ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3842/202313И от 13.07.2023 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-3842/2023 13 июля 2023 года

УИД 29RS0023-01-2023-002786-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Русановой Л.А.,

при секретаре Полупановой А.Е.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в городе Северодвинске административное дело по административному исковому заявлению государственного бюджетного специализированного учреждения Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр «Солнышко» о признании незаконным и отмене постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» № 5-3/2 от 21.02.2023,

установил:

государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр «Солнышко» (далее по тексту - ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко», Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» № 5-3/2 от 21.02.2023,

В обоснование требований указано, что муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее - Комиссия, коллегиальный орган) 21.02.2023 вынесено постановление № 5-3/2. Полагает, что Комиссия, вынося указанное постановление, действовала за пределами своей компетенции, незаконно возложив на Учреждение обязанность совершить действия, не относящиеся к компетенции Учреждения. С учетом уточненных административных исковых требований, просило суд признать незаконным и отменить постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» №5-3/2 от 21.02.2023.

Административный истец ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. В ходе рассмотрения дела представитель Учреждения Варанкина К.Е., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик муниципальная комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск», извещенная надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила. В ходе рассмотрения дела представитель Комиссии Гороховская Н.И. с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Административный ответчик Администрация городского округа Архангельской области «Северодвинск», извещенный надлежащим образом, в суд своего представителя не направил.

Заинтересованные лица ОМВД России по г.Северодвинску, ГБОУ АО «Няндомское специальное учебно-воспитательное учреждение», Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, прокуратура г.Северодвинска, МАОУ «СОШ№30№, МАОУ «СОШ №12», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Заинтересованные лица Непытаев Е.В., Талашова Р.П., действующая в своих интересах, а также как законный представитель заинтересованных лиц ФИО15ФИО16ФИО10, ФИО7, извещены надлежащим образом, в суд не явились.

Заинтересованное лицо Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области, извещенное надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, предоставило письменный отзыв.

Исследовав материалы рассматриваемого дела, а также материалы дела №2а-4846/2022, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» 21.02.2023 вынесено постановление №5-3/2, которым Комиссия постановила:

1. Дополнения в КМП ИПР с семьей несовершеннолетних ФИО17ФИО10, ФИО8 повторно вернуть для устранения недостатков.

2. ГБУСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» осуществить надлежащую подготовку изменений и дополнений в КМП ИПР с учетом устранения недостатков, изложенных в описательно-мотивировочной части постановления № 38-3/10 от 27.12.2022 и с учетом необходимости продолжения индивидуальной профилактической работы с ФИО18 содержащимся в ГБОУ Архангельской области «Няндомское специальное учебно-воспитательное учреждение».

3. Изменения и дополнения в КМП ИПР с внесенными в них исправлениями в кратчайшие сроки направить в комиссию для утверждения.

Считая данное постановление незаконным, ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» обратилось в суд с заявленными требованиями.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» урегулирована Законом Архангельской области от 02.03.2005 N 4-2-ОЗ (далее – Закон № N 4-2-ОЗ), в соответствии с пунктом 2 статьей 2 которого в Архангельской области создаются территориальные (муниципальные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - территориальные (муниципальные) комиссии) - территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные Правительством Архангельской области и осуществляющие деятельность на территории городских округов, муниципальных округов или муниципальных районов Архангельской области (далее - территориальные комиссии), либо муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные представительными органами городских округов, муниципальных округов или муниципальных районов Архангельской области в случае наделения данных органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществляющие деятельность на территории городских округов, муниципальных округов или муниципальных районов Архангельской области (далее - муниципальные комиссии).

В соответствии с пунктом 1.1. Закон №4-2-ОЗ одним из принципов организации и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является поддержка семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействие с ней.

В силу статьи 1.3 Закона №4-2-ОЗ задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются, в том числе, предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

При этом в соответствии со статьей 1.2. Закона №4-2-ОЗ правовую основу деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляет, в том числе Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Согласно статье 6 Закона №4-2-ОЗ территориальные (муниципальные) комиссии информируют соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", их родителями или иными законными представителями (пункт 7); утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и контролируют их исполнение (пункт 28); принимают в пределах своей компетенции меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации ( пункт 34).

Согласно пункту 12 статьи 3 Закона №4-2-ОЗ территориальные (муниципальные) комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о территориальной (муниципальной) комиссии, утверждаемым постановлением Правительства Архангельской области, с учетом примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждаемого Правительством Российской Федерации, и настоящего закона.

Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и обязанности их должностных лиц определяются Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 №995, согласно которому территориальные (муниципальные) комиссии координируют проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролируют их исполнение;

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон №120-ФЗ) установлено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Архангельской области от 21.08.2014 N 341-пп утверждено Положения о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, согласно пункта 6 которого территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: координирует проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона №120-ФЗ (подпункт 23); утверждает межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимает постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролирует их исполнение (подпункт 24).

Согласно статье 1 Федерального закона № 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

На территории городского округа Архангельской области «Северодвинск» на основании постановление мэра Северодвинска от 11.10.2005 № 113 образована муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Северодвинск».

Действующий состав муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» утвержден постановлением врио Главы Северодвинска от 13.12.2022 №480-па.

Изложенное свидетельствует о наличии у муниципальной комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» предусмотренных законом полномочий по утверждению межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их законными представителями, перечисленными в статье 5 Федерального закона № 120-ФЗ, по контролю за их составлением (в том числе, за полнотой, своевременностью составления и т.п.) учреждениями системы профилактики и представлением в Комиссию для утверждения.

На основании вступившего в законную силу решения Северодвинского городского суда Архангельской области №2а-6968/2022 от 06.12.2022 несовершеннолетний ФИО2 Р.Е. помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, то есть в силу подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 120-ФЗ является лицом, в отношении которого органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна проводится индивидуальная профилактическая работа.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона №120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Вместе с тем, имеющимся в материалах дела решением Северодвинского городского суда Архангельской области №2а-4846/2022 от 25.07.2022 установлено, что законные представители несовершеннолетнего ФИО19 Талашова Р.П. и Непытаев Е.В. неоднократно привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ:, за что им назначалось наказание в виде административного штрафа, При этом ФИО9 и ФИО2 Е.В. являются законным представителями несовершеннолетних ФИО2 Д.Е. и ФИО10

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 120-ФЗ, а также Устава ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко», указанное Учреждение относится к учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» является коллегиальным органом, который уполномочен утверждать КМП ИПР с несовершеннолетним ФИО2 Р.Е. и его семьей, а также дополнения к нему, осуществлять контроль за их составлением учреждениями системы профилактики, в том числе ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» и представлением в Комиссиию для утверждения.

Материалами дела подтверждается, что постановлением муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Северодвинск» от 27.12.2022 №38-3/10 дополнения в КМП ИПР с семьей несовершеннолетних ФИО21ФИО20., ФИО10, подготовленные Учреждением, возвращены для устранения недостатков. ГБУСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» осуществить надлежащую подготовку изменений и дополнений в КМП ИПР с учетом устранения недостатков, изложенных в описательно-мотивировочной части постановления, и в кратчайший срок направить в комиссию для утверждения.

Указанное постановление Комиссии в установленном законом порядке незаконным не признано.

Во исполнение указанного постановления Комиссии Учреждением 26.01.2023 подготовлены и представлены 08.02.2023 (исх. №283 от 26.01.2023) дополнения в КМП ИПР с семьей несовершеннолетних ФИО23ФИО22., ФИО10

Постановлением Комиссии от 21.02.2023 №5-3/2 указанные дополнения в КМП ИПР с семьей несовершеннолетних ФИО24ФИО10, ФИО8 повторно возвращены для устранения недостатков. Указано на необходимость ГБУСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко» осуществить надлежащую подготовку изменений и дополнений в КМП ИПР с учетом устранения недостатков, изложенных в описательно-мотивировочной части постановления № 38-3/10 от 27.12.2022 и с учетом необходимости продолжения индивидуальной профилактической работы с ФИО25 содержащимся в ГБОУ Архангельской области «Няндомское специальное учебно-воспитательное учреждение». Изменения и дополнения в КМП ИПР с внесенными в них исправлениями в кратчайшие сроки направить в комиссию для утверждения.

Вместе с тем, недостатки, изложенные в описательно-мотивировочной части постановления от 27.12.2022 №38-3/10, Учреждением в полном объеме не устранены.

Материалами дела подтверждается, что в представленных дополнениях в КМП ИПР Учреждением не определены мероприятия, подтверждающие организацию взаимодействие и обмен информацией с ГБОУ Архангельской области «Няндомское специальное учебно-воспитательное учреждение» по вопросам содержания, реабилитации, обучения по программе общего образования, организации досуга и каникулярного времени ФИО26Указанные дополнения в подписаны социальным педагогом, что является нарушением требований к оформлению КМП ИПР.

Указанное обстоятельство не оспаривается в ходе рассмотрения дела представителем административного истца.

Доказательств исполнения постановления Комиссии от 27.12.2022 №38-3/10 в полном объеме административным истцом суд не представлено, материалы дела не содержат.

Пункт 3 статьи 11 Федерального закона № 120-ФЗ устанавливает в качестве единственно допустимой и возможной формы принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних – постановление, которое обязательно для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск», поскольку обжалуемое постановление принято и составлено Комиссией в соответствии с требованиями законодательства, в пределах предоставленных полномочий с соблюдением формы и кворума, предусмотренных пунктами 21.1, 20 Положения о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 21.08.2014 № 341-пп, вынесено без нарушения прав административного истца, в ходе проверки исполнения постановления Комиссии от 27.12.2022 №38-3/10.

На основании изложенного, заявленные Учреждением административные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления государственного бюджетного специализированного учреждения Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр «Солнышко» о признании незаконным и отмене постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» № 5-3/2 от 21.02.2023, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2023.

Председательствующий Л.А.Русанова