Дело № 2а-384/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Анна 23 июля 2021 года
Воронежской области
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Аннинского районного суда Воронежской области Пысенкова Д.Н.,
при секретаре судебного заседания Ворониной А.Ю.,
с участием прокурора Власова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аннинского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Аннинского района Воронежской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой Аннинского района в марте 2021 года проведена проверка исполнения администрацией Николаевского сельского поселения (далее – администрация) бюджетного законодательства, в результате которой установлено следующее.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относятся к бюджетным полномочиям муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области (далее – поселение, муниципальное образование) реализуются следующие муниципальные программы:
- «Комплексное развитие системы коммунального развития инфраструктуры Николаевского сельского поселения на 2012-2022 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 04 августа 2011 года № 38;
- «Комплексное развитие социальной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 26 сентября 2017 года № 18;
- «Программа транспортной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 01 сентября 2017 года № 17.
Во исполнение положений ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией поселения 23 декабря 2013 года принято постановление № 88 «Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области» (далее Порядок).
Вышеуказанный Порядок регламентирует процедуру проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в разрезе подпрограмм и основных мероприятий подпрограмм. Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводится ежегодно администрацией Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района (пункты 2 и 3 Порядка соответственно).
Вместе с тем, как установлено в результате проведенных районной прокуратурой проверочных мероприятий, администрацией поселения в нарушение вышеприведенных требований бюджетного законодательства оценка эффективности реализации программ в 2020 году за 2019 год не проводилась.
Для устранения отмеченных нарушений законности прокурором района 29 марта 2021 года главе поселения в порядке ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре РФ») вносилось соответствующее представление.
Однако, в ответе главы поселения на внесенное в его адрес представление отсутствуют сведения об исполнения требования прокурора о проведении оценки эффективности реализации программ.
Более того, оценка эффективности реализации вышеперечисленных программ по состоянию на 23 июня 2021 года по-прежнему не проведена, соответствующие результаты указанной деятельности на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не опубликованы.
Зафиксированное в ходе прокурорской проверки бездействие администрации поселения, выразившееся в непроведении оценки эффективности реализации программ, является отступлением от вышеприведенных требований бюджетного законодательства, которое не способствует принципам бюджетной системы муниципального образования, предусмотренным ст.ст. 33 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в целом реализации на территории поселения бюджетных полномочий.
В связи с чем, просил суд признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непроведении оценки реализации муниципальных программ: «Комплексное развитие системы коммунального развития инфраструктуры Николаевского сельского поселения на 2012-2022 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 04 августа 2011 года № 38; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 26 сентября 2017 года № 18; «Программа транспортной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 01 сентября 2017 года № 17. Обязать администрацию Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района муниципального района Воронежской области провести оценку эффективности реализации муниципальных программ: «Комплексное развитие системы коммунального развития инфраструктуры Николаевского сельского поселения на 2012-2022 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 04 августа 2011 года № 38; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 26 сентября 2017 года № 18; «Программа транспортной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 01 сентября 2017 года № 17.
В судебном заседании прокурор Власов В.Г. уточнил заявленные требования, просил также обязать администрацию Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области опубликовать результаты деятельности по реализации муниципальных программ на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Представитель ответчика - администрации Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах уважительности неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Аннинского района в марте 2021 года проведена проверка исполнения администрацией Николаевского сельского поселения бюджетного законодательства.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относятся к бюджетным полномочиям муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах: сбалансированности бюджета; эффективности использования бюджетных средств.
Согласно ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
В силу ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
На основании ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов основывается, в том числе, на государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области (далее – поселение, муниципальное образование) реализуются муниципальные программы: «Комплексное развитие системы коммунального развития инфраструктуры Николаевского сельского поселения на 2012-2022 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 04 августа 2011 года № 38; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 26 сентября 2017 года № 18; «Программа транспортной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 01 сентября 2017 года № 17.
Во исполнение положений ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией поселения 23 декабря 2013 года принято постановление № 88 «Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области» (далее Порядок).
Вышеуказанный Порядок регламентирует процедуру проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в разрезе подпрограмм и основных мероприятий подпрограмм. Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводится ежегодно администрацией Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района (пункты 2 и 3 Порядка соответственно).
Вместе с тем, как установлено в результате проведенных районной прокуратурой проверочных мероприятий, администрацией поселения в нарушение вышеприведенных требований бюджетного законодательства оценка эффективности реализации программ в 2020 году за 2019 год не проводилась.
Для устранения отмеченных нарушений законности прокурором района 29 марта 2021 года главе поселения в порядке ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» вносилось соответствующее представление.
В ответе главы поселения на внесенное в его адрес представление отсутствуют сведения об исполнения требования прокурора о проведении оценки эффективности реализации Программ.
Вместе с тем, оценка эффективности реализации программ по состоянию на 23 июня 2021 года по-прежнему не проведена, соответствующие результаты указанной деятельности на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не опубликованы.
Бездействие администрации, выразившееся в непроведении оценки эффективности реализации программ, является отступлением от вышеприведенных требований бюджетного законодательства, которое не способствует принципам бюджетной системы муниципального образования, предусмотренным ст.ст. 33 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в целом реализации на территории поселения бюджетных полномочий.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Аннинского района Воронежской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непроведении оценки реализации муниципальных программ: «Комплексное развитие системы коммунального развития инфраструктуры Николаевского сельского поселения на 2012-2022 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 04 августа 2011 года № 38; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 26 сентября 2017 года № 18; «Программа транспортной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 01 сентября 2017 года № 17.
Обязать администрацию Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района муниципального района Воронежской области провести оценку эффективности реализации муниципальных программ: «Комплексное развитие системы коммунального развития инфраструктуры Николаевского сельского поселения на 2012-2022 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 04 августа 2011 года № 38; «Комплексное развитие социальной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 26 сентября 2017 года № 18; «Программа транспортной инфраструктуры Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 2018-2029 годы», утвержденная решением Совета народных депутатов поселения от 01 сентября 2017 года № 17.
Обязать администрацию Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района муниципального района Воронежской области опубликовать результаты деятельности по реализации муниципальных программ на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Аннинский районный суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.Н. Пысенков
Решение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2021 года.
Дело № 2а-384/2021