ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3869/2021 от 24.11.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

УИД 24RS0056-01-2021-002683-08

Дело № 2а-3869/2021

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2021 г. г. Красноярск

Центральный районный суд города Красноярска в составе председательствующего судьи Савченко М.Ю.,

при ведении протокола секретарем Богомоловой Э.Р.,

с участием помощника прокурора г. Красноярска Жилиониса Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Красноярска об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 предъявил в суд административный иск, мотивируя требования тем, что он является собственником земельного участка площадью 3 880 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Постановлением администрации г. Красноярска от 15.12.2020 № 1005 утвержден Проект межевания территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный», которым предусмотрено прохождение по принадлежащему административному истцу земельному участку красных линий, а также образование на участке земельных участков общего пользования. Установление красных линий было осуществлено во исполнение норм Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107, и приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, признанных недействующими в части отнесения вышеуказанного земельного участка к трем функциональным и трем территориальным зонам. Обременение земельного участка красными линями и отнесение его части к территории общего пользования снижает его рыночную стоимость, вносит правовую неопределенность в статус земельного участка, что влечет нарушение прав административного истца как собственника. В связи с изложенным просит признать недействующими в части земельного участка с кадастровым номером приложения № 1 и№ 2 к постановлению администрации г. Красноярска от 15.12.2020 № 1005 «Об утверждении проекта межевания территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный» и направлении на доработку проекта планировки территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный»».

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте его проведения извещен в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, доверил представлять свои интересы ФИО2, действующему на основании доверенности, который в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда письменные возражения, в которых заявленные административные исковые требования не признала, указав, что оспариваемый проект планировки принят в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что проект планировки был разработан в 2016 году, утвержден в 2020 году. На момент разработки все положения соответствовали действующему законодательству.

Дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение помощника прокурора г. Красноярска Жилиониса Б.А., полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, кроме прочего, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 названной нормы документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Исходя из п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 18, ч. 3, ч. 5 ст. 23 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе генеральные планы городских округов, которые содержат карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения или городского округа (отображающих автомобильные дороги местного значения).

Муниципальное образование город Красноярск имеет статус городского округа (Закон Красноярского края от 25 февраля 2005 года № 13-3148 «О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа»).

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41 ГрК РФ одним из видов документации по планировке территории является проект планировки территории.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории включает в себя в числе прочего чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.

При этом п.п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что:

- красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;

- территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Судом установлено, что постановлением администрации г. Красноярска от 15.12.2020 № 1005 (далее – постановление № 1005) утвержден проект межевания территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный» согласно приложениям 1, 2.

Указанное постановление № 1005 принято администрацией города Красноярска в пределах её компетенции, определённой Уставом города Красноярска (пункт 1 статьи 44, пункт 1 статьи 45, пункт 1 статья 58) и с соблюдением требований к форме и виду правового акта. Процедура принятия нормативного правового акта и порядок введения его в действие не нарушены.

Приложение № 1 к постановлению № 1005 содержит чертёж планировки территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный» городского округа город Красноярск, на котором отображены красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования.

Приложение № 2 к постановлению № 1005 содержит перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 3 880 кв.м, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для строительства цеха по сборке холодильных витрин с административными помещениями склада готовой продукции, трансформаторной подстанции, принадлежит на праве собственности административному истцу ФИО1, что подтверждается копией договора купли-продажи от 12.12.2017, выпиской из ЕГРН.

Согласно приложению № 1 в границах вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером , проходят красные линии, что подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

При этом, как следует из сведений ИСОГД, указанные красные линии установлены в составе проекта межевания территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска № 1005 от 15.12.2020, и в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общего пользования, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833.

Постановление администрации г. Красноярска № 1005 от 15.12.2020 принято во исполнение и в соответствии с Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107, и приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122.

Решением Красноярского краевого суда от 11.06.2019 по делу № 3а-354/19, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 07.11.2019 № 53АПА19-39, признан недействующим Генеральный план городского округа город Красноярск, утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета», в части отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером к трем функциональным зонам, а также признано недействующим приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения спорного земельного участка к трем территориальным зонам.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 12.02.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 09.11.2021, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную в силу приложение № 1 к постановлению администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территории общего пользования и установления в его границах красных линий.

Таким образом, разработка и утверждение оспариваемого Проекта межевания территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный» осуществлены на основании нормативных актов, признанных недействующими в части отнесения принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером как к территории трех функциональных и трех территориальных зон, так и к территории общего пользования, в связи с чем установление красных линий в границах земельного участка оспариваемым проектом в настоящее время противоречит указанным вышестоящим правовым актам.

Установление в границах земельного участка функциональной зоны озелененных территорий общего пользования предполагает размещение на нём объектов, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (парки, скверы, бульвары).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения (ч. 4 ст. 23 ГрК РФ).

Однако Генеральный план городского округа города Красноярск не содержит сведений о планируемом размещении на земельном участке административного истца каких-либо объектов.

Как следует из ответа заместителя руководителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 11.03.2021 на обращение ФИО1 от 24.02.2021, капитальные вложения в объекты муниципальной собственности осуществляются в рамках адресной инвестиционной программы города Красноярска, которой ассигнования на реализацию объектов капитального строительства в границах испрашиваемого земельного участка на 2021 и плановый период 2022-2023 годов не предусмотрены.

Согласно информационному письму оценщика ФИО5 расположение на территории земельного участка с кадастровым номером красной линии является фактором, снижающим его рыночную стоимость, что свидетельствует о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца.

При указанных обстоятельствах суд полагает требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу приложения № 1 и № 2 к постановлению администрации г. Красноярска от 15.12.2020 № 1005 «Об утверждении проекта межевания территории центральной левобережной части г. Красноярска и района «Удачный» и направлении на доработку проекта планировки территории центральной левобережной части г. Красноярска и района «Удачный»» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территории общего пользования и установления в его границах красных линий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья М.Ю. Савченко

Мотивированное решение составлено 08.12.2021