Дело № 2а-3859/2019
УИД 86RS0007-01-2019-005292-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2019 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Заремба И.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании признать информацию запрещенной,
установил:
Нефтеюганский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную на электронных адресах:https:nefteyugansk.vsediplomi.com/, htps:nefteyugansk.diplomelike.com/, https:nefteyugansk.diplomsgosznak.com/, https:nefteyugansk.exdiploms.com/, запрещенной к рассмотрению на территории Российской Федерации. Включить материал, размещенный на электронных адресах: https:nefteyugansk.vsediplomi.com/, https:nefteyugansk.diplomelike.com/, https:nefteyugansk.diplomsgosznak.com/, https:nefteyugansk.exdiploms.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения федерального законодательства при размещении информации в сети «Интернет» через сайт: https:nefteyugansk.vsediplomi.com/, htps:nefteyugansk.diplomelike.com/, https:nefteyugansk.diplomsgosznak.com/, https:nefteyugansk.exdiploms.com/, в ходе которой установлено, что на указанных сайтах размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у граждан. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и подрывает основы конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, направленное извещение вручено адресату.
Определением суда, явка сторон в судебное заседание признана необязательной, в связи с чем, на основании статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Настоящее заявление подано прокурором в защиту неопределенного круга лиц, чьи права на образование нарушаются при наличии свободного доступа к указанным сайтам.
В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации", лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы документов об образовании (аттестата об основном общем образовании и аттестата о среднем общем образовании), документов об образовании и о квалификации (диплома о среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Согласно п. 2 «Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112, дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организации), по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования (далее - образовательные программы): лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, - диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе - диплом бакалавра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы специалитета, - диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе - диплом специалиста); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы магистратуры, - диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе - диплом магистра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, - диплом об окончании аспирантуры; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры.
В соответствии с п. 27 указанного Порядка, диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию.
Согласно п.п. 23-24 указанного Порядка, бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.
Аналогичные положения относительно учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании содержатся в Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 115.
Незаконные приобретения или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 уголовного Кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ, распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона N 149-ФЗ, предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, устанавленная федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовой информации, массовых коммуникацией, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ: Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признание вышеуказанной информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации будет являться основанием к ограничению доступа к ней полномочным органом.
Судом установлено, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения федерального законодательства при размещении информации в сети «Интернет» через сайты: https:nefteyugansk.vsediplomi.com/, htps:nefteyugansk.diplomelike.com/, https:nefteyugansk.diplomsgosznak.com/, https:nefteyugansk.exdiploms.com/, в ходе которой установлено, что на указанных сайтах размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у граждан. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и подрывает основы конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
Сайты с доменами принадлежат хостингам и регистраторам иностранных государств, в связи с чем указанное обстоятельство не позволяет достоверно определить владельцев сайтов, либо лиц, разместивших запрещенную информацию в сети «Интернет».
На момент подачи административного искового заявления Интернет-сайты htps:nefteyugansk.vsediplomi.com/, htps:nefteyugansk.diplomelike.com/, https:nefteyugansk.diplomsgosznak.com/, https:nefteyugansk.exdiploms.com/, являются действующими, находящаяся на них информация доступна российским пользователям.
Распространение информации о продаже дипломов посредством сети «Интернет» фактически предоставляет возможность приобретения документа об образовании, который может использоваться при трудоустройстве, при поступлении на государственную или муниципальную службу без прохождения обучения в образовательных учреждениях, либо научной организации по программам различных уровней образования, что противоречит указанным требованиям закона.
Признание информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению, позволит внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ и закрыть доступ к нему.
Частью 6 ст. 10 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ, установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку страницы, размещенные по Интернет-адресу: https:nefteyugansk.vsediplomi.com/, htps:nefteyugansk.diplomelike.com/, https:nefteyugansk.diplomsgosznak.com/, https:nefteyugansk.exdiploms.com/, содержат информацию о продаже документов, подтверждающих наличие образования, что фактически является распространением запрещенной информации, то заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ, ст. ст. 4, 13, 14, 39, 62, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании признать информацию запрещенной, удовлетворить.
Признать информацию, распространенную в сети «Интернет» по адресам:https:nefteyugansk.vsediplomi.com/, https:nefteyugansk.exdiploms.com/,
htps:nefteyugansk.diplomelike.com/, https:nefteyugansk.diplomsgosznak.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО включить информацию, распространенную в сети «Интернет» по адресам: https:nefteyugansk.vsediplomi.com/, htps:nefteyugansk.diplomelike.com/, https:nefteyugansk.diplomsgosznak.com/, https:nefteyugansk.exdiploms.com/, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей станиц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения, в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нефтеюганский районный суд.
Судья: