к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 02 августа 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Успенского А. А.овича к административным ответчикам – Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, администрации города Сочи о признании незаконными действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Успенский А.А. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ, выраженный в письме за номером № от ДД.ММ.ГГГГ; считать утвержденной схему расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, по <адрес>; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (город Сочи) произвести учет изменений сведений в государственном кадастре недвижимости в части изменении границ и площади земельного участка с кадастровым номером № без согласования с собственником земельного участка, на основании решения суда и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по <адрес>, без истребования дополнительных документов, по его заявлению; обязании провести государственный кадастровый учет земельного участка, общей площадью 35 кв.м, расположенного в границах кадастрового квартала №, по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «объекты электро-, тепло-, газо- водоснабжения и водоотведения», на основании решения суда и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по <адрес>, без истребования дополнительных документов, по его заявлению; регистрации права муниципальной собственности на вновь сформированный испрашиваемый земельный участок; обязании администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с ним договор аренды испрашиваемого земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 439.1 кв.м; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 49.5 кв.м; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 107.2 кв.м; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 100.4 кв.м; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 954.2 кв.м.
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес>, общей площадью 2954 кв.м из земель населенных пунктов, с разрешенном использованием – для эксплуатации зданий производственной базы, находящемся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи. В октябре 2017 года, он, Успенский А.А., с целью надлежащего оформления прав на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости, обратился в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением о предоставлении указанного земельного в аренду без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ года в ответ на данное заявление им был получен отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании того, что на испрашиваемом земельном участке, помимо объектов, принадлежащих ему, Успенскому А.А., расположено здание трансформаторной подстанции, принадлежность которого не известно.
В январе 2018 года, указывает административный истец, он выяснил, что трансформаторная подстанция 132 с кадастровым номером №, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, числится на балансе филиала ПАО «Кубаньэнерго» «Сочинские электрические сети», введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный №. Данная трансформаторная подстанция внесена в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являющийся приложением № к плану приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Краснодарэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ под №.
Учитывая, что причиной отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду послужило именно наличие на этом земельном участке трансформаторной подстанции (как объекта права собственности третьего лица) и с целью дальнейшего оформления права аренды на земельный участок, занятый его объектами недвижимости, указывает административный истец, им было принято решение о необходимости раздела земельного участка с кадастровым номером №. С этой целью им была заказана и выполнена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой земельный участок с кадастровым номером № фактически разделен на два самостоятельных земельных участка: первый – занятый объектами производственной базы, второй – для эксплуатации трансформаторной подстанции.
Указывает, что местоположение границ земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (с сохранением его в измененных границах), сформированы с учетом расположения на образуемом земельном участке объекта недвижимости - здания трансформаторной подстанции 132 с кадастровым номером № и его фактическое использование. Образуемый участок представляет собой самостоятельное землепользование. Площадь образуемого земельного участка - 35 кв.м.
В апреле 2018 года он, Успенский А.А., обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи за получением муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении». ДД.ММ.ГГГГ года в ответ на указанное заявление ему письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении» по причине отсутствия согласия в письменной форме собственников объектов недвижимости, расположенных испрашиваемом земельном участке.
В данной ситуации, указывает административный истец, он лишен всякой возможности приобретения законных прав на земельный участок, фактически занятый принадлежащими ему объектами недвижимого имущества. Считает оспариваемый отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Административный истец и его представитель в назначенное судебное заседание не явились, в адресованном суду заявлении представитель административного истца просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам ст.292 Кодекса административного судопроизводства РФ, на требованиях настаивают.
Представитель административного ответчика – администрации города Сочи, Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, по доверенности Козаев Э.П., в назначенное судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам ст.292 Кодекса административного судопроизводства РФ, в удовлетворении требований отказать.
В назначенное судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Сочи), о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
С учетом положений п.2 ст.291 Кодекса административного судопроизводства РФ суд находит возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, находит в удовлетворении исковых требований отказать, по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, Успенскому А.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 439.1 кв.м; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 49.5 кв.м; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 107.2 кв.м; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 100.4 кв.м; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 954.2 кв.м.
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес><адрес>, общей площадью 2954 кв.м из земель населенных пунктов, с разрешенном использованием – для эксплуатации зданий производственной базы, находящемся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
В апреле 2018 года Успенский А.А., обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи за получением муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении».
ДД.ММ.ГГГГ года в ответ на указанное заявление письмом за № от ДД.ММ.ГГГГУспенскому А.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении» по причине отсутствия согласия в письменной форме собственников объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Так, согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной в рамках межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2954 кв.м, с видом разрешенного использования – для обеспечения эксплуатации зданий производственной базы, расположенный по <адрес>, находится в собственности муниципального образования город Сочи. При этом административный регламент «Утверждение схемы расположения земельного участка иди земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящиеся в муниципальной собственности, при разделе, объединении», утвержденный Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного пользования, или пожизненного наследуемого владения.
Получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица, заинтересованные в образовании земельного участка (земельных участков) путем раздела земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, либо предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также физические и юридические лица при объединении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принадлежащих им на правах аренды, а также предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.
Также, согласно указанной Выписке из Единого государственного реестра недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: №; №; №; №; №; №.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной в рамках межведомственного взаимодействия в здании с кадастровым номером № указаны кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании№; №; №; №№.
При этом отсутствует согласие в письменной форме всех собственников объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, что в соответствии с п.п.1 п.29 Административного регламента «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении», утвержденного Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно ст.39.1. Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2. Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Статьей 7 Земельного кодекса РФ закреплено, что земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление) и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд,
Иных доказательств обоснованности административного искового заявления административным истцом суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.95, 175-180, 290, 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Успенского А. А.овича к административным ответчикам – Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, администрации города Сочи о признании незаконными действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании устранить допущенное нарушение – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения суда.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов