ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3868/2021 от 02.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело №2а-3868/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2021 года г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего – судьи Фахрутдиновой Р.Ф.,

при секретаре судебного заседания – Бабаевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании расчета выслуги МВД по РБ незаконным и включении периодов работы в стаж,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании расчета выслуги МВД по РБ незаконным и включении периодов работы в стаж.

В обоснование иска указав, что истец является <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района Уфы, до работы в налоговой полиции.

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации № 306 от 11.03.2003г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации», он уволен со службы в федеральных органах налоговой полиции, 30.06.2003 г. Переведен в МВД по РБ согласно Приказа об увольнении.

МВД в письме ДД.ММ.ГГГГ сославшись на п.1 постановления Правительства Российской Федерации N941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" отказал зачесть в выслугу лет период работы с 01.11.1993 по 30.12.1996 в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района Уфы, ссылаясь на п.1 вышеуказанного Постановления, который гласит, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются периоды, среди которых не указан период работы в Центре Занятости. Тем самым нарушил право истца на справедливый размер пенсии, так как не учел, что в данном случае период работы в центре занятости должен был быть зачтен по 1.2 вышеупомянутого Постановления, который гласит, что в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации помимо периодов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящего постановления, засчитываются служба, время работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленные в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.

Часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах полиции Российской Федерации»), которая предусматривала включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях, действовала на момент увольнения истца из органов налоговой полиции. Поэтому действия ответчика считает незаконны.

На основании изложенного, просит суд, признать расчет выслуги лет Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан для назначения пенсии ФИО1, в части невключения в выслугу лет в органах налоговой полиции для пенсии ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района Уфы незаконным. Обязать Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан включить в стаж выслуги лет ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района города Уфы. Обязать Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района Уфы.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск.

Представитель ответчиков ФИО3 просила отказать в восстановлении в удовлетворении иска на основании представленного возражения, также указала что истцом пропущен срока исковой давности, поскольку с расчетом выслуги ФИО1 ознакомился ДД.ММ.ГГГГ, тогда как иск подан в ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Материалами дела установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в МВД по Республике Башкортостан с заилением о включении в специальный трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района Уфы.

Ответом МВД по РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано, в связи с тем, что согласно Постановлению № 941 от 22.09.1993 г. ««О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» периоды работы в городских, районных центрах занятости населения в выслугу лет для назначения пенсии не включаются.

Административный истец с данным ответом не согласен, в связи с чем предъявил настоящее исковое заявление в суд.

Согласно ст.6. ч.1 ст.17, ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной

системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1).

В силу пункта «б» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего до 1 июля 2003 г.).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 4991-1, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.

Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 21 мая 1996 г. № 169 (в редакции приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 30 января 1998 г. № 44, далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. № 169), урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции.

Инструкция от 21 мая 1996 г. № 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» и других законодательных актов.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Таким образом, следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается. Указанная позиция следует из практики Верховного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 19 декабря 2016 г. № 81-КГ 16-21.

Рассматривая заявление представителя ответчика ФИО3 о пропуске срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Согласно п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обстоятельствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Как разъяснено в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

С настоящим исковым заявлением ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, тогда как с расчетом выслуги лет и приказом об увольнении был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление представителя ответчика ФИО3 о применении срока исковой давности подлежит удовлетворению, поскольку стороной ответчика не представлены допустимые, достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие обстоятельства истечения срока давности.

С учетом перечисленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1, в связи с чем, отказывает в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании расчета выслуги лет Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан для назначении пенсии в части невключения в выслугу лет в органах налоговой полиции для пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района г. Уфы незаконным; об обязании МВД по РБ включить в стаж выслуги лет ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района г. Уфы незаконным; об обязании МВД по РБ произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Уфимском городском центре занятости населения, бюро занятости Советского района г. Уфы незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Председательствующий судья Р.Ф.Фахрутдинова