ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3864/2021 от 03.08.2021 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Копия 24RS0046-01-2021-002008-41

Дело № 2а-3864/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2021 года г. Красноярск

Свердловский районный суд города Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бацунина Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеевой И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Отдела полиции № 6 МУ МВД России «Красноярское» ФИО2, ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское», МУ МВД России «Красноярское» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику Отдела полиции № 6 МУ МВД России «Красноярское» ФИО2, ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское», МУ МВД России «Красноярское», в котором просим признать посещение ФИО1, сотрудниками ОП №6 МУ МВД России «Красноярское» по месту пребывания на основании приказа ГУ МВД России по Красноярскому краю от 28.02.2019 года №333 «О некоторых вопросах организации индивидуальной профилактической работы и административного надзора» незаконным, запретить полиции посещать ФИО1 по месту пребывания без оснований, предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Требования мотивированы тем, что приговором Пресненского районного суда г.Москвы от 02.12.2016 года ФИО1, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159.1, ч.3 ст.30, ч.4 ст.159.1, ч.4 ст.159.1, ч.4 ст.159.1, ч.4 ст.159.1 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12.09.2017 года приговор изменен, назначено наказание ФИО1 в виде лишения свободы сроком на 6 лет 2 месяца с отбыванием наказания к исправительной колонии общего режима. 26.10.2017 года ФИО1 этапирован в распоряжение ГУФСИН России по Кировской области. 07.11.2017 года административный истец доставлен в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области и с 07.11.2017 года по 31.07.2020 года ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области. Решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 30.12.2019 года в отношении административного истца установлен административный надзор сроком на 2 года, установлены административные ограничения в виде запрета выезда за пределы Московской области, обязательная явка два раза в месяц в органы внутренний дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. 31.07.2020 года ФИО1 освободился от отбывания наказания в связи с отбытием наказания, назначенного по приговору суда. 14.10.2020 года ФИО1 встал на учет в ОП №6 МУ МВД России «Красноярское». Указывает, что у ФИО1 нет административных ограничений в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время. Считает, что приказ МВД России от 29.03.2019 года №205 «О несении службы участковыми уполномоченными полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» не наделяет участкового уполномоченного посещать ФИО1 по месту пребывания, не реже двух раз в месяц, так как в его обязанности входит наблюдение за соблюдением лицами, состоявшими под административным надзором, установленных судом временных ограничений. Считает, что посещение сотрудниками полиции по месту пребывания является чрезмерным вторжением в частную жизнь, нарушает распорядок дня ФИО1, вызывает чувство страха у малолетнего ребенка, дискредитирует его в глазах соседей. Указывает, что ссылка на приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 28.02.2019 года №333 «О некоторых вопросах организации индивидуальной профилактической работы и административного надзора» является неправомерной, так как данный нормальный акт не является законом и не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МУ МВД России «Красноярское» ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика ОП №6 МУ МВД России «Красноярское», административный ответчик – начальник ОП №6 МУ МВД России «Красноярское» ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, в отношении указанных лиц судом устанавливается административный надзор.

В пункте 1 части 1 статьи 1 Закона определено понятие административного надзора - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 4 Закона содержит перечень административных ограничений, устанавливаемых судом при административном надзоре, обязанности поднадзорного лица содержатся в статье 11 Закона, в случае несоблюдения которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19.24 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона осуществление административного надзора (наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных Законом обязанностей) возложено на органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.

Статьей 12 Закона определены полномочия (права и обязанности) органов внутренних дел при осуществлении административного надзора, в том числе: систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных Законом обязанностей (п. 3 ч. 1); вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений (п. 4 ч. 1); запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении (п. 1 ч. 2).

Во исполнение требований части 2 статьи 8 Закона приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» утвержден Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка административный надзор осуществляется территориальными органами путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства или пребывания установленных судом административных ограничений и выполнением ими предусмотренных Законом обязанностей.

Пунктом 3 Порядка определены лица, уполномоченные осуществлять административный надзор в целях предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и иных правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия: подразделения по организации и осуществлению административного надзора или должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора, управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям. Согласно пункту 5 Порядка в осуществлении административного надзора участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Полномочия участковых уполномоченных полиции в осуществлении административного надзора определены в пункте 8 Порядка.

Так, в соответствии с пп. 8.2 Порядка участковые уполномоченные полиции осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами, ежемесячно докладывают рапортом начальнику территориального органа о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных на них Законом обязанностей, возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора.

Полномочия сотрудников полиции, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, определены пунктом 11 Порядка, согласно которым сотрудники полиции принимают участие в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом, и обязанностей, возложенных на них Законом.

В соответствии с приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с целью совершенствования деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне Красноярского края по осуществлению административного надзора, приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 28 февраля 2019 года №333 «О некоторых вопросах организации индивидуальной профилактической работы и административного надзора» утверждена Инструкция по организации и осуществлению территориальными органами МВД России на районном уровне Красноярского края административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и индивидуальной профилактической работы в отношении лиц, подпадающих под действие ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно (далее - Инструкция).

Согласно пункту 9 Инструкции по результатам проверки поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения составляется рапорт с отражением информации, о соблюдении установленных судом административных ограничений, а также за выполнением им обязанностей, который подлежит сдаче в дежурную часть ОВД.

Согласно пункту 10 Инструкции по результатам проверки поднадзорного лица по месту жительства (пребывания или фактического нахождения) в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанных помещений составляется акт посещения поднадзорного лица по месту жительства (пребывания или фактического нахождения) с отражением информации о соблюдении установленных судом административных ограничений, который подлежит сдаче в дежурную часть ОВД.

В соответствии с требованиями пп.пп. 11.1.4, 11.1.12 Инструкции начальник ОВД, начальник отдела (отделения, пункта) полиции в составе ОВД, организуя мероприятия по осуществлению административного надзора ежемесячно подписывает распорядительный документ об утверждении графика проверок поднадзорных лиц по месту жительства и контрольных проверок поднадзорных лиц, осуществляет контроль за их соблюдением; при постановке поднадзорного лица на учет с учетом ранее совершенных им преступлений, установленных судом ограничений, места жительства, принимает решение о количестве ежемесячных проверок по месту жительства, и подразделениях их осуществляющих.

Пунктом 11.5 Инструкции определены полномочия участковых уполномоченных полиции, участвующих в осуществлении административного надзора, в том числе: осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами, ежемесячно докладывают рапортом начальнику ОВД о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных на них Законом обязанностей, возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора (пп. 11.5.1); докладывают начальнику ОВД о фактах неприбытия поднадзорного лица в установленный срок к избранному месту жительства (пребывания или фактического нахождения), убытия с места жительства (пребывания или фактического нахождения) без разрешения ОВД либо невозвращения поднадзорного лица к установленному сроку без уважительных причин к месту жительства (пребывания или фактического нахождения), принимают меры к установлению его места нахождения (пп. 11.5.5); при получении информации о постановке на учет лица, в отношении которого установлен административный надзор, в течение пяти рабочих дней проводят проверку поднадзорного лица по месту жительства (далее согласно графику) с осуществлением профилактической беседы, опросом родственников и соседей о поведении и образе жизни поднадзорного (пп. 11.5.11).

В соответствии с пп.пп. 11.7.1, 11.7.4 Инструкции сотрудники полиции, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность принимают участие в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом, и обязанностей, возложенных на них Законом; при получении информации о постановке на учет лица, в отношении которого установлен административный надзор, в течение пяти рабочих дней проводят проверку поднадзорного лица по месту жительства (далее - согласно графику, но не реже одного раза в месяц) с осуществлением профилактической беседы, опросом родственников и соседей о поведении и образе жизни поднадзорного.

Как следует из материалов дела, приговором Пресненского районного суда г.Москвы от 02.12.2016 года ФИО1, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159.1, ч.3 ст.30, ч.4 ст.159.1, ч.4 ст.159.1, ч.4 ст.159.1, ч.4 ст.159.1 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12.09.2017 года приговор Пресненского районного суда г.Москвы от 02.12.2016 года изменен, назначено наказание ФИО1 в виде лишения свободы сроком на 6 лет 2 месяца с отбыванием наказания к исправительной колонии общего режима.

Решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 30.12.2019 года в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок 2 года, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости; установлен ФИО1, административные ограничения в виде запрета выезда за пределы Московской области без разрешения соответствующего органа внутренних дел; обязать ФИО1 являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

31.07.2020 года ФИО1 освобожден из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области по отбытию срока наказания.

15.09.2020 ФИО1 прибыл в ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское», указал адрес проживания: <адрес><адрес>. При поступлении копии решения суда с отметкой о вступлении в законную силу, ФИО1 поставлен на учет, как лицо, в отношении которого установлен административный надзор, заведено дело административного надзора.

Профилактическую работу с ФИО1 осуществляет инспектор группы административного надзора отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних (далее - ОУУПиДН) отдела полиции № 6 МУ МВД России «Красноярское», майор полиции ФИО4

При постановке на профилактический учет составлен график прибытия на регистрацию, согласно которому ФИО1 обязан являться на регистрацию с 09 ч. 00 мин. до 12 ч. 00 мин. и с 14 мин. 00 час. до 17 час. 00 мин. первый, третий вторник каждого месяца. Также ФИО1 при постановке на профилактический учет разъяснены его права и обязанности, предупрежден об ответственности за нарушение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.

Также судом установлено, что проверки поднадзорных лиц по месту жительства осуществляются уполномоченными сотрудниками полиции отдела полиции МУ МВД России «Красноярское» на основании ежемесячных графиков, утверждаемых приказом начальника МУ МВД России «Красноярское».

Доводы административного истца о том, что проверки проводятся в отношении лиц, которым установлены иные ограничения, указанные в статье 4 Закона, не основаны на положениях Закона, а также Порядка в силу следующего.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и заключается не только в осуществлении наблюдения органами внутренних дел за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.

Решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 16.06.2021 года, вступившим в законную силу 01.07.2021 года, административное ограничение, установленное ФИО1 решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировского области в виде запрета выезда за пределы Московской области без разрешения соответствующего органа внутренних дел, отменено.

На основании изложенного, а также учитывая вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что осуществление проверочных мероприятий по месту жительства ФИО1 осуществляются при наличии оснований уполномоченными лицами отдела полиции № 6 МУ МВД России «Красноярское», выполняющими возложенную Законом обязанность - систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных Законом обязанностей (ст. 12 Закона).

Довод административного истца о том, что сотрудники ОП №6 МУ МВД России «Красноярское» не могут ссылаться на приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 28 февраля 2019 года №333 «О некоторых вопросах организации индивидуальной профилактической работы и административного надзора», поскольку он не является законом, а также не зарегистрирован в установленной законом порядке не принимается судом, в силу следующего.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Приведенная конституционная норма конкретизирована в пункте 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", закрепляющем, что обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила), определено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В силу пункта 17 Правил названные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 28 февраля 2019 года №333 «О некоторых вопросах организации индивидуальной профилактической работы и административного надзора», не подпадает под признаки нормативных правовых актов, подлежащих регистрации в Минюсте России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 763, так как является исключительно ведомственным актом, направлен на организацию исполнения установленного в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы административного надзора, права, свободы и обязанности человека и гражданина не затрагивает.

Следовательно, он не подлежал направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации и не требовал официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 (в "Российской газете", в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации). Опубликования Приказа в порядке, установленном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 405 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" (в газете "Щит и меч"), также не требовалось, поскольку отсутствовало решение Министерства юстиции Российской Федерации о признании данного акта не нуждающимся в государственной регистрации.

Поскольку материалами дела не подтвержден факт превышения сотрудниками ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское» возложенных на них обязанностей по осуществлению административного надзора в отношении административного истца, осуществление проверочных мероприятий по месту жительства ФИО1 осуществлялось при наличии оснований уполномоченными лицами отдела полиции № 6 МУ МВД России «Красноярское», выполняющими возложенную Законом обязанность - систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных Законом обязанностей, доказательств нарушения прав административного истца не представлено, несмотря на то, что такая обязанность в силу пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прямо возложена на него, а также учитывая, что совокупность оснований для признания незаконными действий административных ответчиков при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании действий (бездействий) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к начальнику Отдела полиции № 6 МУ МВД России «Красноярское» ФИО2, ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское», МУ МВД России «Красноярское» о признании действий незаконными, возложении обязанности – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Г. Бацунин

Мотивированное решение суда изготовлено 13 августа 2021 года.

Копия верна

Судья Е.Г. Бацунин