Дело № 2а-3846/2019 в окончательной форме 05 августа 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Соколовой Е.В.,
с участием представителя административного истца ООО «Деловые линии» – адвоката Дергуновой Н.В., представившей удостоверение №8739, ордер №521 от 27.05.2019 года и доверенность №51526 от 09.01.2019 года, сроком до 31.12.2019 года,
представителя административного ответчика Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга – Пивнюк А.А., действующей на основании доверенности №37 от 18.12.2018 года, сроком по 31.12.2019 года,
при секретаре Папукчи А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Деловые линии» к Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга о признании незаконными акта проверки и предписания, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Деловые линии» обратилось в суд с административным иском Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга о признании незаконными акта проверки №71/к от 30.10.2018 года, предписания выявленных нарушений №22/ПК от 30.10.2018 года, просит указанные акт и предписание отменить.
В обоснование требований административный истец указал, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной Комитетом по труду и занятости населения составлен акт проверки от 30.10.2018 года № 71/к и вынесено предписание №22/ПК от 30.10.2018 об устранении нарушений, а именно устранить в срок до 31.12.2018 нарушения ст. 1-1 Закона Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» от 25.07.2003 года №280-25 в части выполнения квоты для трудоустройства инвалидов. Оспариваемые акт и предписание считает незаконными, поскольку плановая проверка проведена с грубым нарушением закона, административный истец не был уведомлен о проведении плановой проверки в установленный законом срок и в установленном законом порядке. Кроме того, административным истцом проведена работа по созданию и выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, что установлено актом проверки. Между тем выполнение квоты и исполнения предписания является неисполнимым ввиду отсутствия на рынке труда необходимого количества-соискателей инвалидов. На основании чего ООО «Деловые линии» просит признать акт и предписание незаконными и отменить их.
Представитель административного истца ООО «Деловые линии» – Дергунова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала на основании доводов административного искового заявления. Просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга – Пивнюк А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление. Просила в административном иске отказать.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимосвязь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействие) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пунктов 1.2, 1.2-1 Положения о Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2006 года № 1542, органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга в сфере труда, занятости населения и трудовой миграции, в том числе обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, в пределах своей компетенции является Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
К задачам Комитета согласно п. 2.2 Положения отнесено осуществление на территории Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции контроля за обеспечением конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы на территории Санкт-Петербурга.
Для осуществления этих задач Комитет согласно п. 3.1 Положения наделен полномочиями по надзору и контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
Выдача предписания об устранении выявленных нарушений в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в случае наличия в акте проверки юридического лица фактов нарушений законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга предусмотрено также п. п. 3.7.1, 3.7.2 и 3.7.4 Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного распоряжением Комитета от 14 февраля 2014 года № 28-р.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга №225-р от 17.10.2018 года, в ходе проведения должностными лицами Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга плановой выездной проверки ООО «Деловые линии» установлено, что у административного истца в проверяемый период (с октября 2017 года по сентябрь 2018 года) существовало 24 выделенных (созданных) в счет квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом на указанные рабочие места не трудоустроено ни одного инвалида, что подтверждается ежемесячно предоставляемой административным истцом информацией в Агентство занятости населения Московского района Санкт-Петербурга.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30 октября 2018 года №71/к, на основании которого, по результатам произведенной проверки, главным специалистом контрольно-ревизионного отдела Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга в адрес ООО «Деловые линии» вынесено предписание №22/ПК об устранении в срок до 31 декабря 2018 года выявленных нарушений ст. 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 года № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» в части выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Обратившись в суд с настоящим административным иском, ООО «Деловые линии» указало, что административным истцом были приняты меры по обеспечению квоты - рабочих мест для инвалидов, однако квоты не были выполнены по независимым от административного истца обстоятельствам, ввиду отсутствия на рынке труда необходимого количества-соискателей инвалидов.
В силу действия статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации законодательство о социальной защите относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Санкт-Петербурге принят Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 №280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», регулирующий порядок исполнения работодателями законной обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Согласно ст. 1-1 Закона Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.
Выполнение работодателями квоты может осуществляться следующими способами:
1) заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны;
2) заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации;
3) создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями;
4) создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями.
Выполнением квоты в соответствии с частью первой настоящей статьи считается трудоустройство в организации инвалидов на все созданные (выделенные) рабочие места, подтвержденное заключением трудовых договоров.
Следовательно, выбирая способ выполнения квоты, указанный в части 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», работодатель должен осознавать, что обязанность по выполнению квоты будет исполнена им только после трудоустройства инвалидов на выделенные для них рабочие места, а не после создания или выделения таких рабочих мест.
Материалами дела подтверждено, что административным истцом был избран первой способ выполнения квоты.
Материалами дела подтверждено, что ООО «Деловые линии» 03.12.2018 года обратилось в Агентство занятости населения Московского района Санкт-Петербурга за государственной услугой содействия работодателям в подборе необходимых работников, за период с октября 2017 года по декабрь 2018 года проведено трудоустройство одного работника с инвалидностью, между тем, доказательств невозможности трудоустройства инвалидов на рабочие места в ООО «Деловые линии» путем реализации административным истцом иных способов, поименованных в законе, в ходе слушания дела не представлено.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривались ни в ходе проведении проверки, ни в ходе слушания настоящего дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный орган, установив, что действия общества не соответствуют требованиям законодательства, правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями вынес оспариваемое предписание.
Доводы административного истца о том, что административный орган не уведомил ООО «Деловые линии» в соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой выездной проверки, что является нарушением закона и влечет отмену вынесенного по результатом такой плановой проверки предписания, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Порядок организации и проведения плановой проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По смыслу части 12 статьи 9 указанного Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что уведомление вместе с распоряжением о проведении плановой выездной проверки органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), было направлено ООО «Деловые линии» 26 октября 2018 года по адресу электронной почты начальника отдела кадрового делопроизводства и отчетности ООО «Деловые линии» Волобуевой Е.В., которая также ознакомлена с распоряжением о проведении проверки, о чем в акте о проведении проверки имеется ее подпись.
Кроме того, представитель ООО «Деловые линии» - Волобуева Е.В., действующая на основании доверенности в ходе проверки, проведенной с ее участием, каких-либо заявлений о несвоевременном извещении, о предстоящей проверке, либо о несвоевременном ознакомлении с приказом о проведении проверки ООО «Деловые линии» заявлено не было.
При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению заявленного административного иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Деловые линии» к Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга о признании незаконными акта проверки №71/к от 30.10.2018 года, предписания выявленных нарушений №22/ПК от 30.10.2018 года, обязании совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Соколова