ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3858/19 от 25.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

24RS0032-01-2019-001545-06

Дело №2а-3858/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск. 25 октября 2019 года.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе

Председательствующего судьи Бойко И.А.,

при секретаре Толстихиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сиделёвой Ю.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным решения от 26.02.2019г. об отказе в предоставлении многодетной семье земельного участка, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Сиделёва Ю.А. обратилась в суд с иском о признании незаконными пятнадцати решений об отказе в предоставлении в собственность земельных участков, в отношении которых проведен кадастровый учет.

Административные исковые требования мотивированы тем, что 08.02.2019г. административный истец поставлена на очередь на получение земельного участка для ведения садоводства. 08.02.2019г. истец обратилась с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008г. №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>

В период с 19 февраля по 07 марта 2019 года в адрес представителя истца поступили отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, в которых Сиделёвой отказано в предоставлении земельного участка. Решение, изложенное в письме от 26.02.2019г. является незаконным, поскольку основанием отказа в предоставлении земельного участка послужило то, что поставленный на кадастровый учет земельный участок расположен в границах береговой полосы водного объекта – ручья без названия, реки Базаиха. При этом Департаментом не проведена работа по установлению возможности предоставления земельного участка при исключении водного объекта и пересечений с границами береговой полосы. Административный истец просила признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 08.02.2019г. и возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Сиделёвой Ю.А. на дату ее обращения.

Определением Ленинского районного суда г.Красноярска от 15 августа 2019 года данное административное исковое требование выделено в отдельное производство с присвоением административному делу №2а-3858/19.

В судебное заседание административный истец и ее представитель Березкина К.Д. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска Быковская А.С. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия. В письменном отзыве на иск представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска Быковская А.С. исковые требования не признала, пояснив, что ст.29.5 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» определен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет. При поступлении заявления о предоставления земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили. Согласно ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков и выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка Схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации и т.д. В соответствии с п.4 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

С учетом Правил землепользования и застройки городского округа г.Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122 испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), строительство индивидуальных жилых домов – основной вид разрешенного использования данной территории. Для данной территориальной зоны установлены предельные (минимальные и максимальные) размры земельных участков: минимальная площадь земельного участка 0,06га, ширина земельного участка – не менее 22 метра. Земельный участок с кадастровым номером имеет площадь <данные изъяты> кв.м., соответственно ширина и площадь образуемых земельных участков из него составит менее 22 метров и 0,06га, что не соответствует установленным предельным размерам земельных участков в территориальной зоне Ж-1. Образование земельного участка из границ испрашиваемого возможно только в случае, если все образуемые при разделе земельные участки, в том числе земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) будут соответствовать установленным в федеральном законе требованиям к предельным размерам земельных участков. В связи с чем, данный земельный участок как единый объект недвижимости подлежит предоставлению в собственность гражданам в соответствии со ст.29.3 закона Красноярского края путем размещения на официальном сайте Красноярского края в разделе «бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям». Также по сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером расположен в водоохранной зоне и в береговой полосе водного объекта (ручей). В соответствии с п.6 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ. Полагает отказ департамента законным и обоснованным, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Заинтересованные лица Департамент градостроительства администрации г.Красноярска, администрация г.Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150 КАС РФ.

Исследовав письменные доказательства по административному делу, суд находит административные исковые требования Сиделевой Ю.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008г. «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности администрацией г. Красноярска осуществляется в соответствии с законом Красноярского края от 04.12.2008г. №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

В силу ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04 декабря 2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Статья 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» № 7-2542 от 04 декабря 2008 года устанавливает требования к документам, необходимым для бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок их подачи. Многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 1 ст. 29.1). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.).

В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 29.5 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» № 7-2542 от 04 декабря 2008 года определен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет. При поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает решение и направляет заявителю решение об утверждении Схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.

В соответствии с п.п.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ одним из оснований для отказа в утверждении Схемы является разработка Схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам, в частности образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст.11.10 Кодекса подготовка Схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации и т.д.

Согласно п.1 ст.11.9 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

В силу п. 2 ст. 29.6 Закон Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:

а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов);

б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя;

в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота;

г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность;

д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован;

е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд;

ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами Сиделёва Ю.А. является многодетной матерью, имеющей троих детей, поставлена на очередь на получение земельного участка 08.02.2019г. за .

Сиделева Ю.А. в лице представителя 08.02.2019г. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявление о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в г.Красноярске, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008г. №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>.

Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 26.02.2019г.Сиделёвой Ю.А. было отказано в предоставлении в собственность истребуемого земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Для данной территориальной зоны установлены предельные размеры земельных участков – минимальная площадь 0,06га, ширина земельного участка – не менее 22 метра. При разделе земельного участка с кадастровым номером , площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м., минимальная площадь и ширина образуемых после раздела земельных участков будет составлять менее установленных федеральным законом размеров. Кроме того, органом местного самоуправления отказано в предоставлении в собственность земельного участка на основании под. «г» п.2 ст.29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» № 7-2542 от 04 декабря 2008 года поскольку земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен в водоохраной зоне и в береговой полосе водного объекта (ручей), относится к территории общего пользования, в отношении которой в силу п.8 ст.27 Земельного кодекса РФ установлен запрет приватизации земельного участка в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.09.2019г. земельный участок с кадастровым номером сформирован 05.03.2013г., расположен по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для проектирования и строительства индивидуальных жилых домов с хозяйственными постройками, сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные», дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости 01.03.2022г. В соответствии с данными Единой муниципальной геоинформационной системы земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне: Зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) (л.д.36-37,43).

В соответствии со Скриншотом из Публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером имеет статус «временный», расположен в водоохранной зоне и в береговой полосе водного объекта (ручья, ручей протекает по центру испрашиваемого земельного участка).

Исследовав представленные доказательства суд приходит к выводу, что образование земельного участка по заявлению Сиделевой в границах земельного участка с кадастровым номером является невозможным, поскольку нарушает предъявляемые законом требования к предельным размерам площади и ширины образуемых земельных участков: в случае раздела поставленного на кадастровый учет земельного участка вновь образуемые земельные участки будут иметь площадь менее 0,06га и ширину менее 22 метра.

Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне береговой полосы ручья (менее 30 метров) и в водоохраной зоне, в которых приватизация земельных участков, относящихся к территориям общего пользования (береговая полоса) запрещена в силу п.8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, предусматривающей, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 26.02.2019г. в предоставлении Сиделёвой Ю.А. земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером является законным и обоснованным. Изложенное в письме от 26.02.2019г. решение принято уполномоченным должностным лицом, является мотивированным со ссылками на положения земельного законодательства, обращение Сиделевой Ю.А. рассмотрено по существу в установленный законом срок и права заявителя не нарушает.

Принятие Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска решения об отказе Сиделевой в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не свидетельствует о нарушении ее права, на получение ею как многодетной матерью земельного участка в собственность, поскольку указанный отказ не исключают возможность получить Сиделевой земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в ином месте.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Сиделёвой Ю.А. о признании незаконным решения Департамента Муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска №С-2014 от 26.02.2019г.об отказе в предоставлении земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером , возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: