ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-386/2022 от 21.03.2022 Чапаевского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» марта 2022 г. г.о. Чапаевск

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего - Викторовой О.А.,

при секретаре - Волковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-386/2022 по административному иску ФИО2к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Чапаевск в лице начальника Отделения по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Чапаевск об оспаривании действий (решений) начальника отделения по вопросам миграции отдела МВД России по г. Чапаевск незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя его тем, что <Дата обезличена> с помощью электронного сервиса Государственные услуги (<Данные изъяты>) им подано заявление <Номер обезличен> о регистрации по месту жительства в ОВМ отдела МВД России по городу Чапаевску. Через указанный <Дата обезличена>. административный истец уведомлен в электронном виде о необходимости явиться в ОВМ отдела МВД России по городу Чапаевску по адресу: <Адрес обезличен><Дата обезличена>. с «паспорт граждан РФ обоих родителей и свидетельством о рождении ребенка». В указанное время административный истец обратился в указанное подразделение по вопросам миграции с указанными документами вместе с лицом, действующим по доверенности от имени собственника жилого помещения (ФИО3), где планировал зарегистрироваться истец. Сотрудник отдела ОВМ сообщила, что регистрировать административного истца не будет ввиду того, что истцу требуется представить письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). То есть без согласия собственника жилого помещения полученного в присутствии сотрудника ОВМ либо заверенного нотариусом в силу п. 49 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от <Дата обезличена><Номер обезличен>, истцу в устной форме сотрудниками ОВМ отказано в регистрации в жилом помещение. На возражения истца о том, что вместе с ним присутствует доверенное лицо собственника жилого помещения, уполномоченное доверенностью представлять интересы собственника помещения в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по <Адрес обезличен> (и иных государственных органах), в том числе расписываться за нее, и, уполномоченное лицо готово написать «любое согласие» в присутствии сотрудников ОВМ от имени собственника жилого помещения, указанные сотрудники во внимание не восприняли. В результате чего административным истцом <Дата обезличена> за <Номер обезличен> получен ответ «О направлении сведений» за подписью начальника ОВМ отдела МВД России по городу Чапаевску, согласно которому ФИО2 отказано в принятии заявления о регистрации по месту жительства. Вместе с тем согласно Закону Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон <Номер обезличен>) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных названным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания - регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. На основании ст. 6 Закона <Номер обезличен> гражданин Российской Федерации изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина: документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию. Аналогичные требования закреплены в пунктах 16, 17, 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее - Правила). В соответствии с пунктом 48 и 49 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее - Административный регламент), для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме <Номер обезличен> и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента. Заявление о регистрации по местожительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает. Одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства). Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. В силу пунктов 58 и 59 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является: Нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению. Отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом. Установленное в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничение на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Одновременно с этим, Гражданский кодекс Российской Федерации установил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей (пункт 1 статьи 9). Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. В соответствии с главой IX Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при совершении нотариального действия по удостоверению доверенности гражданина нотариус (лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса) должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренные названной главой: установить личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина (статья 42), проверить дееспособность гражданина, иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также, если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, в интересах которого совершается нотариальное действие, его полномочия (статья 43). Пунктом 4 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе. Исходя из приведенных федеральных норм отдельные действия ввиду их тесной связи с личностью, в силу указаний закона или характера совершаемых действий не могут быть совершены никем иным, кроме правообладателя (например, нельзя составить завещание через представителя, заключать брачные договоры, трудовые договоры, совершать действия, связанные с личностью - регистрация брака, усыновлением ребенка и т.п.). При этом Федеральный закон от <Дата обезличена> № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", равно как и вышеуказанные Правила регистрации не предусматривают обязательное личное присутствие собственника жилого помещения для получения муниципальной услуги по вопросу постановки на регистрационный учет по месту жительства третьего лица и не содержат запрет на осуществление указанных действий через представителя. Следовательно, в указанной ситуации при обращении административным истцом в органы ОВМ вместе с представителем собственника жилого помещения уполномоченного доверенностью из которой следовало, что ФИО3 уполномочена представлять интересы собственника помещения в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по <Адрес обезличен> (и иных государственных органах), в том числе расписываться за нее, могла в присутствии сотрудников ОВМ дать вышеуказанное письменное согласие, в связи с чем, истцу в регистрации по месту жительства, отказано неправомерно. Аналогичная позиция нашла свое отражение в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> при регистрации лица по месту пребывания. В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. Гражданин может обратиться непосредственно в суд. В силу ст. 1 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, таким образом отказывая в регистрации административному истцу по месту жительства начальник ОВМ отдела МВД России по городу <Данные изъяты> ограничивает право ФИО1 на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. В этой связи административный истец вынужден обратиться в Чапаевский городской суд <Адрес обезличен> для защиты своих прав. В силу п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие) начальника ОВМ отдела МВД России по городу Чапаевску - Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от <Дата обезличена> № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от <Дата обезличена><Номер обезличен>. В силу п. 9 ч. 2 ст. 220 КАС РФ административный истец уведомляет суд, о том, что жалобы в вышестоящем порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавал.

Административный истец просит суд признать ответ начальника отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по городу Чапаевску <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, незаконным. Обязать административного ответчика устранить нарушения закона, а также устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО2, в том числе обязать зарегистрировать по месту жительства на основании согласия представителя собственника жилого помещения действующего на основании нотариальной доверенности.

Судом в порядке ст. 47 КАС РФ привлечены в качестве заинтересованных лиц – ГУ МВД России по <Адрес обезличен> в лице Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <Адрес обезличен>, ФИО8

В судебном заседании административный истец ФИО2 заявленные требования поддержал и пояснил, что по существу обжалует действия начальника отделения по вопросам миграции по отказу в его регистрации в жилом помещении, принадлежащим его матери. При этом пояснил, что его мать выдала доверенность на совершение любых действий, связанных в приобретением квартиры на имя ФИО3, которая на основании указанной доверенности могла совершать любые действия от имени собственника жилого помещения. Регистрация истца в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>83 связана непосредственно с приобретением данной квартиры, в связи с чем ФИО3 была уполномочена на подачу заявления от имени собственника квартиры о регистрации в ней истца и никакого нотариального согласия не требуется. В настоящее время оформил нотариально согласие. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика – О МВД РФ по <Адрес обезличен>ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что в п. 48,49 Приказа <Номер обезличен> «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» от <Дата обезличена>. четко прописан определенный алгоритм действий при подаче заявления о регистрации по месту жительства. Заявление о регистрации подписывает заявитель и собственник жилого помещения указанного в заявлении. Одновременно с заявлением о регистрации заявитель представляет перечень документов, в том числе согласие на вселение. В доверенности представителя ФИО8ФИО3 не указано право подписи заявления о регистрации по месту жительства, в связи, с чем считает, что отказ в принятии заявления о предоставлении государственной услуги о регистрации по месту жительства является законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица - ГУ МВД России по <Адрес обезличен> в лице Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <Адрес обезличен> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Заинтересованное лицо - ФИО8 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что в правоотношениях между ФИО2 и ОВМ ОМВД России по <Адрес обезличен>, ее интересы как собственника жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>, по доверенности <Адрес обезличен>0, представляла ФИО3 Указанная доверенность представляла право ФИО3 быть ее представителем в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по <Адрес обезличен>, а также расписываться и совершать иные действия связанные с приобретением недвижимости на территории <Адрес обезличен>. Право давать согласие на регистрацию по месту жительства ее сына неразрывно связано с приобретением права собственности на квартиру, данная доверенность, в том числе, уполномочивает ФИО3, дать согласие на регистрацию ее сына, в приобретенной на ее имя квартире. То есть указанная доверенность уполномочивает ФИО3 не только совершить сделку по приобретению объекта недвижимости, но и представлять ее интересы в органах власти (и организациях) согласно указанному в доверенности перечню, по всем правоотношениям, вытекающим в результате приобретения недвижимости на ее имя на территории <Адрес обезличен>.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что на ее имя была выдана доверенность ФИО5, на основании корой она была уполномочена, в том числе, подавать заявление от имени собственника на регистрацию истца в жилом помещении. На основании доверенности она должна была приобрести квартиру и была уполномочена на все действия, связанные с приобретением права собственности на жилое помещение, в том числе подавать заявление на регистрацию в ней. Сотрудники миграционной службы не смотрели доверенность, выдали отказ.

Изучив материалы дела, оценив собранные доказательства, суд полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно Закону Российской Федерации от <Дата обезличена> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных названным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой статьи 2).

В соответствии со статьей 3 Закона N 5242-1 при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу положений статьи 6 Закона N 5242-1 Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Аналогичные предписания закреплены главой 3 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> N 713 (ред. от <Дата обезличена>) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 48, 49 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от <Дата обезличена> N 984 (далее - Административный регламент), для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.

Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.

Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.

Одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет:

- Паспорт.

- Документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

- Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства).

- Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).

Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункты 58 и 59 Административного регламента).

Как следует из материалов дела <Дата обезличена>. с помощью электронного сервиса Государственные услуги <Данные изъяты> административным истцом подано заявление <Номер обезличен> о регистрации по месту жительства в ОВМ отдела МВД России по городу <Адрес обезличен>

<Дата обезличена>. административный истец уведомлен в электронном виде о необходимости явиться <Дата обезличена>. в ОВМ отдела МВД России по городу <Адрес обезличен> по адресу: <Адрес обезличен><Адрес обезличен> со следующими документами: свидетельство о рождении ребенка, паспорт гражданина РФ обоих родителей.

<Дата обезличена>. ФИО1 получено письмо начальника ОВМ О МВД России по <Адрес обезличен>ФИО6<Номер обезличен>от <Дата обезличена>. из содержания которого следует, что в настоящее время ОВМ О МВД России по <Адрес обезличен> принять заявление о предоставлении государственной услуги о регистрации по месту жительства не представляется возможным, так как в соответствии с п. 48, 49 Приказа <Номер обезличен> "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" от <Дата обезличена>. заявление о регистрации по месту жительства заявитель и собственник представляют лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета, а также лично подписывают заявление в присутствии ответственного лица, либо нотариально заверенное заявление (согласие) от собственника. В связи с чем ФИО2 рекомендовалось исправить недочеты в заявлении о регистрации по месту жительства и подать его повторно.

Доверенностью, выданной <Дата обезличена>., ФИО8 уполномочила ФИО3 купить на ее имя за цену и на условиях по своему усмотрению любой объект недвижимости на территории <Адрес обезличен>, для чего предоставила право быть представителем в компетентных учреждениях и организациях <Адрес обезличен>, в том числе перед любыми юридическими и физическими лицами, в нотариальной конторе, любых банках, <Данные изъяты>) и иных государственных и негосударственных органах, организациях и учреждениях, подавать заявления, получать и предоставлять все необходимые справки и документы, с правом заключения и подписания на условиях по своему усмотрению соглашения об авансе (задатке), предварительного договора с передачей аванса или с условием о задатке, с правом внесения аванса или задатка, подписать от моего имени договор купли-продажи в нотариальной или простой письменной форме, передаточный акт, произвести расчеты по договору купли-продажи, в том числе наличными денежными средствами, иными видами расчетов не запрещенными на территории РФ, с правом заключения договора аренды банковского счета (ячейки) и свободного доступа к нему для изъятия и вложения ценностей, подавать заявления на государственную регистрацию, на приостановку или отказ в государственной регистрации, любые другие заявления, связанные с внесением изменений в ЕГРН, исправлением технических ошибок, дополнительным приемом, зарегистрировать мое право собственности на объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес обезличен>, Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Данные изъяты> на основании договора купли-продажи, получить экземпляр договора, Выписку из ЕГРН и другие документы, производить платежи, оплачивать сборы и пошлины, а также расписываться и совершать иные действия, связанные с выполнением данного поручения.

Гражданский кодекс Российской Федерации установил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей (пункт 1 статьи 9).

Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В соответствии с главой IX Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при совершении нотариального действия по удостоверению доверенности гражданина нотариус (лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса) должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренные названной главой: установить личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина (статья 42), проверить дееспособность гражданина, иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также, если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, в интересах которого совершается нотариальное действие, его полномочия (статья 43).

Пунктом 4 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

Исходя из приведенных федеральных норм отдельные действия ввиду их тесной связи с личностью, в силу указаний закона или характера совершаемых действий не могут быть совершены никем иным, кроме правообладателя (например, нельзя составить завещание через представителя, заключать брачные договоры, трудовые договоры, совершать действия, связанные с личностью - регистрация брака, усыновлением ребенка и т.п.).

При этом Федеральный закон от <Дата обезличена> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", равно как и Правила не предусматривают обязательное личное присутствие собственника жилого помещения для получения муниципальной услуги по вопросу постановки на регистрационный учет по месту жительства третьего лица и не содержат запрет на осуществление указанных действий через представителя.

Однако, из представленной доверенности на имя ФИО3 от имени ФИО8 нет прямого указания на согласие собственника квартиры на регистрацию в ней по месту жительства ФИО1

Более того, ФИО8 доверенностью уполномочивает купить на ее имя за цену и на условиях по своему усмотрению любой объект недвижимости на территории <Адрес обезличен>. О покупке жилого помещения не указано, равно как и о покупке конкретного жилого помещения – квартиры по адресу: <Адрес обезличен> куда просит зарегистрировать истец.

В этой связи, из представленной доверенности не может следовать согласие собственника на регистрацию в жилом помещении, поскольку на момент нотариального удостоверения доверитель не являлся собственником спорного жилого помещения.

Доводы ФИО8 о том, что регистрация по месту жительства неразрывно связана с приобретением права собственности на квартиру не могут быть приняты судом во внимание, поскольку возникновение права собственности на жилое помещение не обязывает собственника регистрировать себя или членов семьи в данном жилом помещении и само по себе не порождает данную обязанность. Кроме того, лицо может иметь в собственности несколько квартир, в то время как лицо подлежит регистрации по одному месту жительства (пребывания).

При указанных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении Административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Чапаевский городской суд Самарской области.

Судья

Чапаевского городского суда О.А. Викторова

Мотивированное решение изготовлено 28.03.2022г.