ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3851/20 от 07.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2а-3851/2020

УИД: 59RS0004-01-2020-004930-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2020 года

Ленинский районный суд г. Перми

в составе председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Бикаевой Г.А.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора Пермского края – Вохмяниной Ю.М., действующей на основании служебного удостоверения,

представителя административных ответчиков Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края – ФИО1, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края к Правительству Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании бездействия незаконным,

установил:

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, просит признать незаконным бездействие Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, выразившиеся в неисполнении полномочий по включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Возложить на Правительство Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края обязанность включить в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края, путем формирования перечня указанных домов.

В обоснование своих требований административный истец указал, что Прокуратурой края проведена проверка на предмет исполнения Правительством Пермского края, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края жилищного законодательства при осуществлении полномочий в сфере реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Названная программа, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, реализуется в регионе с 2014 года. Однако до сегодняшнего дня надлежащее ее исполнение не организовано, что является нарушением требований статей 168, 182 Жилищного кодекса РФ и приводит к ущемлению прав собственников помещений, расположенных в многоквартирных домах. Анализ исполнения законодательства при формировании и актуализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов свидетельствует о существенных нарушениях в работе Правительства Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края. За период с 2014 по 2018 года из региональной программы при ее актуализации исключено порядка 1 200 многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент), которых превышает семьдесят процентов (не признанных аварийными), и многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 12 Закона № 304-ПК Законом Пермского края от 04.07.2018 № 253-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» такие основания как значительный физический износ и экономическая нецелесообразность проведения капитального ремонта для исключения вышеуказанных домов из региональной программы капитального ремонта отпали. До настоящего времени указанная категория домов в региональную программу капитального ремонта Правительством Пермского края не включена. 10.12.2019 прокуратурой края и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края внесено представление об устранении нарушений, на что Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края 17.01.2020 года был дан ответ, что вышеуказанные дома будут включены в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации. Однако до настоящего времени данная категория домов в региональную программу не включена, в связи с чем Правительством Пермского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края не обеспечено исполнение норм федерального и регионального законодательства, направленных на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах спорной категории, что влечет нарушение прав неопределённого круга лиц, проживающих в этих домах, а также собственников жилых помещений, являвшихся добросовестными плательщиками взносов на своевременное проведение капитального, ремонта общего имущества, безопасные и комфортные условия проживания.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал, дал пояснения аналогично изложенным в административном исковом заявлении (л.д. 2-6).

Представитель административных ответчиков в судебном заседании требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях относительно заявленных требований (л.д. 53-56).

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

На основании п.п. 1 ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 Жилищного Кодекса РФ Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, Закон Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК (ред. от 23.06.2020) «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, домов, в которых имеется менее чем пять квартир, и включает в себя сведения, предусмотренные частью 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 г. № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы.

По результатам проведенной заместителем прокурора Пермского края проверки, 10.12.2019 года в адрес и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ФИО2 прокуратурой Пермского края вынесено представление № 7-52-140-2019 (л.д. 7-9) об устранении нарушений законодательства в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в котором указано, что за период 2014-2018 годах из региональной программы исключено порядка 1 200 многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края, в том числе многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 304 - ПК (в ред. от 02.07.2019) региональная программа капитального ремонта включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, домов, в которых имеется менее чем пять квартир, такие основания как значительный физический износ и экономическая нецелесообразность проведения капитального ремонта для исключения вышеуказанных домов из региональной программы капитального ремонта отпали. Однако до настоящего времени указанная категория домов в региональную программу капитального ремонта не включена.

17.01.2020 года в ответ на представление прокуратуры Пермского края Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в адрес прокуратуры Пермского края направлено письмо СЭД-24-02-23-исх-1 (л.д. 10-11), из содержания которого следует, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона Пермского края от 11.03.2014 г. № 304-П «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» региональная программа капитального ремонта формируется на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления и утверждается Правительством Пермского края. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах выстраивается исходя из критериев очередности, установленных ст. 16 Закона № 304-П «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края». В связи с отсутствием сведений по многоквартирным домам, исключенных ранее из региональной программы капитального ремонта, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в адрес органов местного самоуправления направлено письмо от 16.01.2020г. № СЭД-24-02-22-9 о предоставлении информации, по итогам которой данные многоквартирные дома будут включены в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации.

16.01.2020 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в адрес Глав муниципальных районов и городских округов Пермского края направлен запрос № СЭД-24-02-22-9 о предоставлении информации для включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (л.д. 12-13).

На основании п. 2 ст. 3, Закон Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК (ред. от 23.06.2020) "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" к полномочиям Правительства Пермского края в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, относятся: утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п.п. 3.4, 3.4.2 Постановления Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п (ред. от 10.07.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края» Министерство осуществляет следующие функции в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: разрабатывает и представляет на утверждение Правительства Пермского края проект правового акта, утверждающего региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Закон № 304-ПК в редакции, действующей до 20.07.2018, исключал из региональной программы капитального ремонта многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Пермского края.

Однако в соответствии с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 12 Закона № 304-ПК Законом Пермского края от 04.07.2018 № 253-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», в региональную программу капитального ремонта подлежат включению многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закон Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК (ред. от 23.06.2020) «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» в целях формирования региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления в течение двух календарных месяцев с даты вступления в силу настоящего Закона:

- проводят осмотр многоквартирного дома в целях оценки его технического состояния и надлежащего технического обслуживания;

- получают сведения о наличии обращений граждан в связи с недостатками, выявленными в ходе эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме;

- получают дополнительные документы или информацию о проведенных ранее капитальных ремонтах общего имущества в многоквартирном доме;

- обобщают поступившую информацию, а также собирают информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной собственности, и по многоквартирным домам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.

На основании поступившей и собранной информации органы местного самоуправления формируют предложения для проекта муниципального плана капитального ремонта.

Региональная программа капитального ремонта формируется на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления, в порядке, установленном настоящей статьей, и утверждается Правительством Пермского края (часть 3 статьи 14).

В целях формирования региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов не позднее 30 марта года, предшествующего году реализации программы, разрабатывают проекты муниципального плана капитального ремонта и направляют их в исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, для последующего формирования региональной программы капитального ремонта (часть 4 статьи 14).

Проекты муниципального плана капитального ремонта разрабатываются (актуализируются) с учетом решений собственников многоквартирных домов о проведении ремонта из средств, накопленных на специальном счете.

Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, формирует региональную программу капитального ремонта и представляет ее на утверждение в Правительство Пермского края не позднее 20 апреля года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 14).

Основаниями для актуализации региональной программы капитального ремонта могут являться:

1) выбытие или появление многоквартирных домов, подлежащих исключению (включению) из региональной программы (в региональную программу) капитального ремонта;

2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома;

3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома;

4) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в региональную программу капитального ремонта (часть 7 статьи 14).

Проекты муниципальных планов капитального ремонта размещаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, исполнительным органом государственной власти, осуществляющим выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах указанных органов.

Региональная программа подлежит официальному опубликованию и размещению исполнительным органом государственной власти, осуществляющим выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Правительством Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте указанных органов.

Размещение проектов документов, указанных в настоящем пункте, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне (часть 8 ст. 14).

В обоснование возражений по иску административный ответчик Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ссылается на то, что региональная программа капитального ремонта формируется на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления и утверждается Правительством Пермского края. С целью разрешения указанного вопроса в адрес органов местного самоуправления направлено письмо о предоставлении информации для включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.

При этом согласно частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Основания как значительный физический износ и экономическая нецелесообразность проведения капитального ремонта для исключения многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края из региональной программы капитального ремонта отпали с даты вступления в силу Закона Пермского края от 04.07.2018 № 253-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края».

Вместе с тем, по состоянию как на день обращения административного истца с настоящим административным исковым заявлением, так и на день рассмотрения дела судом указанная категория домов в региональную программу капитального ремонта Правительством Пермского края не включена.

24.12.2019 года административным ответчиком проводились актуализация региональной программы капитального ремонта, в том числе по уточнению перечня домов, подлежащих капитальному ремонту, однако дома спорной категории не были включены в новую редакцию региональной программы капитального ремонта.

При этом, на период проведения актуализации (24.12.2019 года) изменения в ст. 12 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» были внесены, административные ответчики обладали информацией о перечне домов, не включенных в региональную программу, однако каких-либо мер по их включению не предприняли, запрос в органы местного самоуправления направлен только 16.01.2020 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, несмотря на часть принятых со стороны административных ответчикв мер по запросу от органов местного самоуправления информации о многоквартирных домах, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края, вопрос о включении указанных домов в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов не разрешен по существу, контроль исполнения указанного запроса не осуществляется, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.

Исчерпывающих мер по надлежащему исполнению и реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предпринято, доказательства надлежащего исполнения обязанности не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконном бездействии со стороны Правительства Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, выразившимся в неисполнении обязанности по принятию полного комплекса мер, направленных на включение в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п (ред. от 15.04.2020), многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд обязан административному ответчику указать на устранение нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

Поскольку суд пришел к выводу о наличии бездействия со стороны Правительства Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на Правительство Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края обязанность включить в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п (ред. от 15.04.2020), многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края, путем формирования перечня указанных домов.

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных заместителем прокурора Пермского края требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, выразившиеся в неисполнении полномочий по включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п (ред. от 15.04.2020), многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Возложить на Правительство Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края обязанность включить в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п (ред. от 15.04.2020), многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края, путем формирования перечня указанных домов.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись Т.А. Евдокимова

Копия верна. Судья

Мотивированное решение изготовлено 22.09.2020 года.

Подлинник документа находится в деле № 2а-3851/2020

В Ленинском районном суде г. Перми.