ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3861/2021 от 22.06.2021 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело №2а-3861/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«22» июня 2021г. г. Балашиха

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Бесединой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Веденеевой С.Е.,

с участием представителя истца ФИО3,

представителя ответчика Министерства жилищной политики Московской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО9ФИО1 к Администрации г.о.Балашиха Московской области, Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным бездействия, решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Административный истец обратился в суд с настоящим иском, указывая на то, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г., что подтверждено удостоверением серии Р№228442, выданным 26.08.2005г. Министерством социальной защиты населения Московской области. В целях реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, установленного Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФИО2ФИО1 26.07.2016г обратился к Главе г.о.Балашиха и Администрации г.о.Балашиха с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и о постановке на соответствующий учет. К заявлению были приложены все документы, подтверждающие испрашиваемое к удовлетворению право. Отказ в удовлетворении заявления был им обжалован. Решением суда от 20.10.2016г. по делу №2а-7004/16, вступившим в законную силу 18.01.2017г., был частично удовлетворен административный иск ФИО2 к Администрации г.о.Балашиха: признаны незаконными действия Администрации г.о.Балашиха, выразившиеся в непринятии решения о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и постановке на соответствующий учет при отсутствии документов, свидетельствующих о статусе заявителя как малоимущего; на Администрацию г.о.Балашиха возложена обязанность повторно рассмотреть заявление с учетом правовой позиции, изложенной в мотивировочной части решения суда. В результате повторного рассмотрения Администрация г.о.Балашиха вновь отказала ФИО2ФИО1. Решением Балашихинского суда от 07.02.2018г. по делу №2а-1477/2018 были удовлетворены исковые требования ФИО2 к Администрации г.о.Балашиха: Постановление -ПА от 19.06.2017г. признано несоответствующим требованиям закона и отменено, на Администрацию возложена обязанность принять ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 49 ЖК РФ. Постановлением Администрации г.о.Балашиха от 21.09.2018г. №815-ПА ФИО2 принят на соответствующий учет с 26.08.2016г. 12.12.2018г. ФИО2 обратился с заявлением на имя Главы г.о.Балашиха о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» (далее по тексту-Основное мероприятие). К заявлению были приложены необходимые документы. Отказ в удовлетворении заявления был обжалован ФИО2ФИО1. Решением Балашихинского городского суда от 10.06.2019г. по гр.делу №2а-3199/2019 решение (оформленное Протоколом №1 от 25.01.2019г.) Общественной комиссии и Постановление Администрации -ПА от 30.01.2019г. признаны незаконными, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 Постановлением Администрации г.о.Балашиха от 26.06.2020г. №407-ПА ФИО2 был включен в Список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г по г.о.Балашиха . В феврале 2021г. ФИО2ФИО1 стало известно, что его учетное дело было возвращено из Министерства жилищной политики Московской области в Администрацию г.о.Балашиха с предложением об устранения нарушений, которые по мнению Министерства выразились в отсутствии оснований для принятия ФИО2ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с отсутствием у ФИО2 постоянного места жительства и регистрации в Московской области. При этом Администрация г.о.Балашиха о возврате документов из Министерства ФИО2ФИО1 не сообщила. Полагая свои права нарушенными, ФИО2ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Административный истец после уточнения требований просит суд:

- признать незаконным бездействие Администрации г.о.Балашиха, выразившееся в уклонении от своевременного предоставления ФИО9ФИО1 информации об отказе Министерства жилищной политики Московской области во включении ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021г, в связи с выявленными нарушениями требований Правил;

- обязать Администрацию г.о. Балашиха повторно направить в Министерство жилищной политики Московской области Выписку из Списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2021г., содержащую информацию об ФИО2ФИО1, и его учетное дело для формирования Сводного списка по Московской области;

- признать незаконным решение Министерства жилищной политики Московской области об отказе во включении ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021г, в связи с выявленными нарушениями требований Правил, а так же незаконными действия, выраженные в возврате учетного дела ФИО2ФИО1 и незаконным бездействия, выраженного в уклонении от включения ФИО2ФИО1 в вышеуказанный Сводный список,

- обязать Министерство жилищной политики Московской области включить ФИО9ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021г с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абз. 1 п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.

Административный истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителя, которая поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Балашиха по доверенности ранее в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения. При этом, пояснила, что информация о возврате учетного дела из Министерства жилищной политики Московской области до ФИО2 доводилась устно. В октябре 2020г. на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о.Балашиха была подтверждена правомерность решения о включении ФИО2 в число участников ведомственной целевой программы и в список граждан-участников. С октября 2020г. учетное дело ФИО2ФИО1 находится в Администрации г.о.Балашиха, повторно в Министерство жилищной политики Московской области не направлялось.

Представитель административного ответчика – Министерства жилищной политики Московской области в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых указал на то, что решение о принятии ФИО2 на жилищный учет принято в нарушение Закона Московской области от 13.12.2005г №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», так как он не имеет постоянной регистрации в Московской области. Обязанности ни у Министерства, ни у Администрации г.о.Балашиха информировать ФИО2ФИО1 о возврате его учетного дела и отказе во включении в Сводный список не имелось. Сводный список по Московской области граждан-участников основного мероприятия на 2021г. уже утвержден, возможности внесения в него изменений нет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство строительного комплекса Московской области своего представителя в судебное заседание не направило, о слушании дела извещено.

Суд определил слушать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Закон РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее-Закон РФ от 15.05.1991г. №1244-1) направлен на защиту прав и интересов, а так же определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий это катастрофы.

Согласно п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся, в числе иных, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

В силу п.1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1, гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст. 13 Закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, один раз.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст. 1).

Тем же Постановлением (ст. 2) были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее-Правила).

Согласно пп. «е» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Согласно п. 6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

В соответствии с пп. «б» п. 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане из категории лиц, указанных в пункте 5 настоящих Правил подают в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии на обработку персональных данных с приложением, указанных в Правилах документов.

В соответствии со п. 21 Правил органы местного самоуправления, осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил, по результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.

П. 24 Правил предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Орган местного самоуправления формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 26 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - сводный список), утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы. Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников ведомственной целевой программы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан-участников ведомственной целевой программы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с п.30 Правил, выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов.

Судом установлено, что ФИО2ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г, что подтверждается Удостоверением серии Р №228442, выданным 26.08.2005г. Министерством социальной защиты населения Московской области.

В соответствии с п. с чем ФИО2ФИО1 имеет право на компенсации и льготы, что подтверждается Удостоверением серии Р №228442, выданным 26.08.2005г Министерством социальной защиты населения Московской области.

ФИО6ФИО1 имеет право на социальные гарантии, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.13 ч. 1 ст. 13 Закона), в том числе, в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью один раз в размерах и порядке, установленных Правительством РФ (п.1 ч.1 ст. 15 Закона).

Для реализации права на обеспечение жильем посредством получения государственного жилищного сертификата ФИО2ФИО1 должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в Список граждан-участников ведомственной целевой программы в планируемом году.

В соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно п. 24 Правил, орган местного самоуправления формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Судом установлено, что решением Балашихинского городского суда от 20.10.2016г. по административному делу №2а-7004/2016 были признаны незаконным действия Администрации г.о.Балашиха, выразившиеся в непринятии решения о признании ФИО2ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльско АЭС и постановке его на соответствующий учет при отсутствии документов, свидетельствующих о статусе заявителя как малоимущего; на Администрацию г.о. Балашиха была возложена обязанность повторно рассмотреть в установленном порядке заявление ФИО2ФИО1 о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и о постановке на соответствующий учет на основании ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в мотивировочной части решения суда.

Решением Балашихинского городского суда от 07.02.2018г по административному делу № 2а-1477/2018 признано несоответствующим требованиям закона и отменено Постановление Администрации г.о.Балашиха Московской области от 19.06.2017г. №723-ПА об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам №4 от 01.07.2017г. в части отказа в принятии ФИО2ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; на Администрацию г.о. Балашиха возложена обязанность принять ФИО2ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 26.08.2016г.

Решением Балашихинского городского суда от 10.06.2019г. по административному делу № 2а-3199/2019 признано незаконным решение Общественно комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о.Балашиха, оформленное протоколом №1 от 25.01.2019г., в части отказа ФИО2ФИО1 о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством»; признано незаконным Постановление Администрации г.о.Балашиха №36-ПА от 30.01.2019г в части отказа ФИО2ФИО1 о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», на основании п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательство по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153; на Администрацию г.о.Балашиха возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2ФИО1 от 14.12.2018г о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательство по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, принять решение по результатам рассмотрения его заявления в установленные законом порядке и сроки.

Во исполнение указанных судебных актов, вступивших в законную силу, Администрацией г.о.Балашиха были приняты:

- Постановление от 21.09.2018г. №815-ПА о принятии ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 26.08.2016г.

- Постановление от 26.06.2020г №407-ПА о включении ФИО2ФИО1 в Список граждан- участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом 2021г. по г.о. Балашиха под номером 1.

Постановления ни кем не оспорены, не отмены.

Как установлено судом, 30.07.2020г. Администрацией г.о. Балашиха указанный Список и учетное дело ФИО2ФИО1 направлены в Министерство жилищной политики Московской области для формирования Сводного списка по Московской области.

Таким образом, суд делает вывод, что порядок и требования, установленные законом, для включения ФИО2ФИО1 в Список участников ведомственной целевой программы в 2021г. соблюдены. При этом указанные постановления приняты Администрацией г.о.Балашиха в пределах своей компетенции и на законных основаниях.

В соответствии с п. 26 Правил, в полномочия Министерства жилищной политики Московской области входит формирование на основании списков, полученных от органов местного самоуправления сводного списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, его утверждение и представление его ответственному исполнителю государственной программы.

При этом, как указано в Правилах, выполнение Министерством возложенных на него обязанностей должно осуществляться в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам (абз.1 п.25 Правил), в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год (абз. 1 п. 26 Правил).

Судом установлено, что Министерство жилищной политики Московской области, после получения учетного дела ФИО2ФИО1 письмом от 28.08.2020г. возвратило его в Администрацию г.о.Балашиха.

При этом, в качестве выявленных недостатков указало отсутствие оснований для принятия ФИО2ФИО1 на жилищный учет в отсутствие соблюдения требования о постоянном проживании на территории Московской области в течение 5 лет, что следует из Закона Московской области от 12.12.2005г. №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее-Закон Мо от 12.12.2005г. №260/2005-ОЗ).

В этой связи, суд приходит к выводу, что действия Министерства жилищной политики Московской области не соответствуют закону, так как Правилами не предусмотрена возможность отказа во включении в Сводный список граждан, признанных участниками ведомственной целевой программы соответствующим органом местного самоуправления.

При этом суд отмечает, что право ФИО2ФИО1 быть включенным в Список граждан-участников ведомственной целевой программы являлось предметом рассмотрения в суде. Решением суда по делу №2а-3199/2019 от 10.06.2019г. такое право за ФИО2ФИО1 признано. Указанное решение, как ранее принятые судебные акты, имелись в материалах учетного дела ФИО2ФИО1, находившегося в распоряжении Министерства.

Оценивая доводы Министерства, послужившие основанием для возврата учетного дела ФИО2ФИО1, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Закона Мо от 12.12.2005г №260/2005-ОЗ, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане РФ, имеющие место жительства на территории Московской области не менее 5 лет, нуждающиеся в жилищных условиях по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ.

Судом установлено, что ФИО2ФИО1 обратился в Администрацию г.о.Балашиха с заявлением о принятии его на жилищный учет 26.07.2016г. С 2004г. по настоящее время ФИО2ФИО1, в том числе на момент обращения с заявлением, ФИО2ФИО1 проживает в <...>, изменяя лишь адреса проживания в пределах одного города, что подтверждается материалами учетного дела ФИО2ФИО1.

Материалы жилищного дела ФИО2ФИО1 содержат доказательства того, что в период с 26.08.2004г. по 30.06.2016г. он был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>. На основании решения Балашихинского суда от 26.02.2016г. по гражданскому делу №2-838/2016 ФИО2ФИО1 признан утратившим право пользования указанной квартирой и снят с регистрационного учета.

В период с 01.09.2015г. по 19.07.2017г. ФИО2ФИО1 на основании Договора аренды, заключенного между ним и ФИО7, проживал в квартире по адресу: <адрес>. В период с 19.07.2016г. по 19.07.2017г. имел временную регистрацию (по месту пребывания) в указанной квартире.

Также имеются свидетельства о последующих регистрациях по месту пребывания в иных жилых помещениях, расположенных в <адрес>.

Суд отмечает, что ранее, отказывая в принятии ФИО2ФИО1 на жилищный учет, Администрация г.о.Балашиха, в полномочия которой входит рассмотрение соответствующих заявлений граждан и принятие по ним решений, ссылалась только на отсутствие у ФИО2ФИО1 статуса малоимущего, которое судами было признано незаконным. Следовательно, соблюдение требования принципа оседлости Администрацией г.о.Балашиха было установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности проживания ФИО2ФИО1 на территории <адрес> в течении не менее 5 лет и, как следствие, об необоснованности довода Министерства жилищной политики <адрес> о нарушении Закона Мо от 12.12.2005г -ОЗ при принятии решения о постановке ФИО2ФИО1 на жилищный учет.

С учетом изложенного, решение Министерства жилищной политики <адрес> о возврате учетного дела ФИО2ФИО1 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ФИО2ФИО1, создавая препятствия в реализации предоставленного законом права на жилищное обеспечение.

12.10.2020г. на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о.Балашиха было принято решение оставить без изменения решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 26.11.2019г (п.9.2 протокола заседания комиссии) о включении ФИО2 в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», так как решение принято на основании п.19 и п.21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. . Решение Администрации г.о.Балашиха о включении ФИО2 в список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2021г принято в соответствии с Правилами.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.о. Балашиха, пояснила, что после принятия Общественной комиссией указанного решения 12.10.2020г. учетное дело ФИО2 находится в Администрации г.о.Балашиха, повторно в Министерство жилищной политики <адрес> не направлялось.

Учитывая, что в ответ на обращение ФИО2ФИО1 в феврале 2021г. Администрация г.о.Балашиха не сообщила ему о возврате его учетного дела в октябре 2020г., суд делает вывод о нарушении прав ФИО2ФИО1.

Не предоставление на обращение ФИО2ФИО1 по конкретному вопросу в Администрацию г/о Балашиха объективной информации о движении дела не соответствует принципу информационной открытости деятельности органов государственной власти в РФ, закрепленному в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ (органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом).

Учитывая предусмотренный в п. 26 Правил механизм возможности включения граждан-участников ведомственной целевой программы в Сводный список после его утверждения, суд считает, что истцом избран надлежащий способ защиты нарушенного права, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

решил :

Иск ФИО9ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Балашиха, выразившееся в уклонении от своевременного предоставления ФИО9ФИО1 на его обращение информации об отказе Министерства жилищной политики Московской области во включении ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021г, в связи с выявленными нарушениями требований Правил.

Обязать Администрацию г.о. Балашиха повторно направить в Министерство жилищной политики Московской области Выписку из Списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2021г., содержащую информацию об ФИО2ФИО1, и его учетное дело для формирования Сводного списка по Московской области;

Признать незаконным решение Министерства жилищной политики Московской области об отказе во включении ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021г, в связи с выявленными нарушениями требований Правил, а также незаконными действия, выраженные в возврате учетного дела ФИО2ФИО1 и незаконным бездействия, выраженного в уклонении от включения ФИО2ФИО1 в вышеуказанный Сводный список.

Обязать Министерство жилищной политики Московской области включить ФИО10 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021г с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абз. 1 п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Беседина Е.А.

Решение в окончательной форме принято 08.07.2021г.

____________________________