкурсе лично (п.4.2).

Первый этап конкурса проводится на основе анкетных данных и представленных документов в форме собеседования (п.4.3).

При проведении итогов первого этапа конкурса Комиссия оценивает конкурсантов, исходя из представленных ими документов. При выставлении оценок Комиссией учитываются биографические данные, уровень образования, стаж работы по специальности, жизненный опыт кандидатов, полнота и достоверность предоставленных документов, в том числе и документов, предоставление которых не носит обязательный характер и др.. Оценка кандидатов на первом этапе производится по пятибалльной системе. Каждый член Комиссии выставляет кандидату соответствующий балл (от 1 до 5) и заносит его в оценочный лист (приложение №3), который удостоверяется подписью члена комиссии (п.4.3.1, п. 4.3.2).

На втором этапе Комиссия рассматривает программы, представленные кандидатами в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения (п.4.4).

При проведении итогов второго этапа конкурса члены Комиссии учитывают качество предоставленных программ, их целесообразность и осуществимость, полноту и содержательность ответов кандидатов, уровень их коммуникативных навыков и навыки публичного выступления (п.4.3.3). По итогам второго этапа конкурса каждый член Комиссии выставляет кандидату соответствующий балл (от 01 до 10) и заносит его в оценочный лист, который удостоверяется подписью члена комиссии.

По завершению конкурсных испытаний подсчитывается общее число баллов по каждому кандидату, полученных при прохождении дух этапов конкурса, данные об этом заносятся в протокол (п.4.5).

Согласно пункта 4.6 Положения, по итогам двух этапов конкурса Комиссия принимает решение об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов. Итоговое решение заносится в протокол, который подписывается членами Комиссии. Протокол заседания Комиссии, документы отобранных кандидатов и материалы конкурсных испытаний направляются Комиссией в представительный орган сельсовета не позднее 2 календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса.

Каждому участнику конкурса Комиссия сообщает о его результатах в письменной форме в течение 3 календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса. Председатель представительного органа сельсовета извещает избранных комиссией кандидатов не позднее чем за 2 календарных дня до даты, на которую назначено заседание представительного органа, о дате, времени и месте заседания (п.4.7).

Если в результате проведения конкурса выявлено менее двух кандидатов, отвечающих требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы муниципального образования сельсовета, и прошедших конкурсные испытания, комиссия признает конкурс не состоявшимся и письменно информирует об этом представительный орган сельсовета, в сроки, установленные п.3.8 настоящего Положения. В этом случае представительный орган в течение 20 календарных дней должен принять решение о проведении нового конкурса (п.4.8) (т.1 л.д. 37-45).

Как следует из представленных материалов дела, решением Черемшанского сельского Совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 21 ноября 2022г. -р объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Черемшанского сельсовета, проведение которого назначено на 12 января 2023г. в 14 часов по <адрес>; определено ответственное лицо за прием документов от кандидатов, их регистрацию, а также организационное обеспечение работы конкурсной комиссии (и.о. главы сельсовета <...>, а в случае ее отсутствия – ведущий специалист администрации <...> (т.1 л.д. 46).

Решением Черемшанского сельского Совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 21 ноября 2022г. № (с учетом изменений, внесенных решением Черемшанского сельского Совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 02 декабря 2022г. ) и распоряжением администрации Курагинского района от 09 января 2023г. -р утвержден состав конкурсной комиссии, согласно которому членами конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы Черемшанского сельсовета назначены: Заремба Д.В., Бабыкин Ю.Б., Боровский О.А., Бегунович Е.Н., Верстина Н.С., Казнин О.С. (т.1 л.д. 47, 48, 52).

Согласно пояснениям сторон, что также согласуется с представленными письменными материалами дела, для участия в конкурсе заявилось 4 кандидата, которыми 23, 27, 28, 29 декабря 2022г. соответственно сданы документы, требуемые для участия в конкурсе, принятые ответственным лицом администрации Черемшанского сельсовета <...>., о чем имеются расписки.

12 января 2023г. в 14 часов состоялось заседание Комиссии в вышеназванном составе, ход проведения конкурсных процедур, а также принимаемые комиссией решения отражены в протоколе заседания комиссии от 12 января 2023г..

Так, при проведении конкурса Комиссией ставились на рассмотрение следующие вопросы:

1) об избрании председателя комиссии и секретаря, которыми на основании предложенных кандидатур (по предложению члена Комиссии Боровского О.А. избрать председателем комиссии Зарембу Д.В., секретарем – Верстину Н.С.), единогласно принято решение избрать председателем Комиссии – Зарембу Д.В., секретарем – Верстину Н.С..

2) о рассмотрении документов, представленных кандидатами на должность главы Черемшанского сельсовета – 4 заявки - от ФИО1, ФИО2, Шеша С.А., ФИО3. По результатам рассмотрения пакетов документов членами комиссии заполнены оценочные листы по 1 этапу конкурса, после чего председатель Комиссии предложил на основании представленных документов перейти ко второму этапу конкурса, на что члены комиссии проголосовали единогласно.

Предложено перейти ко второму этапу конкурса, после перехода кандидаты приглашены в порядке очередности, заслушаны их программы, после чего комиссия проставила баллы каждому кандидату в оценочные листы.

По итогам двух туров конкурса были набраны следующие баллы: у ФИО2 23 балла, Шеша С.А. – 42 балла, ФИО1 – 58 баллов, ФИО3 – 59 баллов.

По вопросу о принятии решения по отбору кандидатур на должность главы Черемшанского сельсовета Бабыкин Ю.Б. предложил проголосовать за каждого кандидата в отдельности: «Считать данного кандидата отвечающим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет и прошедшим конкурсные испытания».

Между тем, по результатам голосования ни одно из решений не было принято Комиссией.

Так, по кандидатуре ФИО3 члены комиссии проголосовали следующим образом: «за» - 3 человека, «против» - 2, «воздержался» - 1;

по кандидатуре ФИО1 члены комиссии проголосовали следующим образом: «за» - 3 человека, «против» - 2, «воздержался» - 1;

по кандидатуре Шеша С.А. члены комиссии проголосовали следующим образом: «за» - 3 человека, «против» - 3;

по кандидатуре ФИО2 члены комиссии проголосовали следующим образом: «за» - 0, «против» - 6, «воздержался» - 0.

По итогам голосования членом комиссии Бегунович Е.Н. предложено следующее: «Поскольку в результате голосования не выявлено ни одного кандидата, отвечающего требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность муниципального образования Черемшанский сельсовет и прошедшим конкурсные испытания, предложено считать конкурс несостоявшимся.

После чего членом комиссии Бабыкиным Ю.Б. предложено проголосовать по указанной формулировке; членом комиссии Боровским О.А. предложено проголосовать со следующей формулировкой: «По результатам голосования считать прошедшим конкурсные испытания кандидатов, набравших наибольшее количество баллов ФИО3 и ФИО1».

По первому предложению члены комиссии проголосовали: «за» - 3, «против» - 2, «воздержался» - 1.

По второму предложению члены комиссии проголосовали: «за» - 3, 3 члена комиссии отказались участвовать в голосовании в связи с тем, что формулировка второго предложения не предусмотрена Положением.

После чего председатель комиссии закрыл заседание конкурсной комиссии.

13 января 2023г. председатель конкурсной комиссии по отбору кандидатур для выборов главы Черемшанского сельсовета направил уведомление Совету депутатов Черемшанского сельсовета о том, что в результате работы конкурсной комиссии в ходе заседания сформулировано два решения, за которые проголосовало равное количество участников, ввиду чего выборы не состоялись. Одновременно предложено, исходя из данной ситуации, на ближайшем заседании Черемшанского совета депутатов, обсудить результаты конкурсной комиссии, определить необходимые решения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как уже указывалось выше, исходя из положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, самостоятельными предметами судебной проверки могут быть действия, бездействие, решения государственных органов.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Между тем, по настоящему делу совокупности условий, предусмотренных приведенными выше нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного иска не установлено.

Анализируя вышеприведенные обстоятельства, суд не усматривает правовых оснований для признания бездействия Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет, поскольку в ходе судебного разбирательства письменными материалами дела и пояснениям сторон установлено, что конкурсная комиссия на каждом из двух этапов конкурсных процедур действовала в пределах своих полномочий (в соответствии с установленным порядком проведения конкурса, организовано проведение конкурса; рассмотрены документы, представленные на конкурс, каждого из кандидатов; принято решение о допуске каждого из кандидатов к участию в конкурсе; приняты протокольные решения по итогам двух завершенных этапов конкурсных процедур). Кроме того, как установлено из протокола заседания конкурсной комиссии от 12 января 2023г. при принятии указанных решений имелся кворум, голосование проводилось всем шестью членами комиссии.

То обстоятельство, что 12 января 2023г. в результате работы конкурсной комиссии не было принято именно решения об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее количество баллов, по мнению суда, не является основанием для признания бездействия со стороны конкурсной комиссии, поскольку конкурсная комиссия, с учётом принципа самостоятельности представительного органа муниципального образования, при решении данного вопроса при выше установленных обстоятельствах, не была лишена права назначить новый конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.

Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 22.04.2013 № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Согласно пояснениям представителей ответчиков – администрации Курагинского района Боевой О.Н., членов конкурсной комиссии Бегунович Е.Н., Казнина О.С., Верстиной Н.С., конкурсная комиссия 12 января 2023г. приняла решение коллегиально по результатам голосования, в ходе которого все члены комиссии голосовали по своему внутреннему убеждению в отношении каждого из кандидатов. При этом, фактически по результатам голосования Комиссией не было отобрано не менее двух кандидатов, набравших наибольшее количество баллов, для рассмотрения их Черемшанским сельским Советом депутатов, после чего, исходя из принципа самостоятельности представительного органа муниципального образования, при решении данного вопроса проведение конкурса и работа комиссии была признана завершенной.

Право на самостоятельное в рамках установленных Законом общих принципов организации местного самоуправления определение порядка формирования органов местного самоуправления муниципального образования прямо отнесено к правосубъектности населения муниципального образования осуществляемое, в данном случае, через представительный орган, не может ограничивать права граждан на участие в осуществлении местного самоуправления.

Суд отмечает, что само по себе принятие конкурсной комиссией решения в отношении конкретных кандидатов, находится в исключительной компетенции данного органа, которое принимается коллегиально, исходя из сравнительной оценки уровня профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков и иных личностных и деловых качеств кандидатов, которые являются предпочтительными для осуществления полномочий главы муниципального образования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Решением Черемшанского сельского совета депутатов Курагинского района от 03 марта 2023г. №40-161-р вновь объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Черемшанского сельсовета, проведение которого назначено на 12 апреля 2023г. в 14 часов. Решением Черемшанского сельского совета депутатов Курагинского района от 03 марта 2023г. №40-162-р и распоряжением администрации Курагинского района от 05 апреля 2023г. №167-р определен состав конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы администрации Черемшанского сельсовета.

В судебном заседании представитель ответчика Заремба Д.В. также пояснил, что ввиду возникшей ситуации в ходе проведения конкурса 12 января 2023г., не регламентированной Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Черемшанского сельсовета, решением Черемшанского сельского Совета депутатов Курагинского района от 15 февраля 2023г. №39-159-р внесены изменения и дополнения в Положение.

Ссылка заявителя на нарушение бездействием конкурсной комиссией его прав на осуществление местного самоуправления безосновательна, Шеша С.А. не лишен права на равных с другими гражданами Российской Федерации условиях участвовать в качестве кандидата в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы администрации поселения в определенные решением конкурсной комиссией сроки.

Согласно пояснениям сторон, административным истцом Шеша С.А. также реализовано свое избирательное право, при объявлении нового конкурса.

Мнение административного истца о том, что в соответствии со ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" конкурсная комиссия должна была отобрать не менее двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в ходе проведения конкурса, является ошибочным, основано на неправильном толковании положений указанной нормы права, которая предусматривает только порядок и процедуру назначения на должность главы администрации.

Межу тем, при разрешении административного иска, суд учитывает, что административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административным истцом в административном иске не приведены обоснованные доводы о нарушении каких-либо прав и свобод, подлежащих восстановлению, за защитой которых он обратился в суд, допущенных административными ответчиками, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного иска и в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Доводы административного истца Шеша С.А. о нарушении его прав как гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным носят декларативный характер. Шеша С.А. в настоящее время реализовал свое право на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы МО Черемшанский сельсовет, назначенному на 12 апреля 2023г., целью которого является отбор на альтернативной основе кандидатов.

Поскольку заявленное истцом при проведении конкурса бездействие, выразившееся в нарушении проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет (в частности 2 этапа) в ходе судебного разбирательства, повлиявшие на его результат не установлены, а признание конкурса, имевшего место 12 января 2023г., не состоявшимся, само по себе не носит существенный характер, прав административного истца не нарушает, правовые основания для удовлетворения исковых требований в указанной части, вопреки доводам административного истца, у суда отсутствуют.

Также не имеется оснований для возложении обязанности на конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет в течение двух дней с момента вступления в силу решения по настоящему административному делу устранить нарушения прав административного истца путем принятия решения об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов и направления соответствующих документов на указанных кандидатов в представительный орган Черемшанского сельсовета, поскольку заседание Комиссии проводится один раз, в день проведения конкурса, что регламентировано п.2.5 Положения. Более того, результаты проведения конкурсных процедур также были предметом оценки депутатами Черемшанского сельского Совета депутатов, которыми также было принято решение №40-161-р от 03 марта 2023г. о назначении нового конкурса по отбору кандидатов на должность главы сельсовета, законность данного решения административным истцом не оспаривается, при этом решение №34-146-р от 21 ноября 2022г. (о назначении прежнего конкурса) признано утратившим.

Таким образом, поскольку в судебном заседании не было установлено допущенного административными ответчиками незаконного бездействия и нарушения каких-либо прав административного истца, в том числе избирательных, которым подтверждающие доказательства также представлены не были, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Шеша С.А. в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Шеша С.А. о признании незаконным бездействия конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Черемшанский сельсовет, возложении обязанности устранить нарушения – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы в Курагинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий П.В. Васильева

Мотивированное решение изготовлено и подписано <...>

Судья Курагинского районного суда П.В. Васильева