ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3849/20 от 23.03.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-706/2021

39RS0004-01-2020-004861-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2021 г. г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Салтыковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании недоимки,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области 25.12.2020 обратилась в суд с административным иском к ФИО1, указав, что согласно данным, полученным от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в налоговом периоде 2018 года за ответчиком зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>.

На основании сведений, представленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговом периоде 2018 года за ФИО1 зарегистрирована 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Налоговый орган уведомлял ответчика о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2018 год в сумме 39984 рублей и налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 580 руб. налоговым уведомлением № 15280749 от 04.07.2019 в срок до 2.12.2019. В связи с неуплатой налогов, Инспекцией было выставлено требование № 10137 от 11.02.2020 о взыскании транспортного налога в размере 39984 рублей и пени 587,10 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 580 рублей, пени в размере 8,52 рублей.

В связи с неуплатой налогов и пени по требованиям Инспекция обратилась к мировому судье за вынесением судебного приказа. На основании заявления Инспекции мировым судьей 5-го судебного участка Московского района города Калининграда 1.06.2020 был вынесен судебный приказ № 2а-1154/2020, который был отменен 6.07.2020 на основании поступивших от ответчика возражений.

Просит взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 39984 рублей, пени в размере 587,10 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 580,00 рублей, пени в размере 8,52 рублей, а всего 41159,62 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ч. 7,8 ст. ст. 96, 99 КАС РФ, в том числе посредством размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (л.д. 105,113), представили ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие их представителя, иск поддерживают в полном объеме (л.д. 181).

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в порядке ч. 7 ст. 96, ст. 99 КАС РФ, в том числе посредством размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Ранее представляла суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее адвоката Лисуна В.А. (л.д. 101, 113, 106).

Представитель административного ответчика ФИО1 адвокат по ордеру Лисун В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска в части взыскания транспортного налога за 2018 год. Пояснил, что указанный автомобиль был арестован в рамках уголовного дела № 1-65/2015 Центрального районного суда г. Калининграда, но когда суд арестовал машину, ее уже фактически не было, т.к. машина была передана Банку ВТБ по соглашению об отступном. Возможно, банк не стал переоформлять автомобиль, чтобы избежать уплаты налога на имущество для юридических лиц. Автомобиль выбыл из пользования Петровой еще в 2014 году. Поскольку автомобиль выбыл из владения Петровой в 2014 году в счет погашения кредитной задолженности, считает, что она не должна нести бремя содержания данного имущества, такая позиция изложена в кассационном определением Верховного суда. Петровой известно, что автомобиль банком был продан, также известно, что новый собственник инициировал иск о снятии арестов с автомобиля. Просит отказать в удовлетворении иска в части взыскания транспортного налога за 2018 год.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании требования п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно положению ч. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса, в силу которой квартиры являются объектами налогообложения.

В силу ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 N 362 "Об установлении на территории городского округа «Город Калининград» налога на имущество физических лиц" с 1 января 2016 года налоговая ставка установлена в отношении жилых домов и жилых помещений - 0,1 процента (подпункт 3.1. пункта 3), в отношении прочих объектов налогообложения 0,5 процента (п. 3.5.).

Судом установлено, что ответчик ФИО1 в налоговом периоде 2018 года с 7.05.2007 являлась собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, КН , кадастровая стоимость 1913807 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН (1том л.д. 27-28).

По ст. 357 НК РФ и ст. 2, 3 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

По смыслу приведенных норм права, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором. Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано на основании договора купли-продажи третьему лицу в рамках исполнительного производства.

Согласно сведениям из ФИС МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области, за ФИО1 в период с 11.09.2010 был зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> (1том л.д. 73).

По сообщению Банка ВТБ (ПАО) от 18.03.2021 (2 том л.д. 40), решением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25.04.2012 по делу № 2-1912/2012 удовлетворены исковые требования ВТБ 24 (ПАО) к ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору и пени.

Из представленных в материалы дела документов следует, что качестве обеспечительных мер определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 26.06.2012 наложен арест на принадлежащий ФИО1 автомобиль <данные изъяты>.

26.06.2014 в связи с заключенным между кредитором ВТБ 24 (ЗАО) и должником ФИО1 соглашением <***>-о от 26.06.2014 об отступном на стадии исполнительного производства, автомобиль <данные изъяты> был передан в счет погашения долга по кредитному договору <***> от 27.12.2012 года по акту приема-передачи (том 1 л.д. 38-40).

По заявлению ВТБ 24 (ПАО) определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 26.01.2016 по делу № 2-1912/2012 был снят арест, наложенный определением суда от 26.06.2012 на принадлежащий ФИО1 автомобиль <данные изъяты> (том 2 л.д. 42-43).

2.03.2016 на основании заключенного Банком ВТБ 24 (ПАО) договора купли-продажи автомобиль <данные изъяты> был продан ФИО9. (том 2 л.д. 45-47).

Между тем, в рамках возбужденного СУ УМВД России 30.09.2014 уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, по ходатайству следователя постановлением Центрального районного суда г. Калининграда от 13.11.2014 был наложен арест на принадлежащий подозреваемой ФИО1 автомобиль <данные изъяты> (2том л.д. 62-63).

Согласно данным официального сайта ГИБДД РФ с 18.11.2014 автомобиль <данные изъяты> до настоящего времени находится под арестом (2 том л.д. 50).

В силу пункта 45 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399. Также в пункте 46 названных Правил указано, что в отношении транспортных средств, на которые судом, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были наложены запреты или ограничения на совершение регистрационных действий, регистрационные действия производятся после снятия указанных запретов или ограничений.

Таким образом, учитывая, что автомобиль <данные изъяты> в 26.06.2014 в предусмотренном законом порядке выбыл из владения административного ответчика ФИО1, и с этого момента ФИО1 право собственности на автомобиль утратила, а 2.03.2016 на основании заключенного Банком ВТБ 24 (ПАО) договора купли-продажи автомобиль продан ФИО10, обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год у ФИО1 отсутствует, и административные исковые требования в указанной части иска удовлетворению не подлежат.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из налогового уведомления № 15280749 от 4.07.2019 (1том л.д. 9) следует, что ФИО1 обязана была уплатить налоги за 2018 год в срок до 2.12.2019:

- транспортный налог за автомобиль <данные изъяты>, налоговая ставка 147 руб., за 12 месяцев в размере 39984 рублей;

- налог на имущество физических лиц за 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, КН , кадастровая стоимость 1913807 рублей, за 12 мес. (налоговая ставка 0,1%) в размере 580 рублей.

Налоговое уведомление было направлено ФИО1 по адресу (месту регистрации): <адрес> заказным письмом с уведомлением, что подтверждается списком № 687875 внутренних заказных почтовых отправлений, на котором имеется отметка о принятии корреспонденции для отправки Почтой России 14.07.2019 (1том л.д. 15).

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

На основании ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В установленный срок ответчиком не были исполнены его обязательства по оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год, в связи с чем ФИО1 было выставлено требование № 10137 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.2020, из которого следует, что задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2018 год составляет 39984,00 рублей, пени – 587, 10 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 580,00 рублей, пени в размере 8,52 рублей, а всего 40564,00 рублей, пени в размере 595,62 рублей. Срок исполнения указанного требования был установлен – до 7 апреля 2020 г. (1том л.д. 8).

В силу ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Требование № 10137 было направлено ФИО1 по адресу (месту регистрации) <адрес> заказным письмом с уведомлением, что подтверждается списком № 913836 внутренних заказных почтовых отправлений, на котором имеется отметка о принятии корреспонденции для отправки Почтой России 18.02.2020 (л.д. 16).

Согласно абз. 2,3,4 ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд органом контроля за уплатой обязательных платежей в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.

1.06.2020 Межрайонная ИФНС № 8 по городу Калининграду обратилась к мировому судье 5-го судебного участка Московского района г. Калининграда с заявлением о выдаче судебного приказа (реестр передачи ЗВСП - 1том л.д. 51-52, 2 том л.д. 52-54).

1.06.2020 мировым судьей 5-го судебного участка Московского района г. Калининграда был выдан судебный приказ по делу № 2а-1154/2020 о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС № 8 по городу Калининграду задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 39984 руб., пени в сумме 587,10 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 580 руб., пени в сумме 8,52 рублей, а всего на общую сумму 41159,62 рублей (2 том л.д. 55-56).

Следовательно, учитывая, что срок исполнения требования истек 7.10.2020, заявление о вынесении судебного приказа было подано налоговой инспекцией мировому судье своевременно.

Определением мирового судьи 5-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 6.07.2020 судебный приказ по делу № 2а-1154/2020 года от 1.06.2020 был отменен на основании поступивших от ФИО1 6.07.2020 возражений (2том л.д. 57-59).

В силу положений части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. При этом к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

Таким образом, предъявление административного иска в суд возможно только в случае, если истец обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа, и вынесенный мировым судьей судебный приказ был в последующем отменен.

Административное исковое заявление поступило в суд 25.12.2020 (л.д. 3-6), то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, изначально заявление о выдаче судебного приказа было предъявлено мировому судье в срок, а иск в суд предъявлен после отмены судебного приказа также без нарушения шестимесячного срока.

Учитывая изложенное, с ФИО1 в пользу истца подлежит взысканию налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 580 рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5); пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Таким образом, поскольку ответчиком не был уплачен в установленный законом срок налог на имущество физических лиц за 2018, с ФИО1 подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 3.12.2019 по 10.02.2020 в размере 8,52 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ, в связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в соответствии с положением п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, недоимки по:

- налогу на имущество за 2018 год: налог в размере 580 рублей, пени в размере 8,52 рублей, а всего общую сумму 588,52 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: г<адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 31 марта 2021 г.

Судья: подпись <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>