ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-384/19 от 31.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-384/19 Строка 3.060

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31.01.2019 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

с участием: административного истца Коноваловой С.В., представителя административного ответчика МИ ФНС России №12 по Воронежской области по доверенности Осининой А.А., представителя заинтересованного лица по доверенности и по ордеру Гордеева Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Коноваловой Светланы Викторовны к МИ ФНС России №12 по Воронежской области о признании незаконным решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ №4594 от 22.09.2017 года, признании незаконными действий по исключению из ЕГРЮЛ, обязании восстановить в ЕГРЮЛ сведения об организации,

УСТАНОВИЛ:

Коновалова Светлана Викторовна обратилась в суд с административным иском к МИ ФНС России №12 по Воронежской области о признании незаконным решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ №4594 от 22.09.2017 года, признании незаконными действий по исключению из ЕГРЮЛ, обязании восстановить в ЕГРЮЛ сведения об организации.

В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что она является кредитором общества с ограниченной ответственности «Карьер», ОГРН на основании договора займа от 20.05.2017 г.

10 октября 2018 года административному истцу стало известно о внесении административным ответчиком в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 15.01.2018 о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) в отношении ООО «Карьер».

Данная запись внесена на основании решения административного ответчика №4594 от 22.09.2017 года в связи с непредставлением отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах и отсутствием операций по одному банковскому счету в течение 12 месяцев.

Административный истец считает, что решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ №4594 от 22.09.2017 не соответствует положением статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает ее права.

Непредставление налоговой отчетности влечет за собой привлечение виновного юридического лица к ответственности за налоговое правонарушение, но не влечет само по себе признание юридического лица недействующим.

По мнению административного истца, исходя из представленных документов, ООО «Карьер» фактически не прекратило свою деятельность в качестве хозяйствующего субъекта – юридического лица, что подтверждается, в том числе, договорами поставки, заключенными 10.07.2017 года и 25.09.2017 года с ООО «ВЫБОР» в период с 15.09.2017 по 14.12.2017, первичными документами об исполнении указанных договоров и свидетельствует об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 21.1 ФЗ №129-ФЗ для признания данной организации прекратившей свою деятельность.

Административный истец также указывает, что согласно правоприменительной практике организация не может быть признана недействующей по формальным признакам, если фактически деятельность не прекращена, а налоговый орган не должен ограничиваться проверкой наличия формальных признаков, поскольку это не всегда равнозначно прекращению деятельности. Исключение из ЕГРЮЛ в административном порядке действующей фирмы противоречит целям ст.21.1 Закона №129-ФЗ.

Действия административного ответчика по исключению из ЕРГЮЛ ООО «Карьер» влекут за собой невозможность для административного истца получить денежные средства на основании договора займа с ООО «Карьер».

В связи с вышеизложенным административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным решение МИ ФНС России №12 по Воронежской области о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ №4594 от 22.09.2017; признать незаконными действия МИ ФНС России №12 по Воронежской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Карьер» ОГРН ; обязать МИ ФНС России №12 по Воронежской области восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об ООО «Карьер» как о действующем юридическом лице.

Определением суда от 26 декабря 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Цыбань Александр Иванович.

Заинтересованное лицо Цыбань А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

Административный истец Коновалова С.В. в судебном заседании требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика МИ ФНС России №12 по Воронежской области по доверенности Осинина А.А. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Представитель заинтересованного лица по доверенности и по ордеру Гордеев Д.Г. поддержал позицию административного истца, полагал, что требования подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 и п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Судом установлено, что Коновалова С.В. являясь кредитором ООО «Карьер» на основании договора займа от 20.05.2017 года (л.д.8-10), обратилась в суд с требованиями об обжаловании решения от 22.09.2017 года №4594 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и действий МИ ФНС России №12 по Воронежской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Карьер».

Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).

Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам рассмотрения представленных в МИ ФНС России №12 по Воронежской области документов, а именно: справки МИ ФНС №13 России по Воронежской области №363-О от 29.03.2016 «О непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности», справки №363-С «Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов», в соответствии с п.2.1 в ред. Приказа ФНС РФ от 23.06.2006 г. №САЭ-3-09/377@, 22.09.2017 года регистрирующим органом МИ ФНС России №12 по Воронежской области принято решение №4594 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ.

В соответствии с положениями ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган публикует принятые решения о предстоящем исключении недействующих лиц из ЕГРЮЛ.

Вместе с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами, самим недействующим юридическим лицом и иными заинтересованными лицами (не позднее чем через три месяца со дня опубликования решения согласно п.4 ст.21.1 Закона №129-ФЗ). Если за этот срок заявления не будут направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕРГЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.

В части 2 №38 (652) журнала «Вестник государственной регистрации», тираж которого вышел 27 сентября 2017 года опубликовано сообщение о предстоящем исключении юридического лица ООО «Карьер» из единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, на официальном сайте ФНС России была размещена информация о публикации сообщения о предстоящей ликвидации данного юридического лица.

В силу пунктов 7 и 8 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В связи с тем, что в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении в регистрирующий орган не направлены заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в соответствии с п.7 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган исключил недействующее юридическое лицо ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

15.01.2018 года регистрирующий орган внес запись об исключении ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ (ГРН ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, регистрирующим органом МИ ФНС России №12 по Воронежской области соблюдены порядок и сроки исключения ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ. Кроме того, действия МИ ФНС России №12 по Воронежской области по исключению ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации при проверки доводов жалобы гражданина А.В. Федичкина (Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П) и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации при проверки доводов жалобы гражданина Е.Н. Шевченко (Определение от 17.01.2012 N143-О-О).

Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц по решению наделенного соответствующим полномочием органа исполнительной власти, были введены в правовое регулирование Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации". Предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей (Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П).

Оспариваемые законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра. Таким образом, эти законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Данное положение, равно как и положения частей 2 и 3 статьи 201 АПК Российской Федерации, направленные на защиту прав и законных интересов указанных в нем лиц (в том числе кредиторов юридического лица) и реализацию ими права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации, также не могут расцениваться как нарушающие права заявителя, указанные в жалобе (Определение от 17.01.2012 N 143-О-О).

Таким образом, на основании вышеизложенного, решение о предстоящем исключении и действия МИ ФНС России №12 по исключению юридического лица ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ являются законными, и удовлетворению не подлежат.

При этом, представленные документы в подтверждение того, что ООО «Карьер» фактически не прекратило свою деятельность в качестве хозяйствующего субъекта – юридического лица (договоры поставки с ООО «Выбор») судом оцениваются критически, поскольку данные документы свидетельствуют о совершении данным обществом разовых, единичных хозяйственных операций, но никак не подтверждают действительное намерение ООО «Карьер» осуществлять деятельность с целью извлечения прибыли.

Кроме того, административным истцом пропущен установленный ст.219 КАС РФ и п.8 ст.22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" срок на обращение в суд с настоящим иском, а также не представлено бесспорных доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд. Так, о принятии административным ответчиком решения о предстоящем исключении ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ административный истец должен был узнать из публикации в Вестнике государственной регистрации, тираж которого вышел 27 сентября 2017 года, а в суд с настоящим административным иском Коновалова С.В. обратилась 14.11.2017 года, таким образом, установленный законом трехмесячный срок (ст.219 КАС РФ) и годовой срок (п.8 ст.22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") на обращение в суд административным истцом пропущен. При этом, пояснения истца о том, что об исключении ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ ей стало известно 10.10.2018 года судом во внимание не принимаются, поскольку в нарушении ч.11 ст.226 КАС РФ доказательств подтверждающих данные утверждения истцом не предоставлено.

Пунктом 2 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На основании части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, в нарушении ч.11 ст.226 КАС РФ административным истцом не предоставлено достоверных доказательств нарушения ее прав оспариваемыми действиями по исключению ООО «Карьер» из ЕГРЮЛ, так как в соответствии с п.3.1 ст.3 Федерального закона от 08.02.1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Коновалова С.В. вправе обратиться с требованием к участникам ООО «Карьер» о возложении на них субсидиарной ответственности, поскольку неисполнение обязательств общества обусловлено тем, что лица, указанные в п.п.1-3 ст.53.1 ГК РФ действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

Более того, при исполнении регистрирующим органом обязанности по размещению в публичном доступе сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и при непредъявлении в течение установленного законом срока претензий к такому юридическому лицу со стороны третьих лиц действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган обязанность принимать меры по выявлению наличия у недействующей организации кредиторской задолженности.

Таким образом, наличие у юридического лица непогашенных обязательств, о наличии которых в установленном порядке заявлено не было, не препятствует завершению процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Коноваловой Светланы Викторовны о признании незаконным решения МИ ФНС России №12 по Воронежской области о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ №4594 от 22.09.2017 года, признании незаконными действий МИ ФНС России №12 по Воронежской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Карьер», ОГРН , обязании МИ ФНС России №12 по Воронежской области восстановить в Едином государственном реестре юридическом лице отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.02.2019 года