УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2022 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Могильной О.В.,
при секретаре Прониной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления об отказе в кадастровом учете и обязании осуществить кадастровый учет и изменить вид разрешённого использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области /Управление Росреестра по Московской области/ о признании незаконным уведомления межмуниципального отдела по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Росреестра по Московской области Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № № от <дата>; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет и изменить вид разрешенного использования земельного участка № с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «Растениеводство» (код 1.1) на основании заявления ФИО4 от <дата>.
В обоснование заявленных требований ФИО4 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадь 15 459 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
<дата>ФИО4 обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка, в связи с изменением характеристик, а именно изменением вида разрешенного использования, с вида «Для сельскохозяйственного производства» на вид «Растениеводство» (Код 1.1), заявление № №.
Заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области за осуществлением кадастрового учета на основании Правил землепользования и застройки, утверждённых Решением Совета Депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20.12.2019 №.
Согласно ПЗЗ земельный участок, отнесен к территориальной зоне СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства.
Для территориальной зоны СХ-3 предусмотрен основной вид разрешенного использования земельного участка «Растениеводство» (Код 1.1), за установлением которого, в Управление Росреестра по <адрес>, обратился заявитель.
<дата> государственный кадастровый учет был приостановлен, Уведомлением Межмуниципального отдела по Воскресенскому, Коломенскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> № № в связи с тем, что в ЕГРН отсутствуют сведения о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен заявленный земельный участок, направлены запросы в порядке межведомственного взаимодействия.
<дата> заявителем было подано заявление о возобновлении кадастрового учета, в связи с тем, что ответ на межведомственный запрос был предоставлен Мособлархитектурой.
<дата> заявителю было отказано в государственном кадастровом учете Уведомлением Межмуниципального отдела по Воскресенскому, Коломенскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> № № в связи с тем, что согласно полученной информации на межведомственные запросы: земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух территориальных зонах: СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства и Т-зона транспортной инфраструктуры (техническое пересечение менее 1 кв.м.).
- минимальный предельный размер земельный участка для вида разрешенного использования «Растениеводство» согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес> утвержденными Постановлением Администрации городского округа <адрес> от <дата>№, составляет 20 000 кв.м. Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:189 не соответствует предельному размеру земельных участков, установленному для вида разрешенного использования «Растениеводство».
Данные уведомления об отказе в осуществлении кадастрового учета считает незаконными и необоснованными ввиду следующего:
Согласно Уведомления об отказе в государственном кадастровом учете от <дата> земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух территориальных зонах: СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства и Т – зона транспортной инфраструктуры (техническое пересечение менее 1 кв.м.).
Как установлено Уведомлением Росреестра от <дата> земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне СХ-3 и имеет техническое (не фактическое) пересечение с территориальной зной Т по площади менее 1 кв.м.
Таким образом, с момента получения сведений о техническом пересечении территориальной зоны Т и СХ-3, Управлением Росреестра в течении пяти рабочих дней, описании местоположения границ территориальной зоны СХ-3 подлежали приведению в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка №.
Кроме того, согласно сведений с ФИО3 МО земельный участок 100% расположен в зоне СХ-3.
Согласно сведений из Градостроительного плана на земельный участок от <дата> земельный участок 100% расположен в зоне СХ-3, сведений о наличии каких-либо пересечений с иной территориальной зоной документ не содержит.
Административным истцом представлен исчерпывающий перечень документов необходимых для осуществления кадастрового учета и внесения сведений в ГКН.
Отсутствие либо ненадлежащее информационное взаимодействие между органами государственной власти и органами местного управления по осуществлению своих полномочий не должно нарушать права и законные интересы физических лиц.
Несоответствие минимального предельного размера земельного участка для вида разрешенного использования «Растениеводство» согласно ПЗЗ.
Согласно Уведомления об отказе в государственном кадастровом учете от <дата> минимальный предельный размер земельного участка для вида разрешенного использования «Растениеводство» согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес>, утвержденными Постановлением Администрации городского округа <адрес> от <дата>№, составляет 20 000 кв.м. площадь земельного участка с кадастровым номером № не соответствует предельному размеру земельный участков, установленному для вида разрешенного использования «Растениеводство».
Законных оснований в отказе установления вида разрешенного использования «Растениеводство» нет, так как правила предельных размеров земельных участков применимы к преобразуемым измененным/изменяемым земельным участкам, а границы земельного участка № не меняются, межевые работы не проводятся, участок остается в существующих границах.
Отказ административного ответчика нарушает права и законные интересы административного истца, а именно право владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимым имуществом на законных основаниях, в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
Собственником недвижимого имущества был предоставлен полный комплекс документов, которые позволяли Управлению осуществить государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования. Возможно самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Управлением Росреестра не были исследованы должным образом документы представленные заявителем.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца с учетом участия в деле его представителя.
Представитель административного истца ФИО5 в судебное заседание явилась, просила удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Пояснила, что отказ незаконный и необоснованный, решение принято в нарушение норм земельного и градостроительного законодательства. В материалах дела представлены доказательства, которые подтверждают отсутствие двух территориальных зон, также был представлен градостроительный план, в котором указаны сведения об отнесении земельного участка к территориальной зоне СХ-3, без указания на пересечение с транспортной зоной, указаны виды разрешённого использования, растениеводство в том числе. Представлена распечатка с Геопортала Подмосковья, где указано, что на земельном участке установлена зона СХ-3, процент наложения 100%. Управление Росреестра не может запрашивать иные документы, доказательства все имеются. В связи с чем, административный истец может воспользоваться правом и без дополнительных процедур установить вид разрешённого использования – растениеводство. Основанием для отказа является довод о несоответствии участка размерам, так как согласно ФЗ «о государственной регистрации…», осуществление кадастрового учёта приостанавливается, если «размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в изменённых границах (изменённый земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков». Данная норма к спорным отношениям не применима, никаких преобразований земельного участка истец не производит. Управление Росреестра должно было установить вид разрешённого использования. Управлением не были должным образом исследованы все документы. Предоставлены все документы. Имелись все основания для установления вида разрешённого использования.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО6 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, пояснил, что регистрация была приостановлена на основании п. 9, 10 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218 от 13.07.2015 года. Было указано, что заявитель не может изменить вид разрешённого использования, поскольку размер участка меньше установленного. По г.о Воскресенск требования установлены «правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области» принятые в июне 2021 года. Минимальный размер земельного участка составляет 20 000 м2. Площадь земельного участка, принадлежащего Петрову, 15 000 м2. Если невозможно изменить вид разрешённого использования, правообладатель пользуется земельным участком в том же порядке, если это не приводит к вредным последствиям. Отказ законен и обоснован.
В возражениях на административные исковые требования представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований /л.д. 61-64/.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, дав оценку собранным и установленным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, считает административные исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 26 ч. 1 ФЗ № 218 от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно ст. 7 ч. 2 п. 3 ФЗ № 218 от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ст. 61 ч. 3 ФЗ № 218 от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно ст. 30 п.п. 1, 2, 4, 5 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30 п. 6 Градостроительного кодекса РФ В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 16.1 Закона Московской области от 07.03.2007 N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области", решением Московского областного суда от <дата> по делу N 3а-1648/2020", утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес> N 2870 от <дата>
В соответствии со ст. 12 п. 3 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес> N 2870 от <дата> изменение видов разрешенного использования, не соответствующих установленным настоящими Правилами, градостроительным регламентам земельных участков и объектов капитального строительства, может осуществляться только путем приведения видов их использования в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес> N 2870 от <дата> минимальный размер земельного участка для вида разрешенного использования «Растениеводство» составляет 20 000 кв.м.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 15459 +/- 5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается Выпиской из ЕГРН /л.д. 14-16/.
28.09.2021г. ФИО4 обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, а именно об изменении вида разрешенного использования на «Растениеводство» /л.д. 12, 75, 77-78/.
<дата> Управлением Росреестра по <адрес> Уведомлением № №, № № приостановлен государственный кадастровый учет, до <дата>, в котором указано, что в ЕГРН отсутствуют сведения о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен заявленный земельный участок, в связи с чем направлены запросы в порядке межведомственного взаимодействия /л.д. 68, 67/.
<дата> Управлением Росреестра по <адрес> направлен межведомственный запрос в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области о предоставлении информации о нахождении испрашиваемого земельного участка в определенной территориальной зоне в соответствии с утвержденными ПЗЗ и указанием видов разрешенного использования земельных участков, установленных для данной территориальной зоны /л.д. 74/.
Согласно сведений о разрешенном использовании земельных участков в соответствии с зонированием территории Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) в соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа <адрес> от <дата>№ в связи с принятием решение от <дата>№ «О признании утратившим силу ФИО2 городского округа <адрес> от <дата>№ «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес>», земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух территориальных зонах: СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства и Т-зона транспортного инфраструктуры (техническое пересечение менее 1 кв.м.) /л.д. 69/.
<дата> УФСГРКиК вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета № № № № из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух территориальных зонах: СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства и Т-зона транспортной инфраструктуры (техническое пересечение менее 1 кв.м.); - минимальный предельный размер земельного участка для вида разрешенного использования «Растениеводство» согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес>, утвержденным постановлением администрации городского округа <адрес> от <дата>№, составляет 20 000 кв.м. Площадь земельного участка с кадастровым номером № не соответствует предельному размеру земельных участков, установленному для вида разрешенного использования «Растениеводство» /л.д. 67,68/.
Из представленных суду материалов следует, что площадь спорного земельного участка, согласно сведений ЕГРН составляет 15459 +/- 5 кв.м., то есть менее минимального размера земельного участка для вида разрешенного использования «Растениеводство», утвержденных Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области, который должен составлять не менее 20 000 кв.м., кроме того спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства и Т-зона транспортной инфраструктуры (техническое пересечение менее 1 кв.м.), а согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области в Т-зоне транспортной инфраструктуры отсутствует такой вид разрешенного использования «Растениеводство».
Управлением Росреестра по Московской области обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным уведомления об отказе в кадастровом учете от <дата> и обязании осуществить кадастровый учет, изменении вида разрешенного использования земельного участка № с вида «Для сельскохозяйственного производства» на вид «Растениеводство» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено <дата>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>