ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3851/2021 от 18.09.2021 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск 18 сентября 2021 года

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Горбатько И.А. при секретаре Силивановой В.Д., с участием прокурора Мещеряковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3851/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к участковой избирательной комиссии № 594, участковой избирательной комиссии № 691, Избирательной комиссии Адрес о признании незаконным действий избирательной комиссии, обязании включить административного истца в список избирателей для выбора депутатов по одномандатному избирательному округу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии , участковой избирательной комиссии , Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным действий избирательной комиссии, обязании включить административного истца в список избирателей для выбора депутатов по одномандатному избирательному округу.

В обоснование административных исковых требований административный истец указала, что Дата через электронный портал «Госуслуги» последняя подала заявление № 1432329473 о включении в список избирателей по месту нахождения, о чем ей получено ответное подтверждение о смене участка для голосования. Прибыв 17.09.2021 на избирательный участок № 594, ей выдали только один единый бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу.

Указала, что бюллетень голосования для выборов по одномандатному округу ей не выдали, поскольку правом такого голосования она могла воспользоваться только на избирательном участке № 691 по месту ее регистрации. Проголосовав по единому федеральному избирательному округу, ФИО1 поехала на избирательный участок № 691 по месту ее регистрации для голосования по одномандатному округу, где ей отказали в выдаче бюллетеня, поскольку она исключена из списка избирателей на данном избирательном участке и ей должны были выдать такой бюллетень на избирательном участке № 594. Для решения сложившейся ситуации, ей было предложено обратиться в Избирательную комиссию г. Иркутска, куда попасть административный истец не смогла, ей пояснили, что в связи со сменой участка для голосования последняя утратила право на голосование за кандидатов по одномандатного округа.

Административный истец считает, что невыдача ей бюллетеня для голосования по одномандатному округу, исключение из списка избирателей п месту регистрации, не внесение ее в новый список избирателей по месту нахождения, является нарушением ее конституционных прав, в связи с чем просит суд признать действия избирательной комиссии незаконными и включить ее в список избирателей для выбора депутатов по одномандатному избирательному округу.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Участковой избирательной комиссии № 594 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представители административных ответчиков - Участковой избирательной комиссии № 691, Избирательной комиссии Иркутской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представили в суд письменные возражения, в которых отразили свою правовую позицию относительно заявленных административных исковых требований.

Участвующий в деле прокурор Мещерякова М.В. дала заключение, в соответствии с которым оспариваемые действия участковой избирательной комиссии соответствуют требованиям закона, нарушений избирательного законодательства при составлении списков избирателей на избирательных участках не установлено, в связи с чем заявленные ФИО1 административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В соответствии с ч. 1 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (ч. 2 ст. 244 КАС РФ).

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными, в соответствии с требованиями данной нормы необходимо установление двух условий - несоответствие оспариваемых решений и действий закону и нарушение прав административного истца.

При этом в силу общей процессуальной нормы, содержащейся в ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1-2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3-4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.07.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ № 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО1 через портал «Госуслуги» по ее заявлению произведена смена избирательного участка для голосования по месту ее фактического нахождения. Смена произведена с избирательного участка № 691 (по месту регистрации) на избирательный участок № 594 (по месту фактического нахождения).

После прибытия на избирательный участок № 594 для голосования по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации, последней выдан бюллетень для голосования по федеральному списку кандидатов, однако из списка избирателей для голосования по одномандатному избирательному округу № 95 административный истец исключена.

В судебном заседании административный истец указала, что 17.09.2021 проголосовала на избирательном участке № 594 по федеральному избирательному округу. Данное обстоятельство также подтверждено представленной по запросу суда информацией председателя избирательной комиссии указанного избирательного участка.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – ФЗ № 20-ФЗ) гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по этому одномандатному избирательному округу. Право избирать депутата Государственной Думы по одномандатному избирательному округу имеет также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, зарегистрированный по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с ч. 4.1 ст. 17 настоящего Федерального закона для голосования в пределах одномандатного избирательного округа, в котором он зарегистрирован по месту пребывания.

В силу ч. 1 ст. 17 ФЗ № 20-ФЗ в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 17 ФЗ № 20-ФЗ избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (далее в настоящей части - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящей части - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня (первого дня) голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в том числе может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче избирательными комиссиями. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы». Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети «Интернет» в соответствии с порядком.

Согласно ч. 6 ст. 81 ФЗ № 20-ФЗ избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня (за исключением случая, предусмотренного ч. 11 настоящей статьи): один для голосования по федеральному избирательному округу и один для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. Если избиратель голосует за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом в соответствии с ч. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона, он вправе получить только один избирательный бюллетень - для голосования по федеральному избирательному округу. Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в ч. 2 ст. 83 настоящего Федерального закона, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования.

В соответствии с Приложением к Федеральному закону от 03.11.2015 № 300-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Свердловский район г. Иркутска (по адресу регистрации административного истца) относится к Шелеховскому одномандатному избирательному округу № 95, а Октябрьский район г. Иркутска (по месту нахождения административного истца) относится к Иркутскому одномандатному избирательному округу № 93.

Из вышеуказанных положений закона, а также установленных в ходе рассмотрения административного дела обстоятельств следует, что активным избирательным правом ФИО1 обладает по месту ее регистрации: Адрес, то есть выдача ей бюллетеней для голосования как по федеральному избирательному округу, так и по одномандатному избирательному округу предусмотрена законом в случае участия последней в голосовании на избирательном участке № 691.

Выдача ФИО1 на избирательном участке № 594 бюллетеня для участия в голосовании только по федеральному избирательному округу прямо предусмотрена ч. 6 ст. 81 ФЗ от 22.04.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». При этом, участковая избирательная комиссия № 691, установив факт участия ФИО1 в голосовании за пределами территории одномандатного избирательного округа, обоснованно отказала в выдаче бюллетеня для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд считает, что каких-либо нарушений действующего избирательного законодательства, связанных с порядком формирования списка избирателей при организации участия ФИО1 в выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации участковыми избирательными комиссиями избирательных участков № 594, 691 в г. Иркутске не допущено, в связи с чем законных оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным действий избирательной комиссии по отказу в выдаче бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу, обязании включить административного истца в список избирателей для выбора депутатов Государственной Думы Российской Федерации по одномандатному избирательному округу, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к участковой избирательной комиссии № 594, участковой избирательной комиссии № 691, Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконными действий избирательной комиссии по отказу в выдаче бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу, обязании включить административного истца в список избирателей для участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 8 созыва по одномандатному избирательному округу, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение 5 дней со дня принятия судом решения, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.

Судья И.А. Горбатько