ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-386/20 от 11.03.2020 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия.

Дело № 2а-386/2020

16RS0046-01-2019-013597-71

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 марта 2020 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Сычева И.А.

при секретаре Сюкриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия и его председателю ФИО2 о признании решения от 12 июля 2019г. об отказе в согласовании внешнего облика реконструируемого объекта капитального строительства незаконным,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование требований указано, что ФИО1 обратилась в Министерство культуры Республики Татарстан с заявлением о согласовании внешнего облика принадлежащего ей реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: город ...

Письмом от 12 июля 2019 года № 04-06/2908 за подписью председателя Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия ФИО2 в таком согласовании было отказано с указанием на то, что строительство объекта осуществлено с нарушением требований Закона № 73-ФЗ и ГрК РФ, а именно: реконструируемый объект находится в охранной зоне «Ансамбль Казанского Кремля, XVI-XVIII вв.»; объект расположен в буферной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля» XVI-XVIII вв.», включенного в список всемирного наследия решением 24-й сессии Комитета всемирного наследия № CONF 204 Х.С.1 в 2000 году; согласно копиям технических паспортов на объект, представленным в адрес Комитета АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», подтверждён факт строительства нового объекта недвижимости, что противоречит требованиям к режимам использования земель и градостроительным регламентам, установленным ПЗО Кремля и ПЗО Казани в границах охранной зоны.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером ... расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место: Культурный слой исторического центра г. Казани XI-XVIII вв.», согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.02.2010 № 79. Земельный участок с кадастровым номером ... расположен в непосредственной близости от объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Евдокии, 1734 г.» (далее - ОКН).

Административный истец считает данный ответ незаконным, поскольку новый сведений в своем ответе административный ответчик не указал.

На основании изложенного, ФИО1 просит суд признать незаконным письмо Комитета РТ по охране объектов культурного наследия №04-06/2908 от 12 июля 2019г. за подписью председателя ФИО2, выразившегося в отказе в согласовании внешнего облика реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: город ...

Административный истец и её представитель в судебное заседание явились, требования поддержали.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Административный ответчик председатель Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия закреплены в общем виде в статье 9.2 указанного Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 данного Федерального закона под охранной зоной объекта культурного наследия понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

На основании части 10.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно части 11.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа или организации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет в указанные орган или организацию заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, указанных в настоящей части заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 3.2 приложения № 2 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 8 сентября 2015 года № 2367 в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля, XVI-XVIII вв.» разрешается капитальный ремонт, реконструкция исторических зданий до 1959 года постройки без изменения их основного объема и стилистических особенностей решения фасадов.

Из представленных суду доказательств усматривается, что ФИО1 обратилась к административному ответчику за согласованием внешнего облика принадлежащего ей реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>, находящегося в зоне объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля, XVI-XVIII вв.».

Письмом от 27 февраля 2018 года № 1881-05 за подписью председателя Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия ФИО2 в таком согласовании было отказано по мотиву того, что объемно-технические характеристики реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют имеющимся архивным данным.

Не согласившись с этим решением, ФИО1 оспорила его в суде.

Решением Вахитовского районного суда города Казани от 21 марта 2018 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено, решение, изложенное в письме от 27 февраля 2018 года №1881-05 об отказе в согласовании внешнего облика реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> признано незаконным с возложением на административный орган обязанности рассмотреть заявление ФИО1 от 14 декабря 2017 года по существу.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 года решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 марта 2018 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства культуры Республики Татарстан и ФИО1 – без удовлетворения.

После указанных судебных актов письмом от 17 октября 2018 года № 702 за подписью председателя ФИО2 в согласовании внешнего вида реконструируемого объекта было отказано с указанием на то, что в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.09.2015 №2367 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля» XVI-XVTII вв.» (далее – ПЗО Кремля) земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом по адресу: г...., входит в охранную зону объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля». Рассматриваемый земельный участок расположен в границах буферной зоны Объекта ЮНЕСКО, в то время как согласно Руководству по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия, новые строительные работы, работы по реконструкции существующих объектов капитального строительства в буферных зонах объектов, включенных в Список всемирного наследия, необходимо согласовывать с Министерством культуры Российской Федерации и Центром всемирного наследия ЮНЕСКО.

Данное решение также было оспорено в судебном порядке.

Решением Вахитовского районного суда города Казани от 27 февраля 2019 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено, признано незаконным решение Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия от 17 октября 2018 года за №702 с возложением на административный орган обязанности повторного рассмотрения заявления в соответствии с требованиями закона.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года решение Вахитовского районного суда города Казани от 27 февраля 2019 года по данному административному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия – без удовлетворения.

После указанных судебных актов письмом от 12 июля 2019 года № 04-06/2908 за подписью председателя Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия ФИО2 в таком согласовании было отказано с указанием на то, что строительство объекта осуществлено с нарушением требований Закона № 73-ФЗ и ГрК РФ, а именно: реконструируемый объект находится в охранной зоне «Ансамбль Казанского Кремля, XVI-XVIII вв.»; объект расположен в буферной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля» XVI-XVIII вв.», включенного в список всемирного наследия решением 24-й сессии Комитета всемирного наследия № CONF 204 Х.С.1 в 2000 году; согласно копиям технических паспортов на объект, представленным в адрес Комитета АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», подтверждён факт строительства нового объекта недвижимости, что противоречит требованиям к режимам использования земель и градостроительным регламентам, установленным ПЗО Кремля и ПЗО Казани в границах охранной зоны.

Согласно требованиям к режимам использования земель и градостроительным регламентам, установленным ПЗО Кремля, в границах охранной зоны «Ансамбль Казанского Кремля» запрещается, в частности, строительство капитальных объектов.

Кроме того, «Ансамбль Казанского Кремля, XVI-XVIII ВВ.» является объектом культурного наследия федерального значения, который включен в Список всемирного наследия решением 24-й сессии Комитета всемирного наследия №CONF204 X.C.1 в 2000 году. Данным решением также утверждена схема буферной зоны вышеуказанного объекта. Рассматриваемый земельный участок расположен в границах буферной зоны Объекта ЮНЕСКО.

В рамках рассмотрения обращения ФИО1 от 14 декабря 2017 года №23303 Комитетом Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия в АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» были запрошены заверенные копии технических паспортов на Объект. Данные технических паспортов за 2010, 2012 и 2017 годы показали, что за период с 2012 по 2017 годы ФИО1 осуществлено существенное изменение параметров жилого дома (увеличение общей площади, строительство этажа подземной части, замена материала стен жилого дома, фундамента). Кроме того, изменено месторасположение Объекта.

По этим мотивам административный ответчик, отказывая в согласовании внешнего вида реконструируемого объекта, сослался на то, что вместо реконструкции существующего объекта ФИО1 осуществила строительство нового объекта с иными внешними и внутренними техническими параметрами, что фактически является самовольной постройкой.

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Вахитовского районного суда города Казани от 12 сентября 2019 года по гражданскому делу исковые требования ФИО1, ФИО3 к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, ФИО4 о прекращении права собственности, сохранении строения в реконструируемом виде, признании права собственности, открытии кадастровой записи, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 января 2020 года решение Вахитовского районного суда города Казани от 12 сентября 2019 года по данному гражданскому делу оставлено без изменения.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом было установлено, что согласно заключению экспертов АО «БТИ РТ» №№84/08-19 установлено, что жилой дом площадью 366,6 квадратных метра (по данным натурного осмотра) не является объектом капитального строительства с кадастровым номером ... или его частью. Объект капитального строительства с кадастровым номером ... снесен, на местности возведен новый объект капитального строительства (жилой дом общей площадью 366,6 квадратных метра).

Жилой дом площадью 366,6 квадратных метра (по данным натурного осмотра) не является одним и тем же объектом или частью объекта, который состоит из двух жилых домов и характеристики которого указаны в технических паспорта на жилой дом №25 по улице Япеева города Казани, составленных по состоянию на 4 июня 2010 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером ... частично демонтирован; объект капитального строительства с кадастровым номером ... снесен; на местности возведен новый объект капитального строительства (жилой дом общей площадью 366,6 квадратных метра).

При таких обстоятельствах решение административного ответчика в отказе в согласовании внешнего вида реконструируемого объекта по тому мотиву, что объект является не реконструкцией прежнего строения, а вновь возведенным объектом, является законным.

Ссылка ФИО1 на то обстоятельство, что административным ответчиком не была проведена экспертиза на предмет оказания объектом воздействия на исторический объект «Ансамбль Казанского Кремля, XVI-XVIII ВВ.» отклоняется, поскольку в обращении ФИО1 ставился лишь вопрос о согласовании реконструкции объекта, но не строительства нового объекта.

О строительстве нового объекта и его согласовании ФИО1 не обращалась, в связи с чем основания для проведения такой экспертизы по вновь возведенному объекту отсутствовали.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Комитету Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия и его председателю ФИО2 о признании решения от 12 июля 2019 года об отказе в согласовании внешнего облика реконструируемого объекта капитального строительства незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Сычев И.А.