ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-386/2016 от 05.05.2016 Тамбовского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-386/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Тамбовка

Тамбовский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего – судьи Головина А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Тамбовского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц жителей Куропатинского сельсовета к Администрации Куропатинского сельсовета Тамбовского района о признании незаконным бездействия Администрации Куропатинского сельсовета Тамбовского района Амурской области по непринятию первичных мер пожарной безопасности на территории Куропатинского сельсовета,

установил:

Административный истец – прокурор Тамбовского района обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Тамбовского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования Куропатинский сельсовет Тамбовского района, выявлены нарушения. В ходе проверки проведённой сотрудниками отделения надзорной деятельности по Тамбовскому району ГУ МЧС России по Амурской области совместно с прокуратурой района выявлены следующие нарушения норм действующего законодательства:

- с северо-восточной стороны с. Куропатино (район автомастерской) не создана защитная противопожарная минерализованная полоса, предупреждающая распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах;

- на территории с. Духовское имеются участки земли, не очищенные от сухой сорной растительности, в пределах противопожарных разрывов между зданиями и хозяйственными постройками;

- с южной стороны с. Духовское не создана защитная противопожарная минерализованная полоса, предупреждающая распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах;

- в с. Красное и с. Корфово не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах;

- в с. Красное ул. Новая не очищена от сухой сорной растительности и горючего мусора в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями.

Все перечисленные вопросы местного значения поселения связаны с защитой населения и территории поселения от пожаров. Обязанность по принятию первичных мер пожарной безопасности на территории Куропатинского сельсовета Тамбовского района лежит на администрации Куропатинского сельсовета Тамбовского района. Бездействие администрации Куропатинского сельсовета по непринятию первичных мер пожарной безопасности на территории сельсовета нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц - жителей Куропатинского сельсовета. Несоблюдение указанных требований, отсутствие в полном объёме готовности к пожароопасному периоду может повлечь возникновение пожара, что также ведёт к причинению имущественного ущерба, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Прокурор просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации Куропатинского сельсовета Тамбовского района выразившиеся в непринятии первичных мер пожарной безопасности на территории Куропатинского сельсовета.

2. Обязать администрацию Куропатинского сельсовета Тамбовского района в срок до 15.05.2016 провести мероприятия по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Куропатинского сельсовета:

2.1. создать с северо-восточной стороны с. Куропатино (район автомастерской) защитную противопожарную минерализованную полосу, предупреждающую распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах;

2.2. на территории с. Духовское очистить земельные участки от сухой, сорной растительности и горючего мусора в пределах противопожарных разрывов между зданиями и хозяйственными постройками;

2.3. создать с южной стороны с. Духовское защитную противопожарную минерализованную полосу, предупреждающую распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах;

2.4. создать в с. Красное и с. Корфово защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных "пожарах;

2.5. в с. Красное ул. Новую очистить от сухой сорной растительности и горючего мусора в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями.

3. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 15.02.2016), к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу требований ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона, вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 30.12.2015), к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ред. от 13.07.2015), установлены первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" предусмотрено следующее:

Руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п. 77 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113);

На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожара (п. 78 Правил).

Из акта проверки от 08 апреля 2016 года, составленного Отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Тамбовскому району следует, что с 06 по 08 апреля 2016 года в с. Куропатино, с. Духовское, с. Красное и <адрес> проведена проверка в отношении Администрации Куропатинского сельсовета, в присутствии главы администрации ФИО1, заместителя главы администрации ФИО2, ведущего специалиста администрации ФИО3 Было установлено, что главой сельсовета не в полной мере реализуются полномочия мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов: по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности; по оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров, противопожарным инвентарем. Выявлены нарушения правил противопожарного режима: 1) с северо-восточной стороны села Куропатино (район автомастерской) не создана защитная противопожарная минерализованная полоса, предупреждающая распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах (п. 78 ППР в РФ); 2) на территории с. Духовское имеются участки земли, не очищенные от сухой сорной растительности в пределах противопожарных разрывов между зданиями и хозяйственными постройками (п. 77 ППР в РФ); 3) с южной стороны села Духовское не создана защитная противопожарная минерализованная полоса, предупреждающая распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах (п. 78 ППР в РФ); 4) в селах Красное и Корфово не созданы противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах (п. 78 ППР в РФ); 5) в селе Красное установлены указатели направления движения к противопожарному водоисточнику (водонапорная башня), но на указанных указателях указана не достоверная информация по направлению движения к водонапорной башне (нарушены требования абз. 7 п. 8.6 Свода правил «Источники наружного противопожарного водоснабжения» СП 8.13130.2009); 6) в с. Красное ул. Новая не очищена от сухой сорной растительности и горючего мусора в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями (абз.1 п. 77 ППР в РФ).

В соответствии с Предписанием № 22/1/1 от 08 апреля 2016 года Администрация Куропатинского сельсовета должна устранить выявленные в ходе проверки нарушения в срок до 15 мая 2016 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из положений ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Таким образом, судом установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления – Администрации Куропатинского сельсовета федеральными законами отнесено осуществление мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Данные полномочия Администрацией Куропатинского сельсовета Тамбовского района не исполнены.

Судом изучено уведомление о вручении главе администрации Куропатинского сельсовета ФИО1 копии административного искового заявления, а также извещение о подготовке дела к судебному разбирательству. Возражений по существу административного иска от административного ответчика не поступило.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административные исковые требования прокурора Тамбовского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Тамбовского района Амурской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Куропатинского сельсовета Тамбовского района выразившиеся в непринятии первичных мер пожарной безопасности на территории Куропатинского сельсовета.

Обязать администрацию Куропатинского сельсовета Тамбовского района в срок до 15.05.2016 провести мероприятия по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Куропатинского сельсовета:

1) создать с северо-восточной стороны с. Куропатино (район автомастерской) защитную противопожарную минерализованную полосу, предупреждающую распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах;

2) на территории с. Духовское очистить земельные участки от сухой, сорной растительности и горючего мусора в пределах противопожарных разрывов между зданиями и хозяйственными постройками;

3) создать с южной стороны с. Духовское защитную противопожарную минерализованную полосу, предупреждающую распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных пожарах;

4) создать в с. Красное и с. Корфово защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня на жилые дома и хозяйственные постройки при природных "пожарах;

5) в с. Красное ул. Новую очистить от сухой сорной растительности и горючего мусора в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тамбовский районный суд в течение 15 дней со дня получения решения суда по административному делу.

Судья А.В. Головин