Дело № 2а-387/2021
25RS0018-01-2021-000580-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Кировский 17 мая 2021 года
Кировский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего судьи Ханьяновой Е.Н.,
при секретаре Малюк К.Г.,
с участием помощника прокурора Кировского района Катановой Е.В.,
представителя ответчика - администрации Кировского муниципального района Приморского края ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица администрации Руновского сельского поселения ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кировского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд с иском к администрации Кировского муниципального района Приморского края, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, указав, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№, а так же в связи с поступившей из администрации Кировского муниципального района информацией от ДД.ММ.ГГГГ№, проведена проверка исполнения администрацией Кировского муниципального района земельного и градостроительного законодательства. В ходе ранее проведенной проверки по заданию прокуратуры Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязанность по обеспечению градостроительной деятельности на территории Руновского сельского поселения администрацией Кировского муниципального района не исполнена, работы по градостроительному зонированию Руновского сельского поселения не осуществлены, плавила землепользования и застройки и градостроительный регламент не разработаны и не приняты. В связи с выявленными нарушениями главе администрации Кировского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, в ходе проведения проверки во исполнение задания прокуратуры Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что фактически нарушение не устранено. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязанность по обеспечению градостроительной деятельности на территории Руновского сельского поселения администрацией Кировского муниципального района не исполнена, работы по градостроительному зонированию Руновского сельского поселения не осуществлены, плавила землепользования и застройки и градостроительный регламент не разработаны и не приняты. Выявленные нарушение требований ст.ст.30-32, 36 Градостроительного кодекса РФ стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации Кировского муниципального района возложенных на них обязанностей, в условиях отсутствия должного контроля со стороны руководства, что влечет за собой распоряжение и использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение прав граждан, в том числе субъектов предпринимательской деятельности на приобретение и использование земельных участков на территории Руновского сельского поселения, а также приводит к невозможности реализации Градостроительного развития Руновского сельского поселения.
Учитывая изложенное, административный истец просит суд признать бездействие администрации Кировского муниципального района по исполнению обязанностей по обеспечению градостроительной деятельности на территории Руновского сельского поселения, не проведение работ по градостроительном зонированию и застройке и градостроительного регламента, незаконным; возложить обязанность на администрацию Кировского муниципального района произвести работы по градостроительному зонированию Руновского сельского поселения и утвердить правила землепользования и застройки и градостроительный регламент Руновского сельского поселения в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Катанова Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что имеются законные основания для удовлетворения требований.
Представитель ответчика администрации Кировского муниципального района ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что в ответе прокурору администрация указала причину неисполнения – недостаток бюджетных средств. Для подготовки Правил землепользования и застройки Руновского сельского поселения необходимы значительные затраты. В среднем их стоимость более 500 тысяч рублей.
Представитель третьего лица – администрации Руновского сельского поселения ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в составе Руновского сельского поселения 6 населенных пунктов, площади – 384 кв. км. Стоимость проектной документации 600 тысяч рублей. В остальной части поддержал письменные пояснения, согласно которым в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2013 года) к вопросам местного значения поселения относились, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки. Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ в ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ были внесены изменения согласно которым, утверждение генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки сельских поселений относится к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. При этом, согласно вышеуказанного закона, до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно изменениям в законодательстве РФ, в Устав Кировского муниципального района (решение Думы Кировского муниципального района от 30.04.2015 года № 184-НПА) и Руновского сельского поселения (решение муниципального комитета от 12.12.2014 года № 166-НПА) были внесены изменения об отнесении вопросов местного значения сельских поселений (в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки), к полномочиям органов местного самоуправления Кировского муниципального района.
30.04.2015 года решением № 181-НПА Думы Кировского муниципального района было принято Положение «О порядке разработки, согласования и утверждения генерального плана сельского поселения, расположенного на территории Кировского муниципального района», согласно которому разработку генерального плана осуществляет администрация Кировского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Руновского сельского поселения Кировского муниципального района Приморского края (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Строительное предприятие» (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт № на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Руновского сельского поселения Кировского муниципального района Приморского края. В соответствии с условиями муниципального контракта Исполнитель выполняет работы в сроки и в объеме согласно Техническому заданию, являющегося неотъемлемой частью контракта (пп. 2.1.1., п. 11.1 контракта). Сроки поэтапного выполнения работ предусмотрены календарным планом выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью договора (п. 11.1. контракта), окончание работ декабрь 2014 года. Согласно п. 1.3 контракт действует до момента полного исполнения сторонами своих обязательств. В случае неполного или частичного неисполнения Сторонами своих обязательств, действие контракта, безусловно, продлевается до момента полного исполнения Сторонами всех своих обязательств. Цена контракта является фиксированной на протяжении всего срока выполнения и составляет 289 843 рублей 78 копеек (п. 3.2 контракта).
Заказчик в полном объеме выполнил свои обязательства по оплате, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 180 000 рублей (№), на сумму 89 843 рублей 78 копеек (№), на сумму 20 000 рублей (№).
Согласно гарантийного письма, ООО «Строительное предприятие» № от ДД.ММ.ГГГГ гарантировало, что при проведении процедур согласования и утверждения, в течении трех рабочих дней с даты получения замечаний доработать проект и направить ответы по поступившим замечаниям в адрес органа направившего замечание.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес ООО «Строительное предприятие» администрацией Кировского муниципального района было направлено письмо по устранению замечаний Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и Департамента лесного хозяйства Приморского края. Однако до настоящего времени Исполнителем ООО «Строительное предприятие» замечания не устранены.
С 2015 года Руновское сельское поселение, согласно действующего законодательства РФ, не является уполномоченным лицом по разработке и утверждению генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, так как в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ №, иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией Руновского сельского поселения в адрес администрации Кировского муниципального района направлялись письма с просьбой об обращении в суд по неисполнению контракта ООО «Строительное предприятие», однако каких-либо ответов получено не было.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено, что градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст.1 рК РФ).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п.9 ст.1 ГрК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, регламентирован в ст.31 ГрК РФ. Согласно ч. 1 указанной статьи подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся ( ч.3 ст.31 ГрК РФ).
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (ч.5 ст.31 ГрК РФ).
В силу ч.1 ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ о градостроительной деятельности, местной администрацией.
В соответствии с п.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп.1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, из полномочий сельских поселений исключены полномочия в области земельно-имущественных отношений, градостроительной деятельности, предусмотренные п.20 ч.1 ст.14 ГрК РФ: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в 2020 году, выявлено нарушение законодательства о градостроительной деятельности, а именно установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязанность по обеспечению градостроительной деятельности на территории Руновского сельского поселения администрацией Кировского муниципального района не исполнена, работы по градостроительному зонированию Руновского сельского поселения не осуществлены, плавила землепользования и застройки и градостроительный регламент не разработаны и не приняты. В связи с выявленными нарушениями главе администрации Кировского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, в ходе проведения в 2021 году проверки во исполнение задания прокуратуры Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что фактически нарушение не устранено.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязанность по обеспечению градостроительной деятельности на территории Руновского сельского поселения администрацией Кировского муниципального района не исполнена, работы по градостроительному зонированию Руновского сельского поселения не осуществлены, плавила землепользования и застройки и градостроительный регламент не разработаны и не приняты.
Таким образом, допущенное администрацией Кировского муниципального района Приморского края бездействие, выразившееся в непринятии соответствующих правовых актов, может привести к разбалансированию системы нормативного регулирования, и создавать ситуацию, при которой отсутствие нормативных документов нарушало бы основные принципы законодательства о градостроительной деятельности (ст.2 ГрК РФ), в том числе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (п.1), обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (п.2), участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (п.5);
Учитывая изложенное, исходя из обязательности указанных мероприятии и отсутствии их исполнения на момент рассмотрения спора, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Кировского муниципального района по исполнению обязанностей по обеспечению градостроительной деятельности на территории Руновского сельского поселения, не проведение работ по градостроительном зонированию и застройке и градостроительного регламента, и удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности на администрацию Кировского муниципального района произвести работы по градостроительному зонированию Руновского сельского поселения и утвердить правила землепользования и застройки и градостроительный регламент Руновского сельского поселения в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кировского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кировского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, – удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кировского муниципального района по исполнению обязанностей по обеспечению градостроительной деятельности на территории Руновского сельского поселения, не проведение работ по градостроительном зонированию и застройке и градостроительного регламента, незаконным.
Возложить обязанность на администрацию Кировского муниципального района произвести работы по градостроительному зонированию Руновского сельского поселения и утвердить правила землепользования и застройки и градостроительный регламент Руновского сельского поселения в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Кировский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в мотивированной форме изготовлено 21 мая 2021 года.
Судья: Е.Н. Ханьянова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.