ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3852/2021 от 08.09.2021 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД 48RS0001-01-2021-004019-61

Дело № 2а-3852/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 сентября 2021 года город Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего Малюженко Е.А.,

при секретаре Дубинкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании незаконным решения, возложении определенных обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании решения, выраженное в сообщении № М-384 от 10.06.2021 г. незаконным, с возложением обязанности произвести перевод жилого помещения (индивидуальный жилой дом) в нежилое помещение (магазин), расположенное по адресу: <адрес>, в обосновании указав, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , общей площадью 142,4 кв.м., который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 400 кв.м., с разрешенным видом использования «под магазин».

Истец обратился к ответчику с заявлением о переводе жилого дома из жилого помещения (здания) в нежилое с видом использования «магазин». Уведомлением от 10.06.2019г. Департамент ЖКХ администрации г.Липецка отказал истцу в проведении указанной процедуры по причине предоставления документов в ненадлежащий орган.

Истцом в адрес Департамента ЖКХ администрации г.Липецка, а также в адрес Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка были направлены соответствующие письма с просьбой разъяснить: какова процедура перевода жилого дома в нежилое здание с видом использования «магазин».

В соответствии с сообщением Департамента ЖКХ администрации г. Липецка от 30.07.2019г. указанная процедура проводится в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, исполнителем является Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка, услуга предоставляется в соответствии с регламентом «Предоставление разрешения на строительство», утвержденный постановлением администрации г. Липецка от 20.10.2017г. №2550.

В тоже время, в соответствии с сообщением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 23.07.2019г. №4064-01-08 указанная процедура проводится Департаментом ЖКХ администрации г.Липецка на основании административного регламента, утвержденного постановлением администрации г. Липецка от 29.06.2012 г. №1058 «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилое помещение в жилое помещение».

12.05.2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>.

В ответ на указанное заявление административным ответчиком было предоставлено сообщение № М-384 от 10.06.2021 г., согласно которому «департамент не уполномочен на принятие решений о переводе индивидуального жилого дома в нежилое здание».

Таким образом, административный порядок рассмотрения вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества невозможен.

Определением судьи от 21.07.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка.

Определением суда (протокольно) 17.08.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Липецка.

Административный истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, в письменном заявлении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержав заявленные исковые требования.

Представитель административного ответчика Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, представители заинтересованных лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, администрация г. Липецка в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО3, иск не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом требований Градостроительного кодекса РФ и осуществляется органом местного самоуправления, то есть межведомственными комиссиями по вопросам перевода. Организация работы указанных комиссий относится к функциям департамента ЖКХ. Обращение представителя ФИО1 с просьбой перевести жилое помещение с кадастровым номером 48:20:0028319:265 поступило в рамках Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем в соответствии с положениями ст. 8 указанного Закона, оно было перенаправлено для рассмотрения в соответствии с компетенцией. Таким образом, департамент письмом от 10.06.2021г. сообщил заявителю о том, что ответчик не является структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения о переводе жилого дома в нежилое здание, а также был разъяснен порядок изменения функционального назначения жилого здания, рассмотрение вопроса о необходимости выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства возможно при предоставлении документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, указал на некорректность заявленных требований, поскольку требование истца об обязании департамента провести перевод нежилого помещения в жилое противоречит принципу самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения иска, согласившись с доводами административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый истцом ответ был дан ответчиком 10.06.2021 г., в суд исковое заявление направлено по почте 02.07.2021 г. В связи с чем, истцом не пропущен срок обращения с иском в суд о признании незаконным ответа.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный в городе Липецке по <адрес> с кадастровым номером , общей площадью 142,4 кв.м. Дом располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 400 кв.м., с разрешенным видом использования – под магазин.

12.05.2021 г. ответчику поступило заявление представителя административного истца – Сокова Д.А. о переводе жилого помещения с кадастровым номером в нежилое с приложением выписки из ЕГРН от 08.11.2017 г. в отношении объекта капитального строительства, копии доверенности, экспликации помещений жилого дома.

18.05.2021 г. ответчик направил обращение представителя ФИО1 – Сокова Д.А. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения вопроса в соответствии с компетенцией в адрес Департамента ЖКХ администрации г. Липецка и Сокову Д.А. для сведения.

В письме Департамента ЖКХ администрации г. Липецка от 02.06.2021 г., направленного в адрес ответчика, было сообщено, что в 2019 году Межведомственной комиссией г. Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и перепланировки жилых помещений рассматривалось заявление ФИО1 о переводе индивидуального жилого дома в нежилое помещение, в котором было отказано в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган (п. 2 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ). Также было сообщено, что рассмотреть вопрос перевода здания – индивидуального жилого дома, в нежилое помещение Департаментом ЖКХ не представляется возможным. Поскольку выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Липецка, внесение в них изменений относится к функциям ответчика, заявление истца было направлено ответчику.

В связи с поступившим ответом, 10.06.2021 года ФИО1 и его защитнику Сокову Д.А. ответчиком был направлен ответ № М-384 о том, что Департамент не уполномочен на принятие решений о переводе индивидуального жилого дома в нежилое здание. Изменение функционального назначения, в частности жилого здания, осуществляется в случае его реконструкции, переустройства, перепланировки или переоборудования в соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и разъяснено, что рассмотрение вопроса о необходимости выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства возможно на основании документов, предусмотренных указанной статьей Градостроительного кодекса РФ.

Не согласившись с данным ответом, истец обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями

Согласно п. 1 ст. 263 Градостроительного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения регламентирован главой 3 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

В соответствии со ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Из содержания ч.1 ст.23 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии со ст.24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: несоблюдения предусмотренных ст.22 настоящего Кодекса условий перевода помещений (п.3).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

При этом, законодатель и в статье 22 и в статье 23 Жилищного кодекса РФ отдельно закрепил положения, касающиеся перевода жилых помещений в нежилые в многоквартирном доме.

Таким образом, нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые.

Так, для перевода помещения на территории Липецкой области действует Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденный Постановлением администрации г.Липецка от 29.06.2012 года № 1058.

При изменении назначения здания, применяется Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденный Постановлением администрации г.Липецка от 20.12.2017 года № 2550. Указанная услуга предоставляется Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.

Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно п. 34 Положения о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Липецка к функциям данного департамента относится выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Липецка внесение в них изменений.

03.02.2020 г. решением Советского районного суда г. Липецка по гражданскому делу № 2-563/2020 в удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации города Липецка об изменении статуса объекта недвижимого имущества, - о признании жилого дома расположенного в <адрес>, площадью 142,4 кв.м. нежилым помещением – Магазин, общей полезной площадью 142,4 кв.м., - отказано. Суд пришел к выводу о том, что истец в нарушение действующего законодательства не реализовал право на административный порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение. Ни ФИО1, ни его представитель не обращались в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка с отдельным заявлением о переводе жилого помещения в нежилое с приложением необходимых документов.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что и в данном случае истец не реализовал своего права на административный порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение, предусмотренный нормами жилищного и градостроительного законодательства РФ. Кроме того, истец в заявлении от 12.05.2021 г. при обращении к ответчику, просил перевести жилое помещение в нежилое, несмотря на то, что ему принадлежит индивидуальный жилой дом, вид объекта – здание, а не помещение.

При этом необходимо отменить, что как было указано выше, форма заявления и прием документов, выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое регламентируется Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации г. Липецка от 29.06.2012 г. № 1058.

Действия административного ответчика по перенаправлению заявления истца для его рассмотрения в Департамент ЖКХ администрации г. Липецка и дача ответа в последующем, не могут быть признаны судом незаконными, поскольку согласуются с положениями Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и не нарушали права и законные интересы истца. Фактически ответчиком не было принято решение об отказе истцу в переводе жилого дома в нежилое помещение, а было разъяснено о необходимости соблюдения им внесудебного (административного) порядка по решению возникшего вопроса.

Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца о признании незаконным ответа Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 10.06.2021 г.

Поскольку основное требование не подлежит удовлетворению, то и не подлежит удовлетворению и требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести такой перевод, поскольку соглашается с позицией административного ответчика о том, что суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании незаконным решения, выраженного в сообщении № М-384 от 10.06.2021 г., возложении обязанности произвести перевод жилого помещения (индивидуального жилого дома) с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение (магазин) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Малюженко

Мотивированное решение принято 14.09.2021 г.