ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-387/2022 от 05.03.2022 Судакского городского суда (Республика Крым)

Производство №2а-387/2022

УИД 91RS0021-01-2022-000295-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2022 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи – Иванова М.Г.,

при секретаре – Игнатюк А.С.,

с участием: административного истца – Мазурик В.А.,

представителя административного ответчика – Николаенко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мазурик Виты Александровны к администрации города Судака Республики Крым, заместителю главы администрации г. Судака Ткаченко Д.Н., заинтересованное лицо – Межведомственная комиссия по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, переустройству и (или) перепланировке жилого (нежилого) помещения о признании незаконным решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, об обязании перевести нежилое помещение в жилое помещение, -

УСТАНОВИЛ:

Мазурик В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным и отмене решения административного ответчика от 10 января 2022 года об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, об обязании административного ответчика перевести нежилое помещение по адресу: <адрес> жилое на основании заявления от 21 октября 2021 года и представленных документов.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Мазурик В.А. является собственником земельного участка и нежилого помещения – садового дома общей площадью 103 кв.м. по адресу: <адрес>. Административный истец обратилась в администрацию г. Судака с заявлением о переводе данного нежилого помещения в жилое. 10 января 2022 года административным ответчиком было вынесено решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, однако данным садовый дом является единственным жильем семьи административного истца.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель главы администрации г. Судака Республики Крым Ткаченко Д.Н., а также в качестве заинтересованного лица привлечена Межведомственная комиссия по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, переустройству и (или) перепланировке жилого (нежилого) помещения.

Административный истец Мазурик В.А. в судебном заседании доводы административного иска поддержала, просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации г. Судака Республики Крым Николаенко Е.Н. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Административный ответчик – заместитель главы администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Д.Н., представитель заинтересованного лица – Межведомственной комиссии по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, переустройству и (или) перепланировке жилого (нежилого) помещения в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, неявка которых не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав доказательства, содержащиеся в материалах административного дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Мазурик В.А. обратилась в администрацию г. Судака с заявлением о признании садового дома с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, жилым домом.

28 декабря 2021 года на заседании Межведомственная комиссия по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, переустройству и (или) перепланировке жилого (нежилого) помещения рекомендовала администрации г. Судака отказать в признании садового дома жилым домом в связи с тем, что садовый дом не имеет необходимых противопожарных расстояний между домами и другими зданиями и другими сооружениями, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Письмом администрации г. Судака Республики Крым за исх. №М-1781/19 от 10 января 2022 года Мазурик В.А. на основании изложенного было отказано в предоставлении муниципальной услуги признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденной постановлением администрации г. Судака Республики Крым №798 от 05 августа 2019 года.

Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение №47).

Так, п.55 Положения №47 предусмотрено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).

Согласно п. 61 Положения №47 решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях: а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 настоящего Положения; б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем; в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа; г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц; д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения; е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом); ж) размещение садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления (при рассмотрении заявления о признании садового дома жилым домом).

В соответствии с п. 62 Положения №47 решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 настоящего Положения.

Частью 1 статьи 22 ЖК РФ предусмотрено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Положениями ст. 24 ЖК РФ закреплено, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (ч.1).

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.2).

Как следует из Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением администрации г. Судака №798 от 05 августа 2019 года, конечным результатом предоставления муниципальной услуги является вынесение постановления (п.2.3).

Пунктом 2.10 данного Административного регламента установлены основания для отказа в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, аналогичные основаниям для отказа, установленным п.61 Положения №47.

Суд отмечает, что разделом II Положения №47 установлены требования, предъявляемым к жилым помещения. Сведений о том, что садовый дом, распложенный по адресу: <адрес> не соответствует данным требованиям суду не представлено.

Принимая оспариваемое решение, администрация г. Судака исходила из особого мнения начальника ОНД по г. Судаку УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым за №2841 от 08 декабря 2021 года, указавшего, что выездом по указанному адресу установлен факт несоответствия противопожарных расстояний между рассматриваемым садовым домом и строениями на соседнем участке с восточной стороны. Вместе с тем, каких-либо доказательств в подтверждение данных выводов суду не представлено и материалы дела не содержат.

Кроме того, решение администрацией г. Судака в нарушение п.2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением администрации г. Судака №798 от 05 августа 2019 года, принято в форме письма, а не в форме постановления.

При этом данный отказ не содержит ссылок на нормы права, предусматривающие в качестве основания для отказа несоответствие противопожарных расстояний между садовым домом и иными строениями.

Таким образом, суд приходит к выводу о признании незаконным решения администрации г. Судака, изложенного в форме письма за исх. №М-1781/19 от 10 января 2022 года.

Рассматривая требование Мазурик В.А. об обязании перевести нежилое помещение в жилое, суд отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц и служащих.

Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в той связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Поскольку вопрос о переводе садового дома в жилой дом относится к исключительной компетенции администрации г. Судака, суд не имеет полномочий возлагать на ответчика обязанность по совершению указанных действий.

Помимо этого, в целях восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым возложить на администрацию г. Судака обязанность повторно рассмотреть заявление Мазурик В.А. о переводе садового дома в жилой дом от 21 октября 2021 года.

Исходя из установленных обстоятельств дела, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Мазурик Виты Александровны к администрации города Судака Республики Крым, заместителю главы администрации г. Судака Ткаченко Д.Н., заинтересованное лицо – Межведомственная комиссия по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, переустройству и (или) перепланировке жилого (нежилого) помещения о признании незаконным решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, об обязании перевести нежилое помещение в жилое помещение – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации города Судака Республики Крым, изложенное в письме исх. №М-1781/19 от 10 января 2022 года, об отказе в предоставлении муниципальной услуги признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Обязать администрацию города Судака Республики Крым повторно рассмотреть в установленном порядке заявление Мазурик Виты Александровны от 21 октября 2021 года о признании садового дома с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, жилым домом.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Мазурик Виты Александровны отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 11 марта 2022 года.

Председательствующий – судья М.Г. Иванов