ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3878/2023КОПИ от 21.11.2023 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-3878/2023 копия

УИД: 59RS0008-01-2023-004227-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,

при секретаре Пинаевой Д.В.,

с участием представителя административного истца председателя СНТСН «Южные Протасы» Ромашкиной А.В.,

представителя административного ответчика Баевой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Южные Протасы» к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о признании решения незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Южные Протасы» обратилось в суд с административным иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о признании решения незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с решением о размещении объектов от 02.09.2022 г. № 907, выданным Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Южные Протасы» (далее СНТСН «Южные Протасы») разместило на земельном участке с установленными в решении о размещении объектов от 02.09.2022 г. № 907 координатами на въезде в товарищество металлическую конструкцию, на которой были установлены 2 прожектора уличного освещения и камера видеонаблюдения. Конструкция не является объектом капитального строения, в качестве ограничителя проезда никогда не использовалась и СНТСН «Южные Протасы» планирует перенести подвижную часть указанной конструкции на свою территорию. Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края по многочисленным обращениям постороннего лица, не являющимся владельцем участка на территории СНТСН «Южные Протасы», неоднократно проводились внеплановые выездные проверки с фотофиксацией конструкции. Как следует из материалов проверок, железная конструкция не могла использоваться в качестве шлагбаума ввиду отсутствия необходимых механизмов, была всегда жестко зафиксирована в открытом состоянии, в верхней части были установлены 2 прожектора и камера видеонаблюдения для безопасности жителей СНТСН «Южные Протасы». Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о том, что заявитель по жалобам не имеет к СНТСН «Южные Протасы» никакого отношения, сообщалось административным истцом, но было проигнорировано. 21.07.2023 г. административный истец получил от Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края решение от 23.06.2023 г. о прекращении действия решения о размещении объектов № 907 от 02.09.2022 г. с требованием до 01.08.2023 г. освободить земельный участок. 17.08.2023 г. СНТСН «Южные Протасы» обратилось в прокуратуру Пермского района Пермского края с жалобой на решение от 23.06.2023 г. 26.09.2023 г. административный истец получил из прокуратуры Пермского муниципального района Пермского края письмо от 19.09.2023 г. об отказе в признании решения от 23.06.2023 г. незаконным. В результате принятия Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края противоправного решения от 23.06.2023 г. собственники земельных участков, расположенных на территории СНТСН «Южные Протасы» лишены значительной части комфортной и безопасной среды для жизни ввиду обязанности СНТСН «Южные Протасы» демонтировать конструкцию и установленное на ней оборудование: въезд на территорию товарищества не освещен, видеокамера демонтирована и перенесена в другое место, что не обеспечивает контроль за безопасностью нахождения на территории СНТСН «Южные Протасы». Действия административного ответчика противоречат п.п. «в» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 г.». Сам Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края никаких действий по улучшению благосостояния жителей квартала «Южные Протасы» не предпринимает, проезд к участкам садоводов в нормативное состояние не приводит, все работы по благоустройству проводятся жителями СНТСН «Южные Протасы» за свой счет: чистка снега в зимнее время, отсыпка, устройство дренажных канав вдоль проезжей части для отведения воды. Проезд к СНТСН «Южные Протасы» должен содержаться Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края в соответствии с ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы», что в настоящее время административным ответчиком не исполняется. На основании вышеизложенного административный истец просит признать незаконным решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о прекращении действия решения о размещении объектов от 23.06.2023 г.; обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края выдать новое решение на размещение объекта «Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешение на строительство» на земельном участке, координаты которого зафиксированы в решении о размещении объекта № 907 от 02.09.2022 г.

Представитель административного истца Ромашкина А.В., настаивала на удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в нем. Дополнительно пояснила, что шлагбаум никогда не использовался по своему назначению, столб был предназначен для освещения и ведения видеонаблюдения; Комитет не высказывал претензии по поводу установки данного сооружения, хотя неоднократно проводил проверки; права жителей СНТСН «Южные Протасы» нарушены тем, что отсутствует освещение на въезд в СНТСН. Считает демонтаж сооружения незаконным.

Представитель административного ответчика Баева Т.П. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные доводы возражений. Дополнительно указала, что решение вынесено законно, в адрес СНТСН «Южные Протасы» направлено уведомление о демонтаже, на день рассмотрения настоящего иска сооружение демонтировано. Считает, что права жителей СНТСН «Южные Протасы» оспариваемым решением не нарушаются.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, к таким объектам относятся пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

Судом установлено, что основным видом деятельности СНТСН «Южные Протасы» является – Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительный – аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, председателем является Ромашкина А.В. (л.д. 5-9).

02.09.2022 г. Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района было выдано решение № 907 о разрешении СНТСН «Южные Протасы» размещение объекта «Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на срок 1 год с 02.09.2022 по 01.09.2023, без права возведения и права регистрации объектов капитального строительства, без права возведения ограждения, с правом свободного доступа неограниченного круга лиц; при прекращении действия решения о размещении объектов размещенные объекты демонтируются заявителем за счет собственных средств в срок не позднее 14 календарных дней с даты получения письма Комитета о прекращении действия решения о размещении объектов (л.д. 10).

Председатель СНТСН «Южные Протасы» Ромашкина А.В. подтвердила размещение на земельном участке с установленными в решении о размещении объектов от 02.09.2022 г. № 907 координатами на въезде в товарищество металлической конструкции, на которой были установлены 2 прожектора уличного освещения и камера видеонаблюдения, указав, что доступ неограниченного круга лиц на территорию СНТСН «Южные Протасы» не ограничивался, приложив фотоматериалы (л.д. 12-14).

23.06.2023 г. Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края вынесено решение о прекращении действия решения о размещении объектов от 02.09.2022 г. № 907, выданное СНТСН «Южные Протасы» на право использования земель или земельного участка для размещения объекта «Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешение на строительство» с 23.06.2023 (л.д. 11).

23.06.2023 в адрес председателя СНТСН «Южные Протасы» направлена информация о результатах проведенного осмотра земельного участка и выявлении признаков нарушения земельного законодательства председателем СНТСН «Южные Протасы», выражающихся в незаконной установке шлагбаума, в связи с чем Комитетом принято решение о прекращении действия решения о размещении объектов от 02.09.2022 г. № 907 на основании п. 8.3, п. 8.2 постановления Правительства Пермского края от 02.07.2015 № 478-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов», с требованием до 01.08.2023 произвести демонтаж шлагбаума, расположенного на земельном участке государственная собственность на котором не разграничена, приложив оспариваемое решение (л.д. 21).

Данная информация с решением Комитета от 23.06.2023 г. получена председателем СНТСН «Южные Протасы» 11.07.2023 г., что следует из копии конверта (л.д. 15).

В связи с несогласием с решением Комитета от 23.06.2023 СНТСН «Южные Протасы» обратилось в прокуратуру Пермского района Пермского края с жалобой на решение от 23.06.2023 г. (л.д. 27-29).

Из ответа прокуратуры Пермского района Пермского края от 19.09.2023 г. следует, что в ходе неоднократного осмотра территории, демонтаж шлагбаума не произведен; 01.09.2023 указанный шлагбаум внесен в реестр незаконно размещенного имущества на территории Пермского муниципального округа; по состоянию на 19.09.2023 шлагбаум не демонтирован в связи с отсутствием муниципального контракта. Доводы обращения по вопросу коррупционной составляющей в действиях должностных лиц администрации пермского муниципального округа не нашли своего подтверждения (л.д.22-24).

02.10.2023 Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края заключен муниципальный контракт ООО «Демонтаж», в том числе, оказание услуг по демонтажу незаконно размещенных объектов движимого имущества, на территории Пермского муниципального округа Пермского края.

Согласно п. 8.3 постановления Правительства Пермского края от 02.07.2015 № 478-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов» действие решения о размещении объектов прекращается в следующих случае, если имеются нарушения земельного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов.

Со дня получения информации от органов, указанных в п. 12 настоящего Положения, о возникновении случаев, указанных в п. 8.2 и 8.3 настоящего Положения, а также при возникновении случаев, предусмотренных п. 8.4 настоящего Положения, Уполномоченный орган в течение 15 календарных дней принимает решение о прекращении действия решения о размещении объектов и направляет письмо, содержащее такое решение, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявителю и в органы, указанные в п. 12 настоящего Положения.

Анализируя представленные доказательства, принимая во внимание, что 02.09.2022 Комитетом вынесено решение о размещение объектов №907 без права возведения ограждений, препятствующих свободному доступу неограниченному кругу лиц, однако, СНТСН «Южные Протасы» установлен шлагбаум, что не оспаривается председателем СНТСН, в связи с выявлением нарушения земельного законодательства Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа вынесено оспариваемое решение, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Довод председателя СНТСН о том, что установка шлагбаума не ограничивает доступу неограниченному кругу лиц, не принимается судом, поскольку исходя из содержания административного искового заявления установления шлагбаума необходимо, в том числе, для сохранности имущества на участках садоводов-участников Товарищества.

Ссылка административного истца на демонтаж металлической конструкции – шлагбаума не имеет правового значения для разрешения требования СНТСН «Южные Протасы». В письме Комитета от 23.06.2023 указано на демонтаж сооружения.

Кроме того, административным истцом не представлено доказательств нарушения прав оспариваемыми решением, в связи с чем приведенная совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения административного иска, отсутствует.

Поскольку незаконность решения от 23.06.2023 г. о прекращении действия решения о размещении объектов от 02.09.2022 г. № 907 в ходе рассмотрения дела судом не установлено, суд не усматривает правовых оснований и для удовлетворения требований по возложению на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа обязанности выдать новое решение на размещение объекта «Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешение на строительство», а также взыскании судебных расходов.

Также суд приходит к выводу о пропуске срока на обращения с настоящим иском, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления

Согласно предъявленной копией конверта, СНТСН «Южные Протасы» известно об оспариваемом решении 11.07.2023, следовательно, срок для предъявления настоящего иска истекает 11.10.2023, административное исковое заявление подано 20.10.2023,что свидетельствует о пропуске срока для предъявления административного иска, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Таким образом, в удовлетворении требований садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Южные Протасы» следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Южные Протасы» к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о признании незаконным решения от 23.06.2023 о прекращении действия решения о размещении объектов, возложении обязанности по вынесению нового решения на размещения объекта «Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» на земельном участке, координаты которого зафиксированы в решении о размещении объекта №907 от 02.09.2022, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья – подпись Ю.В. Бородкина

Мотивированное решение составлено 05 декабря 2023 года.

Судья – подпись.

Копия верна.

Судья Ю.В. Бородкина

подлинник подшит

в административном деле № 2а-3878/2023

Пермского районного суда Пермского края