Дело № 2а-3845/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 декабря 2021 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кукленко С.В.,
при секретаре судебного заседания Закарян С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГУФСИН России по Ростовской области к административному ответчику ОСП по работе с юридическими лицами по г. Ростову-на-Дону, заинтересованные лица: Ленинский РОСП г. Ростова-на-Дону, УФССП России по РО об освобождении от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
ГУФСИН России по Ростовской области обратилось в суд с данным административным исковым заявлением указав, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Ростова-на-Дону возбуждено исполнительное производство № по решению Багаевского районного суда <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Ростова-на-Дону вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № в отношении ГУФСИН России по Ростовской области в размере 50 000 рублей. Однако, постановление от ДД.ММ.ГГГГ Ленинского РОСП г. Ростова-на-Дону о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины должника, кроме того, о назначении самого исполнительского сбора административный истец узнал совершенно случайно, при изучении иных материалов. Должником ГУФСИН России по Ростовской области предпринят ряд мер по исполнению решения суда. ДД.ММ.ГГГГ Ленинский РОСП был проинформирован о том, что в Багаевский районный суд Ростовской области направлено заявление о прекращении исполнительного производства. Также ДД.ММ.ГГГГ Ленинский РОСП г. Ростова-на-Дону проинформирован административным истцом о направлении заявки в ФКУ ЦИГИЖБО ФСИН России о потребности мебели и инвентаря, необходимых для исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский РОСП направлены аналогичные письма о выделении финансирования с приложением копий подтверждающих документов. Определением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03.12.2020 исполнительное производство от 13.08.2019 № 22670/20/61085-ИП прекращено. Судом установлено, что в случае обеспечения ГУФСИН России по Ростовской области финансирования ФКУ КП-8 ГУФСИН России по Ростовской области по решению Багаевского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ последует нарушение установленного законом порядка на целевое финансирование федеральных казенных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данный довод сделан на основании того, что ФСИН России, а не ГУФСИН России по Ростовской области осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
На основании изложенного, просит освободить ГУФСИН России по Ростовской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству №.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 8. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, составляет 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 6, 7 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать и с юридических лиц исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов административного дела, решением Багаевского районного суда Ростовской области суд обязал ГУФСИН России по Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ КП-8 ГУФСИН России по Ростовской области в целях выполнения требований приложения № 2 к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ№, обеспечения осужденных 78 тумбочками, 277 табуретами и 498 пищевыми ячейками; оборудования кабинетов начальников отрядов № 2, 3, 4, 5, 7 и 8 шкафами металлическими (сейфами); обеспечения имеющихся помещений воспитательной работы отрядов стульями полумягкими, книжными шкафами, стенд-витринами и досками классными; оборудования варочного, рыбно-мясного и овощного цехов, а также помещений для раздевания и одевания банно-прачечного комплекса тумбочками, табуретами, столами прямоугольными, зеркалами настенными и баком для питьевой воды.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Багаевским районным судом Ростовской области, в отношении должника ГУФСИН России по Ростовской области возбуждено исполнительное производство №
Сведений о вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, материалы дела не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Ростова-на-Дону вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в отношении ГУФСИН России по <адрес> в размере 50 000 рублей.
Однако, постановление от ДД.ММ.ГГГГ Ленинского РОСП г. Ростова-на-Дону о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины должника, кроме того, о назначении самого исполнительского сбора административный истец узнал совершенно случайно, при изучении иных материалов.
Должником ГУФСИН России по <адрес> предпринят ряд мер по исполнению решения суда. ДД.ММ.ГГГГ Ленинский РОСП был проинформирован о том, что в Багаевский районный суд <адрес> направлено заявление о прекращении исполнительного производства.
Также ДД.ММ.ГГГГ Ленинский РОСП г. Ростова-на-Дону проинформирован административным истцом о направлении заявки в ФКУ ЦИГИЖБО ФСИН России о потребности мебели и инвентаря, необходимых для исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский РОСП направлены аналогичные письма о выделении финансирования с приложением копий подтверждающих документов.
ДД.ММ.ГГГГ на основании положения об отделе судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по РО от ДД.ММ.ГГГГ№ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№-МП в Отдел судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростову-на-Дону для дальнейшего исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о принятии для дальнейшего исполнения исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№ и присвоен новый регистрационный №-ИП.
Определением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ№ прекращено. Судом установлено, что в случае обеспечения ГУФСИН России по Ростовской области финансирования ФКУ КП-8 ГУФСИН России по Ростовской области по решению Багаевского районного суда Ростовской области от 25.07.2018 последует нарушение установленного законом порядка на целевое финансирование федеральных казенных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данный довод сделан на основании того, что ФСИН России, а не ГУФСИН России по Ростовской области осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по г. Ростову-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ прекращено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ№
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Исполнение решения связано с необходимостью проведения определенных видов работ и получения бюджетных денежных средств.
Также суд отмечает, что согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
Требования, изложенные в исполнительном документе, об обязании ГУФСИН России по Ростовской области произвести финансирование учреждения, не может осуществляться по особым правилам, закрепленным в главе 13 Закона об исполнительном производстве и общим условиям совершения исполнительных действий, регламентированным ст. 105 указанного закона.
Кроме того, согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, указанному выше, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 13 Положения установлено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном бюджете.
Распоряжением ФСИН России от 16.11.2010 № 260-р утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний». Смета по лимитам бюджетных обязательств по выполнению функций учреждений или органа УИС составляется на период одного финансового года. Структурные подразделения ФСИН России, ответственные за распределение бюджетных ассигнований по курируемым направлениям расходов на основании предложений территориальных органов распределяют территориальным органам ФСИН России денежные средства из лимитов бюджетных обязательств без изменения лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний».
Порядок расходования средств от приносящей доход деятельности установлен Распоряжением ФСИН России от 18.08.2019 № 205-р «О нормативах и порядке использования превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы.
Суд приходит к выводу, что требования исполнительного документа ГУ МВД России по Ростовской области были исполнены в пределах установленного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячного срока со дня предъявления исполнительного документа к исполнению.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд находит обоснованными административные исковые требования об освобождении административного истца от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования удовлетворить.
Освободить ГУФСИН России по Ростовской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №).
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2021 года.
Судья Кукленко С.В.