ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3848/2023-2023 от 02.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2а-3848/23-2023

46RS0030-01-2023-004707-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 октября 2023 г. г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего - судьи Капаниной Н.В.,

при секретаре Лепшеевой Д.В.,

с участием:

административного истца Синельникова В.В. и его представителя Келехсаева Б.М.,

представителя административного ответчика - Курского городского Собрания и заинтересованного лица - председателя Курского городского Собрания Токарева В.В. - Пахомовой Т.Г.,

представителя заинтересованного лица - Администрации г. Курска Шишкиной М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Синельникова Владимира Владимировича к Курскому городскому Собранию о признании недействующим с момента опубликования решения Курского городского Собрания от 21.02.2023 № 24-07-ОС в части изменения границ городского округа «город Курск» путем отнесения территории площадью 8,7 га к территории муниципального образования «Ворошневский сельсовет» Курского района Курской области,

УСТАНОВИЛ:

Синельников В.В. обратился в суд с административным иском к Курскому городскому Собранию о признании недействующим с момента опубликования решения Курского городского Собрания от 21.02.2023 № 24-07-ОС в части изменения границ городского округа «город Курск» путем отнесения территории площадью 8,7 га к территории муниципального образования «Ворошневский сельсовет» Курского района Курской области. В обоснование требований указал, что при принятии нормативного-правового акта на основании инициативы Правительства Курской области у представительного органа отсутствовала исчерпывающая информации о характеристиках планируемого к возведению объекта; оспариваемый акт должен был быть основан на данных оценки регулирующего воздействия, так как строительство газопровода - отвода для целей газоснабжения планируемого в будущем предприятия фактически является одним из способов осуществления капитальных вложений; оспариваемый акт нарушает право административного истца на доступ к информации о состоянии окружающей среды и ограничивает право административного истца на осуществление местного самоуправления, так как по закону представительные органы муниципалитетов обязаны при принятии решений руководствоваться мнением населения соответствующего образования.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены председатель Курского городского Собрания Токарев В.В., Администрация Курской области, Правительство Курской области, Администрация г. Курска, Администрация Курского района Курской области, Администрация муниципального образования «Ворошневский сельсовет» Курского района Курской области.

Определением суда из числа лиц, участвующих в деле, исключена прокуратура Курской области.

В ходе судебного заседания административный истец Синельников В.В. и его представитель по устному ходатайству Келехсаев Б.М. требования административного иска поддержали по основаниям в нем изложенным; просили об их удовлетворении в полном объеме. В ходе судебного разбирательства административный истец указал, что фактически предмет спора можно считать утраченным; при этом считает, что в будущем это право может быть нарушено вновь, поскольку предполагает, что такое решение будет принято повторно.

Представитель административного ответчика - Курского городского Собрания и заинтересованного лица - председателя Курского городского Собрания Токарева В.В. по доверенностям Пахомова Т.Г. в судебном заседании требования административного иска не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении и в дополнительных возражениях, полагая, что административным истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов. Также пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Курским городским Собранием было принято решение о внесении изменения в обжалуемое решение, в части исключения положений о муниципальном образовании «<адрес><адрес>» <адрес>, в связи с чем отсутствует предмет спора.

Представитель заинтересованного лица - Администрации <адрес> по доверенности Шишкина М.Д. в судебном заседании пояснила, что считает заявленные требования необоснованными, поддержав возражения на административный иск; пояснив, что принятие правового акта - решения Курского городского Собрания в феврале 2023 г. об изменении границ муниципального образования «Город Курск» не влечет никаких правовых последствий и не изменяет границы муниципального образования, т.к. до настоящего времени Закон Курской области об изменении границ не принят. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ Курским городским Собранием было принято решение об исключении изменений в схеме границ муниципального образования «Ворошневский сельсовет». Полагала, что отсутствует предмет спора, в связи с чем просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полом объеме.

Заинтересованное лицо - председатель Курского городского Собрания Токарев В.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания извещен надлежащим образом; воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель заинтересованного лица - Правительства Курской области в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания извещен надлежащим образом; ходатайствовал о слушании дела в его отсутствие, представив письменное мнение на административный иск, в которых указал, что Правительство Курской области выступило с инициативой по изменению границ муниципального образования «<адрес>» (распоряжение Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп), которая поддержана решениями Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ-ОС, Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Собрания депутатов <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. При этом оспариваемое решение Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ-ОС не влечет за собой правовых последствий и не изменяет границы городского округа «Город Курск» путем отнесения его территории площадью 8,7 га к территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>. Указав, что в обжалуемом решении Курского городского собрания от 21.02.2023 № 24-7-ОС отсутствуют нормы, регулирующие правоотношения, связанные с состоянием окружающей среды, в связи с чем данное решение не нарушает прав граждан на доступ к информации о состоянии окружающей среды; какая-либо хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, решением не регламентируется; не изменяются границы муниципального образования, следовательно, доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов являются несостоятельными. Пояснив, что Правительство Курской области полагает, что административным истцом пропущен срок для подачи административного искового заявления, уважительные причины пропуска данного срока отсутствуют, в связи с чем надлежит отказать в удовлетворении административного иска. Кроме того, указав, что постановлением Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп внесены изменения в постановление Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп, слова «муниципальное образование «<адрес>» <адрес>» исключены по тексту постановления Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Курской области в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания извещен надлежащим образом; ходатайствовал о слушании дела в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц - Администрации Курского района Курской области, Администрации муниципального образования «Ворошневский сельсовет» Курского района Курской области в судебное заседание не явились, о дате и месте слушания извещены надлежащим образом; ходатайств не поступало.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом; инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном ст. 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов (ч. 2). Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям муниципальных округов, городских округов, осуществляется с согласия населения поселений, муниципальных округов и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений, муниципальных округов и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов (ч. 2.1). Изменение границ муниципальных и городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения поселений, муниципальных и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений, муниципальных и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов (ч. 2.2). Изменение границ муниципальных и городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям других муниципальных и городских округов, осуществляется с согласия населения муниципальных и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных и городских округов (ч. 2.3).

Из ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» следует, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона Курской области от 25.07.2022 № 42-ЗКО «О Правительстве Курской области», ст. ст. 8, 28 Устава Курской области, принятого 15.07.2022 Курской областной думой, Правительство Курской области является высшим исполнительным органом Курской области и всходит в систему органов государственной власти Курской области.

Следовательно, Правительство Курской области входит в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации и вправе выступать с инициативой об изменении границ муниципального образования «Город Курск».

В судебном заседании установлено, что распоряжением Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп инициировано изменение границ муниципального образования «<адрес>».

Решением Курского городского Собрания от 21.02.2023 № 24-7-ОС была поддержана инициатива Правительства Курской области по изменению границ муниципальных образований <адрес>: городского округа «Город Курск», муниципального образования «<адрес>» <адрес>, муниципального образования «<адрес>» <адрес>, муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

Данное решение было принято в соответствии с действующим законодательством в уполномоченном составе (на пятом очередном заседании Курского городского Собрания VII созыва из 34 избранных депутатов зарегистрировано - 33; проголосовали по проекту «за» - 26, «против» - 3, воздержались - 4).

Оспариваемый акт является одним из документов, требуемых при изменении границ (решение представительного органа муниципальных образований о согласовании изменения границ) и сам по себе не порождает правовых последствий в виде изменения границ муниципального образования.

Кроме того, судом установлено, что распоряжением Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп были внесены изменения в распоряжение Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп: в наименовании исключены слова «муниципального образования «Ворошневский сельсовет» <адрес>»; в п. 1 в абзаце первом исключены слова «муниципального образования «<адрес>» <адрес>», абзац второй исключен; в п. 2 исключены слова «<адрес><адрес>».

На основании вышеуказанного распоряжения Правительства Курской области, решением Курского городского Собрания от 19.09.2023 № 69-7-ОС были внесены изменения в решение Курского городского Собрания от 21.02.2023 № 24-7-ОС «О согласовании изменения границ муниципального образования «Город Курск» из схемы планирования изменения границ муниципальных образований <адрес> было исключено муниципальное образование «<адрес>» <адрес>.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемое решение пересмотрено (изменено в оспариваемой части) и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Довод стороны административного истца о том, что ситуация с принятием аналогичного решения может повториться, носит предположительный характер, в связи с чем не подлежит оценке судом.

Оспаривая решение Курского городского Собрания от 21.02.2023 № 24-07-ОС сторона административного истца указывает о том, что ДД.ММ.ГГГГ административный иск был подан в Курский областной суд. Определением Курского областного суда от 07.06.2023 административный иск был возвращен административному истцу с разъяснением права обращения в районный суд с соблюдением правил подсудности, поскольку оспариваемое решение Курского городского Собрания от 21.02.2023 не является нормативным правовым актом; определение было обжаловано, апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23.08.2023 оставлено без изменения.

По этой причине просили восстановить процессуальный срок на подачу административного иска, полагая, что срок пропущен по уважительной причине.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из разъяснений, содержащихся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что такие обстоятельства, как возвращение административного искового заявления (заявления) другим судом по причине его неподсудности или в связи с нарушением требований, предъявляемых к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам, сами по себе не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд.

В Ленинский районный суд г. Курска административный иск Синельникова В.В. к Курскому городскому Собранию о признании недействующим с момента опубликования решения Курского городского Собрания от 21.02.2023 № 24-07-ОС в части изменения границ городского округа «город Курск» направлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском процессуального срока на обращение в суд.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решение Курского городского Собрания от 21.02.2023 № 24-7-ОС «О согласовании изменения границ муниципального образования «Город Курск» было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Деловой курьер».

В связи с этим довод стороны административного истца, что о принятом решении ему стало известно из письма главы комитета архитектуры и градостроительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ и от этой даты необходимо считать срок, суд считает несостоятельным.

Рассмотрев указанную стороной административного истца причину пропуска срока на подачу административного иска, суд не признает ее уважительной, поскольку не усматривает обстоятельств объективного характера, находящихся вне контроля административного истца и его представителя, которые препятствовали бы им при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них, предоставить квитанцию об оплате госпошлины, и, следовательно, подать административный иск в установленный законом срок, в связи с чем, полагает ходатайство стороны административного истца о восстановлении срока для подачи административного иска подлежащим отклонению.

Из положений ст. 46 Конституции РФ, ст. ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Таким образом, для удовлетворения требований необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемое решение, действие (бездействие) государственного органа не соответствуют закону и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренной процессуальным законом необходимой совокупности условий для удовлетворения требований административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Синельникова Владимира Владимировича к Курскому городскому Собранию о признании недействующим с момента опубликования решения Курского городского Собрания от 21.02.2023 № 24-07-ОС в части изменения границ городского округа «город Курск» путем отнесения территории площадью 8,7 га к территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 октября 2023 г.

Судья Н.В. Капанина