ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-384/2021 от 20.05.2021 Богучарского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2а-384/2021

Строка 3.048

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Богучар 20 мая 2021 г.

Богучарский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Гузевой О.А.,

с участием административного истца ФИО3,

при секретаре Ильменской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Министерству обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Министерству обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором просила признать незаконным бездействие Министерство обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по непринятии мер к заключению с ФИО3 договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> и обязании Министерство обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, ссылаясь на следующие обстоятельства.

06.02.2019 г. между мужем истицы ФИО4 и Министерством обороны РФ в лице начальника отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 заключен договор найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес>, на основании которого ФИО2 и дочь ФИО7 A.C. были вселены в указанное жилое помещение на правах членов семьи нанимателя.

10.06.2019 г. у ФИО3 и ФИО4 родилась дочь ФИО1, которая стала проживать в данном жилом помещении.

16.12.2020 г. брак с ФИО4 расторгнут и с 2020 г. бывший муж ушел из семьи и с истицей не проживает.

ФИО3 осталась ответственным квартиросъемщиком, проживая с детьми в указанном жилом помещении, оплачивая коммунальные платежи и неся бремя его содержанию.

Своего жилья, истица и дети, не имеют.

Договор с ФИО4 МО РФ официально не расторгался.

Между тем, он остается стороной договора найма, несмотря на фактическое его прекращение.

Выступая от своего имени и в интересах своих малолетних детей ФИО3 обратилась к начальнику отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 с просьбой о перезаключении договора найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес> с истцом, как с ответственным квартиросъемщиком, поскольку она является служащим гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, занимая должность психолога группы психологических работ в/ч 91711.

Обращение ФИО3 было оставлено без рассмотрения по существу, с отпиской разъяснения общего порядка разрешения ходатайств о предоставлении служебного жилья.

ФИО3 является матерью двоих малолетних детей - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, проживая с ними в единственном жилье, которое содержит сама, выполняя условия заключенного бывшим мужем договора.

ФИО4 не участвует в содержании жилья и условия договора не выполняет и, фактически, перестал быть его стороной.

В настоящее время ФИО3 является ответственным квартиросъемщиком и выполняеет обязанности нанимателя - стороны договора, заключенного с ФИО4. Без какого-либо юридического оформления своих прав и обязанностей.

Фактический отказ в заключении ФИО3 договора на предоставление её и детям жилого помещения не только нарушает права истца, но и выводит положение за пределы правового регулирования.

Тем самым нарушается конституционное право истицы и её детей на жилище, установленное ст.40 Конституции РФ.

В соответствии с ч.4 ст.69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

В соответствии с п.61 «Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020 - 2022 годы»|(утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России 24.12.2019, Министром обороны РФ 27.12.2019), лица из числа гражданского персонала обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.

В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержала заявленные административные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Министерства обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, поступили возражения на административный иск, согласно которым просит рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении требований ФИО3 отказать, в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает обеспечение военным ведомством лиц гражданского персонала Министерства обороны РФ жилыми помещениями на условиях социального найма.

В судебное заседание административный ответчик ФИО4 не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.

Административный истец обжалует бездействие Министерства обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о непринятии мер к заключению с ФИО3 договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и следует из материалов дела, что

Административный истец ФИО3 состояла в зарегистрированном браке с ФИО4

06.02.2019 г. между мужем истицы ФИО4 и Министерством обороны РФ в лице начальника отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 заключен договор найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес>, на основании которого ФИО2 и дочь ФИО7 A.C. были вселены в указанное жилое помещение на правах членов семьи нанимателя (л.д. 11).

10.06.2019г. родилась дочь ФИО1, которая также стала проживать в данном жилом помещении (л.д. 10).

16.12.2020г. брак между ФИО3 и ФИО4 расторгнут (л.д.40).

Истица ФИО3 осталась с детьми проживать в вышеуказанном жилом помещении, оплачивает коммунальные платежи и несет бремя его содержания.

Договор найма жилого помещения в общежитии с ФИО4 Министерство обороны РФ не расторгало.

Согласно справке, выданной войсковой частью 91711 МО РФ от 18.02.2021г. 3 7/208 ФИО3 занимает должность психолога группы психологических работ в/ч 91711, с 11.12.2020г. по 10.06.2022 года находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (л.д. 13).

В состав семьи ФИО3 входят: дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., о чем предоставлена справка № 7/207 от 18.02.2021г., выданная войсковой частью 91711 МО РФ (л.д. 14).

Выступая от своего имени и в интересах малолетних детей ФИО3 обратилась к начальнику отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 с просьбой о перезаключении договора найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес> с ФИО3, как с ответственным квартиросъемщиком, поскольку она является служащим гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, занимая должность психолога группы психологических работ в/ч 91711.

На обращение ФИО3 был дан ответ 14.01.2021г. начальником отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5, согласно которому ответственным нанимателем помещения по адресу <адрес> является ФИО4, в связи с чем предоставить данное помещение другим гражданам не представляется возможным, так же разъяснен порядок разрешения ходатайств о предоставлении служебного жилья (л.д. 12).

На имя командира войсковой части 91711 ФИО3 19.02.2021г. направила ходатайство о предоставлении ей жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 15).

Рассмотрев обращение ФИО3 командиром войсковой части 91711 ДД.ММ.ГГГГ за был направлен ответ, согласно которому принятие решения о предоставлении лицам гражданского персонала служебного жилого помещения возможно после принятия соответствующего решения руководителем Департамента жилищного обеспечения на основании ходатайства главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации или командующего войсками Западного военного округа, а также командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации. В ходатайстве о предоставлении ФИО3 жилого помещения принято решение отказать (л.д. 16).

Согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13.12.2018 № 939 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» <адрес><адрес> включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к жилым помещениям в общежитии (л.д. 49-52).

Суд полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для предоставления служебного жилого помещения кому бы то ни было в постоянное и бессрочное пользование на условиях социального найма.

Доводы административного истца о том, что брак с нанимателем жилого помещения расторгнут, ФИО4 не проживает в жилом помещении, а оплату за жилое помещение производит ФИО7 A.B. правового значения не имеет, поскольку договор найма с ФИО4 не расторгался, он продолжает военную службу в той же воинской части и продолжает нести бремя ответственности по условиям договора найма.

В свою очередь ФИО7 A.B. будучи вселенная в служебное жилое помещение в качестве члена семьи военнослужащего, не приобрела самостоятельного права пользования жилым помещением, её права были производны от права нанимателя служебного жилого помещения - военнослужащего ФИО4

Из части 3 статьи 104 ЖК РФ следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы, а прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.

В силу части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в подпункте «е» пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2-4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 ЖК РФ).

В силу положений статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Процедура сдачи служебных жилых помещений военнослужащими установлена Инструкцией «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», а также Инструкцией «Об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы», утвержденной приказом МО РФ от 12.07.2011г. № 1133, которыми предусматривается, что в случае освобождения служебного жилого помещения, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного жилищного органа документы, подтверждающие освобождение этого помещения, как самим военнослужащим так и членами его семьи, в том числе, бывшими, о чем военнослужащему выдается справка о сдаче служебного жилого помещения.

Наниматель служебного жилого помещения - ФИО4 продолжает нести свои обязательства согласно условий договора, в том числе в случае убытия к новому месту военной службы или добровольного освобождения служебного жилого помещения будет нести обязанности по его сдаче установленным порядком.

Доводы ФИО7 A.B. о нахождении её в трудовых отношениях с военным ведомством, и наличии в связи с этим у неё права на обеспечение служебным жилым помещением, также не имеет значения, поскольку для обеспечения служебным жилым помещением от военного ведомства командование её воинской части могло (не обязано), в соответствии с Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014г. № 485, по команде направить ходатайство в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обеспечении ФИО7 A.B. служебным жилым помещением по месту работы. Однако, согласно ответа командира войсковой части 91711 от 24.03.2021 № 7/401 ФИО3 в таком ходатайстве было отказано.

В соответствии с названной Инструкцией Вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Решения Департамента жилищного обеспечения МО РФ о предоставлении ФИО7 A.B. служебного жилого помещения как лицу гражданского персонала не имеется. По этой причине, на учете нуждающихся в служебном жилом помещении ФИО3 в уполномоченном жилищном органе не состоит и ранее как самостоятельное лицо не состояла, документы для постановки на такой учет не предоставляла.

Факт нахождения ФИО3 в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ сам по себе не свидетельствует о необходимости сохранения за административным истцом права пользования именно спорным служебным жилым помещением, которое предоставлено военнослужащему на срок военной службы.

Из вышеизложенного следует, что оснований для заключения с административным истцом договора как социального найма, так и найма жилого помещения в общежитии не имеется, а ответчик своим бездействием права и законные интересы административного истца не нарушил.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Между тем, совокупность оснований для признания незаконными бездействия при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Таким образом, проанализировав вышеизложенные положения закона, установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не усматривается, исполнение полномочий осуществлялось в соответствии с законом, не нарушают прав заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требования

Какие-либо уточнения заявленных исковых требований от представителя административного истца в судебное заседание не поступали.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Министерству обороны РФ в лице отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным бездействие Министерства обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и обязании заключить договор социального найма жилого помещения.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца только в случае удовлетворения административного иска.

Поскольку в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отказано, то на административного ответчика не может быть возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем совершения действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Министерству обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по непринятии мер к заключению с ФИО3 договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> и обязании Министерство обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Гузева

Мотивированное решение составлено 26 мая 2021 года

Дело № 2а-384/2021

Строка 3.048

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Богучар 20 мая 2021 г.

Богучарский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Гузевой О.А.,

с участием административного истца ФИО3,

при секретаре Ильменской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Министерству обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Министерству обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором просила признать незаконным бездействие Министерство обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по непринятии мер к заключению с ФИО3 договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> и обязании Министерство обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, ссылаясь на следующие обстоятельства.

06.02.2019 г. между мужем истицы ФИО4 и Министерством обороны РФ в лице начальника отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 заключен договор найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес>, на основании которого ФИО2 и дочь ФИО7 A.C. были вселены в указанное жилое помещение на правах членов семьи нанимателя.

10.06.2019 г. у ФИО3 и ФИО4 родилась дочь ФИО1, которая стала проживать в данном жилом помещении.

16.12.2020 г. брак с ФИО4 расторгнут и с 2020 г. бывший муж ушел из семьи и с истицей не проживает.

ФИО3 осталась ответственным квартиросъемщиком, проживая с детьми в указанном жилом помещении, оплачивая коммунальные платежи и неся бремя его содержанию.

Своего жилья, истица и дети, не имеют.

Договор с ФИО4 МО РФ официально не расторгался.

Между тем, он остается стороной договора найма, несмотря на фактическое его прекращение.

Выступая от своего имени и в интересах своих малолетних детей ФИО3 обратилась к начальнику отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 с просьбой о перезаключении договора найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес> с истцом, как с ответственным квартиросъемщиком, поскольку она является служащим гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, занимая должность психолога группы психологических работ в/ч 91711.

Обращение ФИО3 было оставлено без рассмотрения по существу, с отпиской разъяснения общего порядка разрешения ходатайств о предоставлении служебного жилья.

ФИО3 является матерью двоих малолетних детей - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, проживая с ними в единственном жилье, которое содержит сама, выполняя условия заключенного бывшим мужем договора.

ФИО4 не участвует в содержании жилья и условия договора не выполняет и, фактически, перестал быть его стороной.

В настоящее время ФИО3 является ответственным квартиросъемщиком и выполняеет обязанности нанимателя - стороны договора, заключенного с ФИО4. Без какого-либо юридического оформления своих прав и обязанностей.

Фактический отказ в заключении ФИО3 договора на предоставление её и детям жилого помещения не только нарушает права истца, но и выводит положение за пределы правового регулирования.

Тем самым нарушается конституционное право истицы и её детей на жилище, установленное ст.40 Конституции РФ.

В соответствии с ч.4 ст.69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

В соответствии с п.61 «Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020 - 2022 годы»|(утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России 24.12.2019, Министром обороны РФ 27.12.2019), лица из числа гражданского персонала обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.

В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержала заявленные административные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Министерства обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, поступили возражения на административный иск, согласно которым просит рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении требований ФИО3 отказать, в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает обеспечение военным ведомством лиц гражданского персонала Министерства обороны РФ жилыми помещениями на условиях социального найма.

В судебное заседание административный ответчик ФИО4 не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.

Административный истец обжалует бездействие Министерства обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о непринятии мер к заключению с ФИО3 договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и следует из материалов дела, что

Административный истец ФИО3 состояла в зарегистрированном браке с ФИО4

06.02.2019 г. между мужем истицы ФИО4 и Министерством обороны РФ в лице начальника отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 заключен договор найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес>, на основании которого ФИО2 и дочь ФИО7 A.C. были вселены в указанное жилое помещение на правах членов семьи нанимателя (л.д. 11).

10.06.2019г. родилась дочь ФИО1, которая также стала проживать в данном жилом помещении (л.д. 10).

16.12.2020г. брак между ФИО3 и ФИО4 расторгнут (л.д.40).

Истица ФИО3 осталась с детьми проживать в вышеуказанном жилом помещении, оплачивает коммунальные платежи и несет бремя его содержания.

Договор найма жилого помещения в общежитии с ФИО4 Министерство обороны РФ не расторгало.

Согласно справке, выданной войсковой частью 91711 МО РФ от 18.02.2021г. 3 7/208 ФИО3 занимает должность психолога группы психологических работ в/ч 91711, с 11.12.2020г. по 10.06.2022 года находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (л.д. 13).

В состав семьи ФИО3 входят: дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., о чем предоставлена справка № 7/207 от 18.02.2021г., выданная войсковой частью 91711 МО РФ (л.д. 14).

Выступая от своего имени и в интересах малолетних детей ФИО3 обратилась к начальнику отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 с просьбой о перезаключении договора найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес> с ФИО3, как с ответственным квартиросъемщиком, поскольку она является служащим гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, занимая должность психолога группы психологических работ в/ч 91711.

На обращение ФИО3 был дан ответ 14.01.2021г. начальником отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5, согласно которому ответственным нанимателем помещения по адресу <адрес> является ФИО4, в связи с чем предоставить данное помещение другим гражданам не представляется возможным, так же разъяснен порядок разрешения ходатайств о предоставлении служебного жилья (л.д. 12).

На имя командира войсковой части 91711 ФИО3 19.02.2021г. направила ходатайство о предоставлении ей жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 15).

Рассмотрев обращение ФИО3 командиром войсковой части 91711 ДД.ММ.ГГГГ за был направлен ответ, согласно которому принятие решения о предоставлении лицам гражданского персонала служебного жилого помещения возможно после принятия соответствующего решения руководителем Департамента жилищного обеспечения на основании ходатайства главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации или командующего войсками Западного военного округа, а также командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации. В ходатайстве о предоставлении ФИО3 жилого помещения принято решение отказать (л.д. 16).

Согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13.12.2018 № 939 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» <адрес><адрес> включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к жилым помещениям в общежитии (л.д. 49-52).

Суд полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для предоставления служебного жилого помещения кому бы то ни было в постоянное и бессрочное пользование на условиях социального найма.

Доводы административного истца о том, что брак с нанимателем жилого помещения расторгнут, ФИО4 не проживает в жилом помещении, а оплату за жилое помещение производит ФИО7 A.B. правового значения не имеет, поскольку договор найма с ФИО4 не расторгался, он продолжает военную службу в той же воинской части и продолжает нести бремя ответственности по условиям договора найма.

В свою очередь ФИО7 A.B. будучи вселенная в служебное жилое помещение в качестве члена семьи военнослужащего, не приобрела самостоятельного права пользования жилым помещением, её права были производны от права нанимателя служебного жилого помещения - военнослужащего ФИО4

Из части 3 статьи 104 ЖК РФ следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы, а прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.

В силу части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в подпункте «е» пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2-4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 ЖК РФ).

В силу положений статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Процедура сдачи служебных жилых помещений военнослужащими установлена Инструкцией «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», а также Инструкцией «Об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы», утвержденной приказом МО РФ от 12.07.2011г. № 1133, которыми предусматривается, что в случае освобождения служебного жилого помещения, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного жилищного органа документы, подтверждающие освобождение этого помещения, как самим военнослужащим так и членами его семьи, в том числе, бывшими, о чем военнослужащему выдается справка о сдаче служебного жилого помещения.

Наниматель служебного жилого помещения - ФИО4 продолжает нести свои обязательства согласно условий договора, в том числе в случае убытия к новому месту военной службы или добровольного освобождения служебного жилого помещения будет нести обязанности по его сдаче установленным порядком.

Доводы ФИО7 A.B. о нахождении её в трудовых отношениях с военным ведомством, и наличии в связи с этим у неё права на обеспечение служебным жилым помещением, также не имеет значения, поскольку для обеспечения служебным жилым помещением от военного ведомства командование её воинской части могло (не обязано), в соответствии с Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014г. № 485, по команде направить ходатайство в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обеспечении ФИО7 A.B. служебным жилым помещением по месту работы. Однако, согласно ответа командира войсковой части 91711 от 24.03.2021 № 7/401 ФИО3 в таком ходатайстве было отказано.

В соответствии с названной Инструкцией Вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Решения Департамента жилищного обеспечения МО РФ о предоставлении ФИО7 A.B. служебного жилого помещения как лицу гражданского персонала не имеется. По этой причине, на учете нуждающихся в служебном жилом помещении ФИО3 в уполномоченном жилищном органе не состоит и ранее как самостоятельное лицо не состояла, документы для постановки на такой учет не предоставляла.

Факт нахождения ФИО3 в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ сам по себе не свидетельствует о необходимости сохранения за административным истцом права пользования именно спорным служебным жилым помещением, которое предоставлено военнослужащему на срок военной службы.

Из вышеизложенного следует, что оснований для заключения с административным истцом договора как социального найма, так и найма жилого помещения в общежитии не имеется, а ответчик своим бездействием права и законные интересы административного истца не нарушил.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Между тем, совокупность оснований для признания незаконными бездействия при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Таким образом, проанализировав вышеизложенные положения закона, установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не усматривается, исполнение полномочий осуществлялось в соответствии с законом, не нарушают прав заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требования

Какие-либо уточнения заявленных исковых требований от представителя административного истца в судебное заседание не поступали.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Министерству обороны РФ в лице отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным бездействие Министерства обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и обязании заключить договор социального найма жилого помещения.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца только в случае удовлетворения административного иска.

Поскольку в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отказано, то на административного ответчика не может быть возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем совершения действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Министерству обороны РФ в лице отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по непринятии мер к заключению с ФИО3 договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> и обязании Министерство обороны РФ в лице отдела №2 (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Гузева

Мотивированное решение составлено 26 мая 2021 года

1версия для печатиДело № 2а-384/2021 ~ М-256/2021 (Решение)