72RS0013-01-2019-004276-59
Дело № 2а-3855/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 18 июля 2019 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
Председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при секретаре Плесовских Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с применением средств аудиопротоколирования, административное дело по административному иску Сафоновой Ольги Николаевны к ИФНС России по г.Тюмени № 1, Управлению ФНС России по Тюменской области об оспаривании решений налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Сафонова О.Н. обратилась в суд с административным иском о признании решения ИФНС России по г.Тюмени № 1 №09-12/14167 от 11.12.2018 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным и признании решения УФНС России по Тюменской области №151 от 25 марта 2019 года незаконным и признании права налогоплательщика на имущественный вычет при продаже недвижимого имущества за 2017 год в сумме 12 957 914,65 рублей. Обращение в суд мотивирует тем, что 29 ноября 2018 года истцом получено решение №09-12/14167 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.12.2018 года, согласно которому на основании ст.101 НК РФ истцу доначислен налог на доходы физических лиц в размере 395 211,00 рублей, истец привлечена к налоговой ответственности за налоговое правонарушение в виде штрафа в размере 19 760,55 рублей, начислена пени в размере 14 418,61 рублей по состоянию на 11.12.2018 года. На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба. 01 мая 2019 года истец получила решение УФНС России по Тюменской области от 25 марта 2019 года №151 которым решение №09-12/14167 отменено в части доначисления НДФЛ в сумме 8 232,00 рубля, штрафных санкций в сумме 411,62 рублей и начислению пени в сумме 300,33 рублей. С указанным решением истец не согласна. 03 мая 2018 года истцом представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 года, согласно которой уплате в бюджет подлежит налог в сумме 66 289,00 рублей. В оспариваемом решении налоговый орган сделал вывод, что истцом в доходы включены суммы от реализации объекта незавершенного строительства в размере 915 000 рублей, четырех земельных участков на сумму 4 616 653,22 рубля. Суммы указанные в договорах купли-продажи объектов недвижимого имущества не могут в поной мере оценены в качестве дохода физического лица. По 4 земельным участкам истцом понесены расходы на строительство в сумме 3 089 369,66 рублей. Налоговый орган в оспариваемом решении неправомерно не подтвердил налоговый вычет в сумме 3 089 369,66 рублей. Расходы связанные с приобретением земельных участков, заявленные истцом к вычету не приняты ответчиком и составили 4 055 236,43 рублей, не были рассмотрены и оценены ответчиком при вынесении решения. О составлении акта налоговой проверки истцу стало известно после получения его экземпляра посредством почтовой связи. О дате, времени и месте составления акта камеральной проверки налогоплательщика своевременно не уведомляли. Акт составлен по истечении срока более чем 10 дней и направлен истцу лишь 10.09.2018 года. Для защиты своих прав истец обратился в суд (л.д.5-10 том 1).
Административный истец Сафонова О.Н., представитель административного истца Михайлова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представители административного ответчика ИФНС России по г.Тюмени №1 Дюндюкова И.Л., УФНС России по Тюменской области Михайлова Е.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, по основаниям изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.45-51 том 1).
Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
30 сентября 2016 ИФНС России по г.Тюмени № 1 по результатам выездной налоговой проверки №10-23/15 от 29 марта принято решение № 10-25/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Чистилину К.А. доначислены:
- налог на добавленную стоимость в размере 5 983 405,00 рублей;
- пени по налогу в сумме 1 606 410,65 рублей;
- налоговые санкции, предусмотренные п.1 ст.119, п.1 ст.122, п.1 ст.126 НК РФ, с учетом положений ст.ст. 112, 114, НК РФ в общем размере 1 497 351,25 рублей (том 1 л.д.14-138).
По результатам выездной налоговой проверки в соответствии со ст. 101 НК РФ в отношении Сафоновой О.Н. принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №09-12/4167 от 11.12.2018 года, согласно которому доначислен налог на доходы физических лиц в размере 395 211,00 рублей, штраф по п.1 ст.122 в размере 19760.55 рублей, начислены пени в сумме 14 418.61 рублей (л.д.15-22, 58-65 том 1).
Не согласившись с решением ИФНС России по г.Тюмени №1, Сафонова О.Н. представила апелляционную жалобу в УФНС России по Тюменской области, в которой налогоплательщик просил отменить решение в полном объеме.
УФНС России по Тюменской области вынесено решение №151 от 25.03.2019 года, согласно которому апелляционная жалоба Сафоновой О.Н. частично удовлетворена, решение инспекции от 11.12.2018 №09-12/14167 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части доначисления НДФЛ в сумме 8 232 руб., штрафных санкций в сумме 411,62 руб. и начисления пеней в сумме 300,33 руб. (л.д.24-34 том 1).
В обоснование своей позиции истец приводит доводы о неправомерном доначислении ИДФЛ последующим основаниям:
непринятие расходов по реализованным объектам недвижимости, в том числе по арендным платежам;
не уведомлении налогоплательщика о повторном рассмотрение материалов проверки;
нс составления дополнения к акту проверки.
Исследуя представленные доказательства, суд находит решение ИФНС России по г.Тюмени №09-12/4167 от 11.12.2018 года о привлечении Сафоновой О.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение УФНС России по Тюменской области №151 от 25.03.2019 года законными и обоснованными.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации
Согласно п..З ч. 12 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Каких-либо ограничений в отношении количества объектов недвижимости (долей в них), при продаже которых может быть получен имущественный налоговый вычет, в пн. 1 п. 1 ст. 220 ПК РФ не установлено. Поэтому в отношении доходов от продажи каждого объекта имущественный налоговый вычет определяется отдельно в соответствии с положениями пн. 1 п. 1 сг. 220 НК РФ (письма Минфина России №03-04-05/44008 от 12.04.2012, №03-04-05/7-491 от 19.06.2007, №03-04-05- 01/192).
С учетом этой точки зрения налогоплательщик при продаже в одном налоговом периоде нескольких объектов, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, полученной от продажи одного из объектов в размере до 1 000 000 рублей, и одновременно уменьшить сумму облагаемого налогом дохода от продажи других объектов на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с их приобретением (письма Минфина России от 30.06.2010 №03-04-05/9-362 от 10.02.2010. №03-04-05/9-48).
При продаже нескольких объектов, находившихся в собственности менее минимального срока владения, налогоплательщик вправе заявить одновременно по одним объектам вычет в установленном нормативе, а по другим сумму расходов (письмо Минфина России от 27.04.2016 №03-04-05/24433). Вычет в сумме документально подтвержденных расходов должен рассчитываться по каждому объекту отдельно исходя из стоимости их покупки и продажи (письма Минфина России №03-04-05/62615 от 21.10.2013, №03-04-05/44008).
Проверкой установлено, что налогоплательщиком в налоговой декларации по форме З-НДФЛ за 2017 отражен доход от продажи объектов недвижимости и земельных участков в размере 12240000руб., расходы и налоговые вычеты в размере 11 730 081,46руб., сумма налога к уплате 66 289руб.
В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС России по г.Тюмени №1 установлено занижение дохода в размере 212678.22руб. при реализации жилого дома с кадастровым номером № и завышение расходов при исчислении налогооблагаемой базы по земельным участкам на 2 827 403,24руб.
В доходы налогоплательщиком включены суммы:
от реализации объекта незавершенного строительства № но адресу <адрес> в размере 915 000руб., Инспекцией подтверждены расходы по приобретению объекта в сумме 915000руб.;
от реализации земельного участка № по <адрес> в сумме 1 000 000руб. и жилого дома № по ул.Уватская в сумме 397 5000руб. Инспекцией подтверждены расходы в сумме 3 975 000руб. по жилому дому;
от реализации земельного участка № по <адрес> в сумме 950 000 руб. и жилого дома № по ул.Бирюзовая в сумме 200 000 руб., Инспекцией подтверждены расходы, связанные с приобретением жилого дома в сумме 41 2678,22руб.;
от реализации земельного участка № по <адрес> в сумме 1 600 000 руб., Инспекцией подтвержден имущественный вычет в сумме 1 000 000 руб. (п.п. 1 н.2 ст.220 1Ж РФ);
от реализации земельного участка № по <адрес> в сумме 1 000 000 руб. и жилого дома № по ул.Лесобазовская в сумме 2 600 000 руб., Инспекцией подтверждены расходы, связанные с приобретением жилого дома в сумме 2 600 000 руб.
Административным ответчиком установлено, что в расходы налогоплательщика при продаже жилых домов включены расходы согласно документам, представленным Сафоновой О.Н. с налоговой декларацией по форме З-НДФЛ за 2017 год (договоры подряда, строительные материалы, отделка жилых домов).
В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком неправомерно заявлены расходы, подтверждающие фактические расходы в связи с приобретением указанных земельных участков в силу отсутствия документов на сумму 2 827 403,24 руб.
В качестве документов, подтверждающих расходы налогоплательщика, связанных с приобретением земельных участков. Сафоновой О.Н. (с возражениями и пояснениями от 22.11.2018) представлены документы на общую сумму 3 089 369, 66руб.:
документы, подтверждающие расходы, связанные с приобретением земельных участков с кадастровыми номерами: № (договор купли - продажи №17/3/Ф-421 от 11.10.2017 на сумму 19 717,75руб. и платежное поручение №41308 от 11.10.2017), №(договор купли - продажи 16/3/Ф-272 от 16.10.2016 на сумму 22 085.11руб. и платежное поручение №442766 от 16.09.2016), № (договор купли-продажи №14/3/Ф-402 от 29.07.2014 на сумму 21 523,96руб.);
документы по отсыпке земельных участков па сумму 1 595 433.00 руб.;
документы, подтверждающие комплекс работ по подведению водопровода и установки колодца на участке на сумму 325 000,00 руб.;
документы, подтверждающие укрепление отсыпного грунта от размывания на сумму 162 453,13 руб.;
документы, подтверждающие фиксацию (бетонированию) армирующего слоя на сумму 285 850,00 руб.;
документы, подтверждающие расходы на приобретение емкостей и труб для отвода (слива) сточных вод на сумму 120 780,00 руб.;
документы, подтверждающие оплату на расходный материал (для укрепления грунтов и отвода сточных вод) на сумму 351 649,67 руб.;
документы, подтверждающие установку ограждения на участке на сумму 206 401,00 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 с г. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).
По положению п.п.1 п.2 ст.220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 ст.220 НК РФ предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000,00 рублей.
Согласно п.п.2 п.2 ст.220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 п.2 налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание имеющиеся в материалах проверки договоры купли-продажи №17/3/Ф-421 от 11.10.2017 года на сумму 19 717,75руб., №16/3/Ф-272 от 16.10.2016 года на сумму 22 085,11руб., №14-3/Ф-402 от 29.07.2014 года на сумму 21523,96 руб., суд приходит к мнению, что при продаже в одном налоговом периоде 4 земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех и пяти лег, налогоплательщик имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере до 1 000 000,00 рублей в отношении доходов от продажи одного из земельных участков и одновременно уменьшить сумму облагаемого налогом дохода от продажи на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением других объектов недвижимости.
Проверкой учтено, что по земельным участкам с кадастровыми номерами №. № имеются соответственно платежное поручение №41308 от 11.10.2017 на сумму 19717,75руб. и платежное поручение №442766 от 16.09.2016. на сумму 22 085,11 руб.; также согласно выписке №КУВИ-001/2019-4495490 о содержании правоустанавливающих документов, представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области №КУВИ-001/2019-4604208 от 27.02.2019 (доведено до Управления исх.№09-17/011710 от 01.03.2019). установлено, что при заключении договора купли- продажи земельного участка с кадастровыми номерами № оплата в сумме 21 523.96руб. произведена в течении 20дней с момента подписания договора купли-продажи №14/3/Ф-402 от 29.07.2014 года.
Таким образом, поскольку в оспариваемом решении при исчислении налогооблагаемой базы при реализации земельных участков учтен только имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб., следовательно, доходы при реализации указанных земельных участков следует уменьшить на сумму расходов, связанных с приобретением этого имущества согласно договорам купли-продажи №17/3/Ф-421 от 11.10.2017, №16/3/Ф-272 от 16.10.2016, №14/3/Ф-402 от 29.07.2014 на общую сумму 63 326.85руб.
Иные расходы, не связанные с приобретением земельных участков (отсыпка, работы по подведению водопровода и установки колодца, фиксация (бетонирование) армирующего слоя, приобретение емкостей и труб для отвода (слива) сточных вод, расходный материал для укрепления грунтов и отвода сточных вод, ограждение на участке, а также арендные платежи, указанные в заявлении, в силу несоответствия их требованиям п.п.2 п.2 ст.220 НК РФ. к учету не принимаются.
Арендная плата представляет собой платеж за факт пользования имуществом, предоставляя право его выкупа. При этом стоимость самого имущества следует отличать от стоимости пользования имуществом.
Учитывая изложенное, в случае продажи земельных участков, приобретенных налогоплательщиком на основании договора аренды земельного участка с правом его выкупа, он вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого объекта недвижимого имущества, на сумму документально подтвержденной и фактически уплаченной стоимости (выкупной цены) указанного имущества.
Довод истца о правомерности применения при исчислении НДФЛ расходов, связанных с уплатой арендных платежей в связи с тем, что выкупная стоимость земельных участков была бы не меньше кадастровой стоимости, основан на неверном понимании норм действующего законодательства. Уплата Сафоновой О.Н. арендной платы, которая позволяет в соответствии с положениями Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» (ст. 17.1) оформлять земельный участок в собственность без проведения торгов, фактически не связана с приобретением этих земельных участков по договорам купли-продажи.
Во исполнение п.1 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки - 21.08.2018 года Суд приходит к мнению, что нарушение срока составления акта не допущено.
11.10.2018 года в соответствии с п.6 ст.100 НК РФ Сафоновой О.Н. направлены письменные возражения от 10.10.2018 года.
Рассмотрение материалов проверки и возражений состоялось 11.10.2018 в присутствии налогоплательщика.
На основании пункта 6 ст. 101 НК РФ и в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Инспекцией принято решение №96 от 22.10.2018 года о проведении в срок по 22.11.2018 года дополнительных мероприятий налогового контроля, решение №2424 о продлении срока рассмотрения материалов проверки от 22.10.2018 года, которые одновременно с извещениями от 22.10.2018 года №18100/1 о времени и месте ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и №18100 о времени и месте рассмотрения дополнительных материалов камеральной налоговой проверки направлены налогоплательщику по почте 29.10.2018 года (л.д.96-104 том 1).
Кроме того, Инспекция во исполнение положений ст. 101 ПК РФ 01.11.2018 года согласно телефонограмме, которая зарегистрирована в журнале Инспекции и подтверждена в детализацией телефонных звонков, сообщила Сафоновой О.Н. о возможности получения вышеуказанных документов лично в Инспекции, а также уведомила её, что 10.12.2018 года в 14-30 состоится рассмотрение материалов проверки, в г.ч. полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
С учетом имеющейся в материалах дела телефонограммы от 01.11.2018 года, налогоплательщик ответила, что «из-за отсутствия свободного времени нет возможности получить указанную корреспонденцию лично». Необходимо отметить, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено Требование №34960 от 22.10.2018 года, по которому от Сафоновой О.Н. получено пояснение от 22.11.2019 года (л.д.107-109 том 1). Иных мероприятий налогового контроля не проводилось.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и письменных возражений налогоплательщика, с учетом письменных пояснений, Инспекцией согласно п.1 ст. 101 11К РФ вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №09- 12/14167 от 11.12.2018. которое направлено налогоплательщику по почте и получено 26.12.2018 года.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что положения пункта 6.1 ст. 101 НК РФ применяются при вынесении решений по результатам камеральных проверок, завершенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Согласно п.2 ст. 85 ПК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Исходя из пункта 2 ст.88 ПК РФ следует, поскольку камеральная налоговая проверка налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, представленной Сафоновой О.Н. 07.05.2018 года (л.д.70-79 том 1), завершена 07.08.2018 года, т.е. до 03.09.2018 года, следовательно, положения пункта 6.1 ст. 101 НК РФ не применяются.
Актом и решением оформляются результаты уже проведенной (завершенной) камеральной налоговой проверки на основании ст. 100. 101 НК РФ.
Согласно части 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Несмотря на то, что перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, является открытым, по смыслу закона он не может произвольно быть расширен правоприменителем.
Следовательно, к таким обстоятельствам могут быть отнесены только такие, которые находятся в правовом единстве с названными в законе, то есть свидетельствующие либо о наличии объективных причин, в силу которых исполнение налогоплательщиком конкретной налоговой обязанности было затруднительным, либо тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, суд не усматривает дополнительных оснований для снижения размера налоговых санкций, поскольку определенный размер налоговых санкций соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения.
Нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и привлечения истца к налоговой ответственности судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. В иске надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 23 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.3, 11, 23, 122, 119, 207, 208, 210, 143, 146, 164, 173, 398 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 14, 45, 46, 62, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Сафоновой Ольги Николаевны к ИФНС России по г.Тюмени № 1, Управлению ФНС России по Тюменской области об оспаривании решений налогового органа - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления к окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий судья: А.В. Лобанов