дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Воробьевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании решения отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения № от <дата> отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка площадью 690 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет без уточнения его границ. Истец принял решение провести межевание принадлежащего ему участка с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. После проведения обмера площадь земельного участка составила 688 кв.м, вместо ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости 690 кв.м. Спора о границах между смежными землепользователями не имеется. После того, как кадастровым инженером был сформирован межевой план, истец сдал его в отдел кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области для внесения соответствующих изменений. <дата> органом кадастрового учета было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Приостановление было обосновано тем, что границы земельного участка не были согласованы заинтересованным лицом – СНТ «Звездочка». После устранения недостатков, указанных в решении от <дата>, истец обратился в орган кадастрового учета и представил акт согласования границ от <дата>. <дата> органом кадастрового учета было вынесено решение об отказе в снятии приостановления. В обоснование отказа в снятии приостановления указано, что в межевом плане отсутствует утвержденный в установленном порядке проект организации и застройки территории садоводческого товарищества. Истец считает указанное решение незаконным и необоснованным. Просит суд признать указанное решение незаконным и обязать отдел кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области устранить допущенные нарушения, произвести учет изменений земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, в соответствии с материалами межевого плана от <дата> и на основании заявления регистр. № от <дата>.
ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению частично.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 22 КАС РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка площадью 690 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 15).
Земельный участок площадью 690 кв.м поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, однако границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 18).
Согласно межевому плану фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 688 кв.м, данные границы согласованы всеми смежными землепользователями (л.д. 46), что свидетельствует об отсутствии споров по границам.
<дата>ФИО1 через многофункциональный центр обратился в отдел кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – указанного выше земельного участка (л.д. 32). К заявлению были приложены акт согласования границ, межевой план и оптический компакт-диск.
<дата> отдел кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области принял решение № о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 57), в связи с отсутствием согласования границ заинтересованным лицом – <адрес>.
<дата>ФИО1 повторно через многофункциональный центр обратился в отдел кадастрового учета № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – указанного выше земельного участка (л.д. 39). К заявлению были приложены документы, аналогичные приложению к заявлению от <дата>.
<дата> отдел кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области принял решение № МО-15/РКФ-449915 об отказе в снятии приостановления на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 59) по следующим основаниям: 1. не представлены необходимые для кадастрового учета документы, предусмотренные п. 22 Требований во взаимосвязи с п. 2 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» – отсутствует утвержденный в установленном порядке проект организации и застройки территории садоводческого товарищества; 2. разделы графической части межевого плана оформлены не в соответствии с действующими Требованиями.
Согласно ч. 10 ст. 26 Федерального от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 26 Закона № 221-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 5 ч. 2 является заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В данном случае заинтересованном лицом указано: 1. не представлены необходимые для кадастрового учета документы, предусмотренные п. 22 Требований во взаимосвязи с п. 2 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» – отсутствует утвержденный в установленном порядке проект организации и застройки территории садоводческого товарищества; 2. разделы графической части межевого плана оформлены не в соответствии с действующими Требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 221-ФЗ Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В силу ст. 22 Закона № 221-ФЗ 1. Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:
2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);
7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);
8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;
9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Пунктом 22 Требований к подготовке межевого плана установлено, что В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:
1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;
3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий);
4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании;
5) утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;
7) решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;
8) вступившие в законную силу судебные акты;
9) иные предусмотренные законодательством документы.
В соответствии с частью 6.1 статьи 38 Закона о кадастре в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 и пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
Согласно статье 32 Федерального закона от <дата> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или дачному объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
При вынесении п. 1 оспариваемого решения органом кадастрового учета не было принято во внимание, что ФИО1 обратился с заявлением об учете изменений находящегося в его собственности земельного участка. С заявлением об образовании, либо разделе земельного участка ФИО1 не обращался.
Приведенными выше нормами права не предусмотрено представление документации по планировке территории (проекта межевания территории) в случаях уточнения границ уже образованного земельного участка. При таких обстоятельствах, указание в п. 1 решения на нарушение п. 22 Требований и необходимости предоставления утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества основано на неверном толковании норм права.
Кроме того, в состав межевого плана кадастровым инженером были включены сведения – свидетельство о государственной регистрации права собственности <адрес> на земельный участок площадью 12 305 кв.м (л.д. 44), границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается кадастровым паспортом (л.д. 17).
Отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества в силу действующего законодательства не может служить основанием к приостановлению осуществления кадастрового учета и к отказу в кадастровом учете земельного участка.
С учетом изложенных обстоятельств, решение № отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от <дата> об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; в части отказа в снятии приостановления осуществления кадастрового учета по основаниям отсутствия в межевом плане утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, является незаконным.
Однако, как следует из оспариваемого решения, основанием приостановления послужило также оформление графической части межевого плана не в соответствии с действующими Требованиями.
В соответствии со ст. 38 Закона № 221-ФЗ межевой план состоит из графической и текстовой частей (ч. 4 ст. 38).
1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
2. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч. 5 ст. 41).
В силу ч. 1.1 ст. 21 Закона № 221-ФЗ межевой план направляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
В соответствии с ч. 11 ст. 38 Закона № 211-ФЗ межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
В силу ч. 12 ст. 38 Закона № 221-ФЗ Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от <дата>№ утверждена форма межевого плана и требования к его подготовке.
В соответствии с п. 4 Требований межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ.
Пунктами 6, 7 Требований установлено, что 6. К графической части межевого плана относятся следующие разделы:1) схема геодезических построений; 2) схема расположения земельных участков;3) чертеж земельных участков и их частей (далее - Чертеж);4) абрисы узловых точек границ земельных участков. 7. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежат следующие разделы:1) общие сведения о кадастровых работах;2) исходные данные;3) сведения о выполненных измерениях и расчетах;4) схема расположения земельных участков;5) Чертеж.
Согласно п. 19 Требований Межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Состав сведений межевого плана в форме электронного документа должен соответствовать составу сведений, содержащихся в утвержденной форме межевого плана, с учетом Требований.
Утвержденной формой межевого плана предусмотрено обязательное указание наименования разделов графической части.
В представленном межевом плане в форме электронного документа ХМL в нарушение перечисленный выше Требований отсутствует наименование разделов графической части представленного технического плана (л.д. 33-36, 40-42).
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что отдел кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области правомерно отказал в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – по основаниям не соответствия разделов графической части межевого плана электронного документа ХМL Требованиям к подготовке подготовке плана.
Поскольку, решение отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета по основаниям не соответствия разделов графической части межевого плана электронного документа ХМL Требованиям к подготовке межевого плана обоснованно, а следовательно в этой части не нарушает прав административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения по данному делу положений ст. 227 КАС РФ и не возлагает на отдел кадастрового учета № 2 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области обязанность по осуществлению кадастрового учета объекта недвижимости.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст. 84 КАС РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 об оспаривании решения отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета удовлетворить частично.
Признать незаконным решение № отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от <дата> об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030401:727, расположенного по адресу: <адрес>; в части приостановления осуществления кадастрового учета по основаниям не представления утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества.
Административный иск ФИО1 о признании незаконным решения № отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от <дата> об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; в части приостановления осуществления кадастрового учета по основаниям не соответствия разделов графической части межевого плана электронного документа ХМL Требованиям к подготовке межевого плана; и обязании отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществить кадастровый учет объекта недвижимости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: