ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3861/2022 от 20.10.2022 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2а-3861/2022

УИД 04RS0007-01-2022-005837-61

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2022 года г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Цыденовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова А.Я. к Комитету городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным Распоряжения, возложении обязанности произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь с иском к вышеуказанному ответчику, истец Семенов А.Я. просит признать Распоряжение № 25 от 30.05.2022 об отказе в переводе нежилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, в жилое необоснованным и обязать ответчика осуществить данный перевод; принимать в учет фактические обстоятельства, а не подходить к разрешению вопроса формально.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником нежилого помещения общей площадью 12, 2 кв.м. по адресу: <адрес> 30.04.2022 истец подал заявление о переводе нежилого помещения в жилое, приложил необходимые документы, распоряжением от 30.05.2022 № 25 ответчик вынес решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, мотивируя отказ несоблюдением предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода, а именно, несоответствие проекта требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Если быть точнее, причиной отказа является то, что данный дом признан аварийным и планируется снос. При этом решением от 24.01.2014 № 6 в связи с обращением о переводе части нежилого помещения в жилое по вышеуказанному адресу было дано согласие на перевод части нежилого помещения без производства строительно-монтажных работ. Одно помещение осталось в статусе нежилого. В настоящее время в квартире проживают и пользуются нежилым помещением в качестве кухни.

Истец Семенов А.Я. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представители истца по доверенности Содномова Э.Н., Миронова О.Б. исковые требования поддержали, просили учесть, что ранее ответчиком был согласован перевод части нежилого помещения в жилое, при тех же условиях в настоящее время отказано в согласовании перевода оставшейся части помещения в жилое. В оспариваемом распоряжении не указаны конкретные причины отказа, имеется ссылка на постановление Правительства РФ.

Представитель ответчика по доверенности Куренов А.Ю. иск не признал, суду пояснил, что основанием к отказу в согласовании перевода нежилого помещения в жилое является несоответствие высоты помещения, которая составляет 2.30 м., согласно п. 22 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 высота потолка не может быть ниже 2.5 м. Причиной отказа послужило несоответствие проекта требованиям п. 22 указанного постановления Правительства РФ.

Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ст. 16 ЖК РФ).

Главой 3 ЖК РФ определены условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, а также основания отказа для такого перевода.

В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Не допускается перевод нежилого помещения в жилое помещение, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ).

Как предусмотрено ч. 1 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее по тексту - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет документы, указанные в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.

На основании ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае непредставления определенных ч. 2 ст. 23 Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных ст. 22 Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 Кодекса.

Таким образом, при согласовании в порядке ст. 23 ЖК РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения. Необходимо разрешение вопроса о технической возможности использовать такие помещения в качестве жилых помещений.

Из пояснений сторон и представленных в материалы дела документов следует, что истец Семенов А.Я. является собственником нежилого помещения, площадью 12, 2 кв. м., расположенного по адресу: г<адрес>,кадастровый номер ....

С целью перевода указанного нежилого помещения в жилое Семенов А.Я. обратился с заявлением в Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, предоставив необходимый пакет документов.

Распоряжением Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ от 30.05.2022 заявителю отказано в переводе нежилого помещения в жилое и производстве строительно-монтажных работ нежилых помещений в соответствии с п. 3 ст. 24 ЖК РФ (несоблюдение предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения, а именно, несоответствие проекта требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47), согласно представленных документов.

Соответствующее Уведомление получено Семеновым А.Я. 22.06.2022.

Как следует из оспариваемого Распоряжения, заявителю отказано в удовлетворении заявления о переводе нежилого помещения в жилое по причине несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения, а именно несоответствия требованиям постановления правительства РФ от 28.01.2006 № 47. При этом конкретные причины и основания отказа не приведены.

О таковых заявлено лишь в ходе судебного разбирательства, представитель ответчика утверждал, что причиной отказа в переводе нежилого помещения в жилое послужило несоответствие проекта требованиям п. 22 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, а именно, высота помещения по внутреннему обмеру составляет 2.30 м., что не соответствует требованиям приведенного постановления. Отсутствие ссылки на упомянутый пункт постановления Правительства РФ является технической ошибкой.

Однако, с данным утверждением согласиться нельзя, суд считает, что к разрешению заявления Семенова А.Я. административный ответчик отнесся формально, ограничился лишь изучением представленных заявителем документов,

не в полной мере исследовал имеющие значение по данному вопросу обстоятельства, в том числе и принятое на основании обращения Семенова А.Я. Решение от 24.01.2014 № 6, которым было дано согласие на перевод части нежилого помещения по адресу: г. Улан-Удэ пос. Зеленый, 10 пом. 1 (1,2,11,12,13,15) в жилое без производства строительно-монтажных работ, не был разрешен вопрос о технической возможности использовать нежилое помещение в качестве жилого.

Оценивая позиции сторон, суд исходит из положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ), которым регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Под муниципальной услугой, как указано в ст. 2 приведенного Федерального закона, понимается услуг, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В силу ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

С учетом приведенных правовых норм, суд считает, что при рассмотрении заявления Семенова А.Я. органом местного самоуправления не соблюдены в полной мере гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан, к котором относятся в том числе требования ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности и недвусмысленности актов органов местного самоуправления. В рассматриваемом случае, оспариваемое Распоряжение не содержит сведений и разъяснений относительно того, каким конкретно критериям не соответствует нежилое помещение, какие именно препятствия имеются для согласования перевода нежилого помещения в жилое. Таковые приведены представителем административного ответчика лишь в ходе рассмотрения настоящего дела, что свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению заявления Семенова А.Я.

При этом следует отметить, что оспариваемое Распоряжение подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором был принят, поэтому приведенные стороной ответчика доводы основанием к отказу в иске не являются.

Вместе с тем, учитывая, что вопрос о переводе нежилого помещения в жилое не входит в компетенцию суда и относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, суд, удовлетворяя требования истца частично, возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца в установленный законом срок.

Руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Семенова А.Я. удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение от 30.05.2022 № 25 об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение, вынесенное Комитетом городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.

Обязать Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ повторно рассмотреть заявление Семенова А.Я. в установленный законом срок.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Л. Доржиева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.10.2022.