ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-384/2018 от 18.06.2018 Кимовского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2018 года г.Кимовск

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой В.Н.,

при ведении протокола секретарем Черных М.А.,

с участием представителя административного истца помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-384/2018 по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия и возложении обязанности по установке дорожных знаков, разметки и светофора,

установил:

Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движения в районе образовательной организации ГОУ ТО «Кимовская школа» по адресу: <...>; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в срок до 01.09.2018 установить на автомобильной дороге по ул.Павлова г.Кимовск Тульской области в районе дома №28 следующие дорожные знаки, разметку, светофоры: справа по ходу движения в районе 1+250 м разметку 1.24.1; справа по ходу движения на 1+267 м знаки 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч)»; справа по ходу движения на 1+281 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; справа по ходу движения на 1+281 м светофор Т7; справа по ходу движения на 1+332 м светофор Т7; справа по ходу движения на 1+332 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; справа по ходу движения на 1+348 м знак 5.20 «Искусственная неровность»; слева по ходу движения на 1+269 м знак 5.20 «Искусственная неровность»; слева по ходу движения на 1+285 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; слева по ходу движения на 1+285 м светофор Т7; слева по ходу движения на 1+336 м светофор Т7; слева по ходу движения на 1+336 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; слева по ходу движения на 1+350 м знаки 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч)», табличку 8.2.1 (100 м); две горизонтальные разметки 1.14.1 (1+281 м – 1+285 м и 1+332 м – 1+336 м), 1.25 (1+267 м – 1+269 м и 1+348 м – 1+350 м) (в районе входов в образовательное учреждение ГОУ ТО «Кимовская школа» (ул.Павлова, д.28).

Исковые требования обоснованы тем, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения. Установлено, что автомобильная дорога по ул.Павлова г.Кимовск Тульской области протяженностью 1468 м находится в собственности муниципального образования Кимовский район. По адресу: <...> соответствии с лицензией от 01.09.2015 осуществляет образовательную деятельность ГОУ ТО «Кимовская школа». 06.12.2017 постановлением администрации муниципального образования Кимовский район утвержден проект организации дорожного движения (схема дислокации) на дорожно-уличную сеть г.Кимовск. Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 512256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, установлены «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст (далее – ГОСТ Р 52289-2004). В соответствии с проектом организации дорожного движения (схемы дислокации) на дорожно-уличную сеть г.Кимовск, на автомобильной дороге по ул.Павлова г.Кимовск в районе дома №28 отсутствуют следующие дорожные знаки, разметка, светофоры, обозначающие пешеходные переходы: справа по ходу движения в районе 1+250 м разметка 1.24.1; справа по ходу движения на 1+267 м знаки 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч)№»; справа по ходу движения на 1+281 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; справа по ходу движения на 1+281 м светофор Т7; справа по ходу движения на 1+332 м светофор Т7; справа по ходу движения на 1+332 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; справа по ходу движения на 1+348 м знак 5.20 «Искусственная неровность»; слева по ходу движения на 1+269 м знак 5.20 «Искусственная неровность»; слева по ходу движения на 1+285 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; слева по ходу движения на 1+285 м светофор Т7; слева по ходу движения на 1+336 м светофор Т7; слева по ходу движения на 1+336 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; слева по ходу движения на 1+350 м знаки 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч)», табличка 8.2.1 (100 м); две горизонтальные разметки 1.14.1 (1+281 м – 1+285 м и 1+332 м – 1+336 м), 1.25 (1+267 м – 1+269 м и 1+348 м – 1+350 м). В ходе проверки проведенной межрайонной прокуратурой в 2017 году в администрацию муниципального образования Кимовский район внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Из ответа следует, что до 15.05.2018 администрацией муниципального образования Кимовский район будет проведен конкурс на строительство светофорного объекта Т-7. Вместе с тем, до настоящего времени конкурс не проведен, дорожные знаки, разметка, светофоры, обозначающие пешеходные переходы в районе дома №28 по ул.Павлова г.Кимовск Тульской области, предусмотренные проектом организации дорожного движения (схемы дислокации) на дорожно-уличную сеть г.Кимовск отсутствуют. Таким образом до настоящего времени администрация муниципального образования Кимовский район не обеспечила безопасность участников дорожного движения в районе образовательного учреждения ГОУ ТО «Кимовская школа» по ул.Павлова г.Кимовск Тульской области, меры, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма не приняты, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся, работников учреждения, а также иных участников дорожного движения. Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Кимовского межрайонного прокурора Иванов С.Н. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного разбирательства надлежащим образом, письменных заявлений не представил.

В силу ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н., исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление Кимовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как определено ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст.ст.1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п.4 ст.6 того же Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Как установлено п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.6 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч.8 ст.6 названного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст.13 названного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений охранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

В соответствии со ст.13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу ст.17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Как установлено п.п.9,10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит также разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. В состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе, установка недостающих дорожных знаков, светофорных объектов и других элементов обустройства дорог.

По данному делу было установлено, что в ходе осуществления надзорной деятельности Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Кимовский район требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения. Данной проверкой установлено, что автомобильная дорога протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <...> с кадастровым номером является муниципальной собственностью (л.д.18).

В соответствии с ч.5 ст.3 Устава муниципального образования Кимовский район к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.40-75).

06.10.2017 в Кимовскую межрайонную прокуратуру поступило обращение директора ГОУ ТО «Кимовская школа» по поводу обустройства пешеходных зон, расположенных в районе образовательной организации (л.д.17).

Письмами от 24.03.2017, 11.05.2016, 15.07.2015 директор ГОУ ТО «Кимовская школа» обращался с аналогичным вопросом в администрацию муниципального образования Кимовский район Тульской области (л.д.24-26)

Письмами администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 18.04.2017, 18.05.2016, 14.08.2015 сообщено, что администрация муниципального образования Кимовский район в 2016 году планирует принять адресную муниципальную программу «Создание безопасных условий для передвижения пешеходов на территории муниципального образования Кимовский район на 2016-2020 годы». В рамках данной программы будет проводиться комплекс мероприятий по благоустройству пешеходных переходов, в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, возле дошкольных и образовательных учреждений (л.д.27-29)

20.10.2017 Кимовской межрайонной прокуратурой внесено представление главе администрации муниципального образования Кимовский район ФИО5 об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения (л.д.30-32).

07.11.2018 данное представление рассмотрено на заседании комиссии по безопасности дорожного движения, дорожные знаки, ограничивающие движение автотранспорта около ГОУ ТО «Кимовская школа» установлены (л.д.33, 34 -36).

Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 06.12.2017 утвержден проект организации дорожного движения )схемы дислокации) на дорожно-уличную сеть г.Кимовск (л.д.76, 77-222).

Из акта проверки от 28.05.2018, проведенной Кимовской межрайонной прокуратурой следует, что на момент проверки на автомобильной дороге по ул.Павлова г.Кимовск Тульской области в районе дома №28 отсутствуют следующие дорожные знаки, разметка, светофоры: справа по ходу движения в районе 1+250 м разметка 1.24.1; справа по ходу движения на 1+267 м знаки 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч)»; справа по ходу движения на 1+281 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; справа по ходу движения на 1+281 м светофор Т7; справа по ходу движения на 1+332 м светофор Т7; справа по ходу движения на 1+332 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; справа по ходу движения на 1+348 м знак 5.20 «Искусственная неровность»; слева по ходу движения на 1+269 м знак 5.20 «Искусственная неровность»; слева по ходу движения на 1+285 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; слева по ходу движения на 1+285 м светофор Т7; слева по ходу движения на 1+336 м светофор Т7; слева по ходу движения на 1+336 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; слева по ходу движения на 1+350 м знаки 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч)», табличка 8.2.1 (100 м); две горизонтальные разметки 1.14.1 (1+281 м – 1+285 м и 1+332 м – 1+336 м), 1.25 (1+267 м – 1+269 м и 1+348 м – 1+350 м) (л.д.37-39).

Анализируя установленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд пришел к выводу о том, что административным истцом соблюден установленный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц о соблюдении законодательства в сфере безопасности дорожного движения, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией муниципального образования Кимовский район нарушает права граждан, поскольку отсутствие дорожных знаков, разметки, светофоров на проезжей части автодороги по ул.Павлова г.Кимовск Тульской области в районе дома №28 увеличивает риск возрастания числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием пешеходов, несовершеннолетних детей, при отсутствии дорожной разметки на пешеходном переходе в районе образовательного учреждения по адресу: <...>.

Данное обстоятельство подлежит устранению путем осуществления мероприятий, которые прокурор требует провести, путем возложения обязанности на ответчика.

В силу ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В данном случае с учетом правового статуса административного ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район, осуществления финансирования деятельности административного ответчика из средств бюджета, реальных возможностей административного ответчика по устранению нарушения, суд определяет срок исполнения судебного решения до 01.09.2018.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия и возложении обязанности по установке дорожных знаков, разметки и светофора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движения в районе образовательной организации ГОУ ТО «Кимовская школа» по адресу: <...>.

Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в срок до 01.09.2018 установить на автомобильной дороге по ул.Павлова г.Кимовск Тульской области в районе дома №28 следующие дорожные знаки, разметку, светофоры: справа по ходу движения в районе 1+250 м разметку 1.24.1; справа по ходу движения на 1+267 м знаки 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч)»; справа по ходу движения на 1+281 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; справа по ходу движения на 1+281 м светофор Т7; справа по ходу движения на 1+332 м светофор Т7; справа по ходу движения на 1+332 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; справа по ходу движения на 1+348 м знак 5.20 «Искусственная неровность»; слева по ходу движения на 1+269 м знак 5.20 «Искусственная неровность»; слева по ходу движения на 1+285 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; слева по ходу движения на 1+285 м светофор Т7; слева по ходу движения на 1+336 м светофор Т7; слева по ходу движения на 1+336 м знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; слева по ходу движения на 1+350 м знаки 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости (20 км/ч)», табличку 8.2.1 (100 м); две горизонтальные разметки 1.14.1 (1+281 м – 1+285 м и 1+332 м – 1+336 м), 1.25 (1+267 м – 1+269 м и 1+348 м – 1+350 м) (в районе входов в образовательное учреждение ГОУ ТО «Кимовская школа» (ул.Павлова, д.28).

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий