35 RS 0004-01-2021-001104-48 Адм. дело № 2а-386/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 декабря 2021 года г. Белозерск
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Толошинова П.С.,
при секретаре Собакиной Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации Белозерского муниципального района, администрации сельского поселения Антушевское, Совету сельского поселения Антушевское о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства) и расположенного на данном земельном участке жилого дома с кадастровым номером №.
ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства) и расположенного на данном земельном участке жилого дома с кадастровым номером №
ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства).
ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства).
ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства) и расположенного на данном земельном участке жилого дома с кадастровым номером №
ФИО6 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства).
Указанные объекты недвижимости располагаются в <адрес> (на месте бывшей <адрес>).
Собственники указанных объектов недвижимости обращались в сентябре 2020 в администрацию сельского поселения Антушевское, а в июле 2021 – в администрацию Белозерского муниципального района с заявлениями о восстановлении <адрес> подготовке необходимого пакета документов и включении <адрес> в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в Белозерский районный суд с административным иском к администрации Белозерского муниципального района.
В обоснование административного иска указано, что в сентябре 2020 года административные истцы обращались в администрацию сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района с целью решения вопроса о восстановлении <адрес> и включения ее в состав Реестра административно-территориального устройства Вологодской области, но ответа не получили.
26.11.2020 ФИО2 было направлено повторное обращение, ответ на которое административные истцы не получили.
28.07.2021 административные истцы обратились в администрацию Белозерского муниципального района с целью подготовки пакета документа и направления его в Законодательное Собрание Вологодской области для включения <адрес> в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области, о внесении изменений в Правила землеустройства и застройки сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района в части отнесения земель из сельскохозяйственного назначения в землям населенных пунктов. Ответ на обращение до настоящего времени не получен.
Со ссылками на ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 9, 10 Закона Вологодской области от 04.06.1999 № 371-ОЗ «О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области» административные истцы просили:
- обязать администрацию Белозерского муниципального района подготовить и отправить в Законодательное Собрание Вологодской области пакет документов для включения <адрес> Антушевского сельского поселения в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области;
- обязать администрацию Белозерского муниципального района внести изменения в Правила землеустройства и застройки Антушевского сельского поселения, в части отнесения их земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения к категории земель населенных пунктов.
Определением суда от 23.11.2021 процессуальное положение заинтересованного лица администрации сельского поселения Антушевское изменено на административного соответчика.
Определением суда от 26.11.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен представительный орган местного самоуправления – Совет сельского поселения Антушевское.
В судебном заседании административные истцы ФИО2 и ФИО4, представитель административных истцов ФИО7 заявленные административные исковые требования уточнили, просили:
- обязать администрацию сельского поселения Антушевское подготовить и отправить в Законодательное Собрание Вологодской области пакет документов для включения <адрес> Антушевского сельского поселения в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области;
- обязать администрацию Белозерского муниципального района внести изменения в Правила землеустройства и застройки Антушевского сельского поселения, в части отнесения их земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения к категории земель населенных пунктов;
- обязать администрацию сельского поселения Антушевское и администрацию Белозерского муниципального района в течение пяти месяцев после вступления решения суда в законную силу проинформировать административных истцов об исполнении решения суда.
Представитель административного ответчика – администрации Белозерского муниципального района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суду представил отзыв на административный иск, в котором указал, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Границы сельского поселения установлены законом области от 06.12.2004 № 1107-ОЗ «Об установлении границ Белозерского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав». В Перечень населенных пунктов, входящих в состав территории сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района Вологодской области <адрес> не входит. В соответствии с Реестром административно-территориальных единиц Вологодской области (утвержден постановлением Правительства области от 01.03.2010 №) <адрес> в составе сельского поселения Антушевское отсутствует.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципальных образований, не влекущее отнесения территорий населенных пунктов к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, выраженного представительным органами соответствующих муниципальных образований.
Вопрос изменения границы сельского поселения Антушевское, как и вопрос направления пакета документов в Законодательное Собрание области не относится к полномочиям администрации района.
Письмом администрации района от 14.09.2021 указанное выше было разъяснено административным истцам. Также данным письмом администрация района рекомендовала администрации сельского поселения Антушевское провести учет мнения населения поселения по вопросу образования нового населенного пункта – <адрес>
Согласно ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий, которые отсутствуют на территории района.
Представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель административных ответчиков: администрации сельского поселения Антушевское и Совета сельского поселения Антушевское – ФИО8 с заявленными требованиями не согласна.
Суду пояснила, что для принятия Советом поселения соответствующего решения о создании <адрес> необходимо выяснить мнение населения. Для этого следует провести сход жителей. В настоящее время в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции проведение подобных мероприятий недопустимо. Правом внесения соответствующих изменений в Правила землеустройства и застройки сельского поселения Антушевское обладает Правительство Вологодской области, а не органы местного самоуправления. Восстановление деревни потребует значительных расходов из бюджета поселения.
Кроме того, полагала административные исковые требования необоснованными, поскольку административные истцы являются собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов. Категория земель не допускает строительства на них каких-либо построек (в том числе, жилых домов). Построенные административными истцами жилые дома являются самовольными постройками.
Представитель заинтересованного лица – Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Суду представил отзыв на административный иск, в котором указал, что вопросы административно-территориального устройства Вологодской области, в том числе вопросы образования населенных пунктов решаются в соответствии с законом области от 04.06.1999 № 371-ОЗ «О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области». В Департамент внутренней политики Правительства области в 2021 году не поступало документов, предусмотренных ч. 4 ст. 10 указанного закона области в отношении образования населенных пунктов на территории Белозерского муниципального района Вологодской области.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из содержания п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таких обстоятельств судом при рассмотрении административного дела не установлено.
В соответствии со ст. 10 п. 4 Закона Вологодской области от 04.06.1999 № 371-ОЗ «О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области» при образовании, преобразовании, упразднении и исключении из учетных данных населенных пунктов, за исключением городов областного и районного значения, при образовании, преобразовании, упразднении сельсоветов, поссоветов, исключении из учетных данных сельсоветов, поссоветов в Правительство области вносится (в том числе) решение представительного органа соответствующего поселения (городского округа).
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по делу суд полагает представительный орган местного самоуправления – Совет сельского поселения Антушевское.
Административные истцы действительно обращались с заявлением на имя главы сельского поселения по вопросу воссоздания <адрес> (т. 1 л.д. 55). Обращение имело место в сентябре 2020 года. Кроме того, ФИО2 повторно обращался с заявлением на имя главы сельского поселения 26.11.2020 (т. 1 л.д. 56).
Однако, для принятия соответствующего решения Советом сельского поселения должно быть учтено мнение населения сельского поселения, поскольку принятие данного решения влечет за собой значительные финансовые затраты из бюджета поселения.
В соответствии с Положением о собраниях и конференциях граждан в сельском поселении Антушевское (утверждено решением Совета поселения от 29.10.2015 № в редакции решения от 30.06.2021 №) учет мнения населения по вопросам местного значения возможен на собрании граждан. При этом собрание граждан правомочно, если в его работе принимает участие не менее 5% граждан, обладающих избирательным правом, проживающих на соответствующей территории.
В связи с введением на территории Вологодской области режима повышенной готовности проведение собрания граждан в настоящее время не представляется возможным.
Административные истцы действительно являются собственниками земельных участков, расположенных в <адрес> (т. 1 л.д. 148-172).
В силу ст. 77 п. 1 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст. 83 ЗК РФ земли населенных пунктов – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии со ст. 78 п. 1 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться (в том числе) для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно ст. 4 п. 1 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 № 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Таким образом, земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, могут относиться либо к категории земель населенных пунктов (приусадебный участок), либо к категории земель сельскохозяйственного назначения (полевой участок). При этом, согласно ст. 4 п. 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 № 112-ФЗ полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о возложении на Совет сельского поселения Антушевское обязанности подготовить и отправить в Законодательное Собрание Вологодской области пакет документов для включения <адрес> Антушевского сельского поселения в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области. Соответственно, следует отказать и в удовлетворении производных исковых требований: о внесении соответствующих изменений в Правила землеустройства и застройки Антушевского сельского поселения; об информировании административных истцов об исполнении решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в удовлетворении административного иска к администрации Белозерского муниципального района, администрации сельского поселения Антушевское, Совету сельского поселения Антушевское о признании бездействия незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2021.
Судья П.С. Толошинов
Верно. Судья П.С. Толошинов