ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-387/19 от 09.07.2019 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а- 387 /2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июля 2019г. ст. Егорлыкская Ростовская область

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Поповой О.М.

С участием:

Прокурора- старшего помощника прокурора Егорлыкского района Ростовской области Рыжкина В.В.,

При секретаре Иващенко В.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконным бездействия администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, выразившегося в непринятии установленных законом мер по инвентаризации зеленых насаждений, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд Ростовской области обратился прокурор Егорлыкского района Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области выразившегося в непринятии установленных законом мер по инвентаризации зеленых насаждений, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, мотивируя тем, что прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка исполнения законодательства об охране земельных насаждений в населенных пунктах Ростовской области, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 61 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 2, п. 7 ст. 3 Областного Закона Ростовской области «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», п. 6.1.3, 6.2, 6.2.1 Приказа Ростоблкомприроды от 12.05.2008г. №36 «Об утверждении Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области», п. 2.1, 2.8, 3.1, 5.3-5.5 Порядка охране зеленых насаждений, утвержденного Постановлением Правительства Роствоской области от 30.08.2012г. №819, администрацией Ильинского сельского поселения реестр зеленых насаждений не ведется, сведения о зеленых насаждениях, произрастающих на территории сельского поседения и подвергающихся сносу и санитарной обработке в 2018 году и истекшем периоде 2019 года, в паспорта объектов земельных насаждений не внесены из-за отсутствия паспортов, инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений, не проведена, настоящий долгосрочный комплексный план не разработан. В связи с чем, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с настоящим административным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил суд:

1. Признать бездействие администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области незаконным.

2. Обязать администрацию Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в срок не позднее 1 года с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством выполнения следующих действий:

- провести долгосрочную оценку (инвентаризацию) качественных и количественных характеристик состояния зеленых насаждений на земельных участках, расположенных в черте Ильинского сельского поселения, не отнесенных к собственности физических и юридических лиц;

- разработать и утвердить паспорта зеленных насаждений;

- на основании результатов инвентаризации обеспечить ведение реестра зеленных насаждений.

Прокурор Рыжкин В.В. в судебном заседании подал заявление прокурора Егорлыкского района Ростовской области, в котором он уточнил исковые требования и просил суд: признать незаконным бездействие Администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, выразившееся в непринятии установленных законом мер по инвентаризации зеленых насаждений; обязать Администрацию Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством выполнения следующих действий: - составить паспорта объектов зеленных насаждений сельского поселения; - вести реестр зеленных насаждений сельского поселения.

Просил их удовлетворить, основываясь на доводах, указанных в административном иске.

Письменное заявление об уточнении требований приобщено к материалам дела.

Представитель административного ответчика - глава Администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области ФИО1, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. В своем заявлении также указал, что исковые требования признает.

Поскольку явка указанного лица не признавалась судом обязательной, то в силу ст.150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело без его участия.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане либо прокурор в интересах неопределенного круга лиц могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране земельных насаждений в населенных пунктах Егорлыкского района Ростовской области, в ходе которой выявлено, что на территории Ильинского сельского поседения не проводилась долгосрочная оценка (инвентаризацию) качественных и количественных характеристик состояния зеленых насаждений на земельных участках, расположенных в черте Ильинского сельского поселения, не отнесенных к собственности физических и юридических лиц, не разрабатывались и не утверждались паспорта зеленых насаждений, а также не осуществляется ведение реестра зеленых насаждений. Данное обстоятельство подтверждается сообщением Главы администрации Ильинского сельского поселения, направленное 17.05.2019 в адрес прокурора Егорлыкского района (л.д.7).

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную среду.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Основные принципы охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к которым среди прочих относится: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, охрана которого предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

Согласно п. 7 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 03.08.2007 N 747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области" организация проведения мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений с учетом положений законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего областного закона.

В соответствии с абз. 6 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 03.08.2007 N 747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области" охрана зеленых насаждений подразумевает под собой деятельность по созданию, сохранению и оценке состояния зеленых насаждений, направленная на создание благоприятной окружающей среды и нормализацию экологической обстановки.

Постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 №819 утвержден Порядок охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области, который определяет основные требования к охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области.

В соответствии с п. 2.1, 2.8 указанного Порядка охраны зеленых насаждений планирование охраны зеленых насаждений осуществляется на основании оценки состояния зеленых насаждений. По результатам реализации мероприятий, связанных с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, по которым органами местного самоуправления оформляются разрешения, вносятся изменения в паспорта объектов зеленых насаждений и в реестр зеленых насаждений городского округа, городского или сельского поселения.

Согласно п. 5.4, 5.5 Порядка охраны зеленых насаждений документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений, является паспорт объекта зеленых насаждений. На основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, ведется реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений, который утверждается должностным лицом администрации городского округа, городского или сельского поселения, курирующим вопросы охраны зеленых насаждений.

В п. 6.1.3, 6.2 приказа Ростоблкомприроды Ростовской области от 12.05.2008 №36 "Об утверждении Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области" содержаться положения п. 2.1, 2.8, 5.4, 5.5 Порядка охраны зеленых насаждений.

Судом также установлено, что прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области 20.05.2019 вносилось представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок распоряжение и использования муниципального имущества, по установлению причин нарушений законодательства об охране зеленых насаждений и принятию мер по их устранению в части осуществления оценки состояния зеленых насаждений, ведения их паспортов и реестра (л.д.8-11).

Однако, как следует из материалов дела, Администрацией Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области действий по принятию мер по устранению нарушений законодательства об охране зеленых насаждений, в частности по осуществлению инвентаризации, оценки состояния зеленых насаждений, ведения их паспортов и реестра, не выполнены (л.д.12-13).

Поскольку деятельность по охране зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления сельских поселений, то непринятие мер по инвентаризации зеленых насаждений, ведению реестра и паспортов зеленых насаждений указывает на незаконное бездействие Администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района и необходимость обязать её устранить указанные нарушения.

Кроме того, суд исходит из того, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Соответственно бездействие Администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в данной части подлежит признанию незаконным с возложением на нее обязанностей по принятию мер по устранению нарушений природоохранного законодательства посредством составления паспорта объектов зеленных насаждений сельского поселения; ведения реестра зеленных насаждений сельского поселения.

При этом, учитывая то, что бездействие Администрации носит длящийся характер и продолжается на момент судебного разбирательства, то установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с административным иском прокурором не пропущен.

Как установлено положением части 3 статья 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 КАС РФ).

Суд считает, что заявление административного ответчика о признании иска не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, поэтому принимает его.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с изложенным требования прокурора к Администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконными бездействий и обязании устранить нарушения природоохранного законодательства подлежат удовлетворению в полном объёме.

При этом, суд считает указанный прокурором в административном иске срок, который необходим установить для административного ответчика в порядке п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ для устранения допущенных нарушений соответствует критериям разумности, соразмерности и пропорциональности, и влечет соблюдение необходимого баланса прав и обязанностей сторон.

Кроме того, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ Администрация Илинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области подлежит освобождению от уплаты госпошлины в доход бюджета Муниципального образования «Егорлыкский район»

Руководствуясь ст.ст.177- 180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, выразившееся в непринятии установленных законом мер по инвентаризации зеленых насаждений.

Обязать Администрацию Ильинского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством выполнения следующих действий:

- составить паспорта объектов зеленных насаждений сельского поселения;

- вести реестр зеленных насаждений сельского поселения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский райсуд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2019 года.