Дело № 2а-3880/2018
Изготовлено 10 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 11 сентября 2018 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Басковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля об оспаривании приказа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обазании повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля (далее - ДАЗО мэрии г. Ярославля) с требованиями об оспаривании приказа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обазании повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО1 указала, что является многодетной матерью и состоит на учете в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области. 23 мая 2018 года ФИО1 обратилась в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов) для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, с приложением необходимых документов, в том числе, схемы расположения земельного участка. По результатам рассмотрения заявления издан приказ директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля от 09.07.2018 № 2784 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес> по основанию нарушения требований предусмотренных пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ к образуемому участку. Данный приказ не соответствует закону по следующим основаниям. В оспариваемом приказе содержится ссылка на нарушение нормы закона - п.6 ст. 11.9 ЗК РФ. В оспариваемом приказе 4 фактических основания, которые по мнению административного ответчика свидетельствуют о невозможности размещения объекта недвижимости или нарушают какие-либо требования. В действительности эти обстоятельства либо отсутствуют, либо никак не препятствуют размещению индивидуального жилого дома и не нарушают никаких требований. Так, на запрашиваемом участке отсутствует указанная в приказе опора ВЛ 0,4 кВ. Более того, даже если бы на участке и была опора ВЛ 0.4 кВ непонятно какая норма закона нарушалась бы формированием участка. Повсеместно в городе сформированы участки, на которых расположены объекты недвижимости с наличием на них опор линий электропередач. В приказе не указана какая норма закона нарушена прохождением вблизи участка газопровода низкого давления 63 мм наличием охраной зоны 2 метра. Более того, газопроводы низкого давления предназначены для газоснабжения жителей. Исходя из этого обстоятельства они могут и должны находиться не только вблизи границ участков для жилищного строительства, но даже проходить по этим участкам. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» не установлено запретов на образование земельных участков в охранных зонах газопровода. Согласно п.14 указанного документа на земельных участках входящих в охранные зоны газопровода устанавливаются ограничения, в частности в охранной зоне нельзя рыть погреба, размещать объекты строительства, разводить огонь. Таким образом, по смыслу указанной нормы, в охранных зонах могут образовываться земельные участки. Указанное в приказе основание «в соответствии с Картой автомобильных дорог Генерального плана города Ярославля запрашиваемый участок частично расположен на территории планируемого размещения объектов местного значения <адрес> не соответствует действительности. Согласно условным обозначениям на Карте планируемого размещения объектов местного значения. Автомобильные дороги местного значения (лист 1 из 9) Генерального плана города территория планируемого размещения объектов местного значения обозначается серым цветом. В районе запрашиваемого ФИО1 участка на указанной Карте Генплана города таковое обозначение отсутствует. В районе запрашиваемого участка зеленой линией обозначено прохождение существующий улицы местного значения. В государственном кадастре недвижимости сведения о данной улице отсутствуют, участок для планируемой улицы не сформирован, в правилах землепользования и застройки города (карта градостроительного зонирования) и генеральном плане города (карта функциональных зон) вся территория является жилой зоной, по проектам планировки и фактически улицы на запрашиваемой территории нет, а предложенные административным истцом расположения участка границы учитывали сложившуюся застройку. Таким образом, при подготовке схемы расположения участка установить планируемое департаментом прохождение улицы, используя все доступные заявителю официальные документы и данные, не представляется возможным. Официально опубликованная Карта автомобильных дорог в составе Генерального плана города точного прохождения границ планируемой улицы не содержит. Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля границы планируемой улицы определяет расчетным путем, исходя их минимального профиля 15 метров по нормам СНиП. ФИО1 не возражает в вопросе проведения в будущем широкой 15-ти метровой <адрес>. В заявлении от 25.05.2018 года ФИО1 указала, что согласна на утверждение иного варианта схемы, при невозможности утверждения представленного ею варианта. После получения отказа, на основании устного обращения в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, административному истцу стало известно, что по расчетам департамента планируемая улица совпадает с запрашиваем участком крайне незначительно. Исходя из того обстоятельства, что ФИО1 самостоятельно не может рассчитать планируемое департаментом прохождение улицы, а Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля имеет соответствующие расчеты административный ответчик при указанном административным истцом согласии мог и был обязан утвердить схему в варианте учитывающем расчеты по планируемой улице. Далее, то обстоятельство, что согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости по <адрес> зарегистрирован, как ранее учтенный актуальный, к запрашиваемому ФИО1 участку отношения не имеет. На запрашиваемом ею участке объектов недвижимости, в том числе жилых домов не существует.
Просила признать незаконным приказ директора Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля от 09.07.2018 года № 2784 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес> обязать Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 23.05.2018 годао предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов), утвердив схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> представленную заявителем, в варианте, исключающем расположение образуемого участка в границах планируемой <адрес>
Административный истец ФИО1, извещённая о дате и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы представителю ФИО2
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что департамент был обязан скорректировать схему и утвердить ее в ином варианте. Если на земельном участке когда-то находился объект недвижимости, то в настоящее время его нет, в связи с чем департамент может исключить запись из ЕГРН как до утверждения схемы, так и после.
Представитель административного ответчика ДАЗО мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск. Пояснила, что указанные в приказе обстоятельства препятствуют предоставлению земельного участка административному истцу. Дополнительно пояснила, что на земельном участке находится пруд, который относится к объектом общего пользования.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантировано право на судебную защиту.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый приказ административным ответчиком принят 09.07.2018 года, с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в суд 15.08.2018 года, в связи с чем срок на его обжалование административным истцом не пропущен.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными..
В судебном заседании установлено, что 23.05.2018 г. ФИО1 обратилась в ДАЗО мэрии г.Ярославля с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов), расположенного по адресу: <адрес>
В заявлении указано, что цель использования земельного участка - для ИЖС. Вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок – аренда.
09.07.2018 года заместителем директором ДАЗО мэрии г. Ярославля вынесен приказ №2784 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>
В обоснование принятого решения указано, что решение принято на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 3915 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 16 статьи 1110 Земельного кодекса Российской Федерации - нарушены требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 119 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемому земельному участку: на запрашиваемом земельном участке расположена опора ВЛ 0,4 кВ; вблизи запрашиваемого земельного участка проходят существующие сети инженерно-технического обеспечения - газопровод низкого давления d-63 мм (охранная зона 2 м; согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года №878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей»); в соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения (автомобильные дороги) в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета от 06.04.2006 года №226, запрашиваемый земельный участок частично расположен на территории планируемого размещения объектов местного значения - улицы местного значения - <адрес>. Для обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов, а также пожарного проезда основные расчетные параметры улицы в жилой застройке должны соответствовать требованиям пункта 11.5 СП 42.13330 СНиП 2.07.01-89*, где ширина улицы местного значения принимается не менее 15 метров. Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, объект недвижимости по ул. Крупской, д.77, зарегистрирован как ранее учтенный, актуальный, кадастровый номер №
Согласно п.1 ст. 3915 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с п.7 ст. 3915 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 8 ст. 3915 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения обращения) установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, является основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, являющихся приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, охранная зона для ВЛ 0,4 кВ установлена 2 метра.
Между тем, отказывая ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка ДАЗО мэрии г.Ярославля необоснованно указали, что на запрашиваемом земельном участке расположена опора ВЛ 0,4 кВ.
При рассмотрении данного административного дела административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении данной опоры на испрашиваемом земельном участке. Фактическое нахождение указанной на топографическом плане опоры не подтверждено.
Далее, наличие вблизи запрашиваемого земельного участка существующих сетей инженерно-технического обеспечения - газопровод низкого давления d-63 мм, также в рассматриваемом случае не является обоснованным и законным основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка.
Согласно п.п. а п.7 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года №878, для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
Между тем, вышеуказанные Правила охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года №878, не устанавливают ограничения на предоставление земельных участков, на которых находятся такие охранные зоны, а лишь устанавливает ограничения, связанные с хозяйственной деятельностью, осуществляемой на данном участке.
В соответствии с п.12 ст.39.15 Земельного кодекса российской федерации при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Учитывая, что ФИО1 при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов) было дано согласие на утверждение иного варианта схемы при невозможности утверждения приложенной схемы, отказ по основанием прохождения вблизи земельного участка существующей сети инженерно-технического обеспечения, а также в связи с частичным расположением запрашиваемого земельного участка на территории планируемого размещения объектов местного значения – улицы местного значения – <адрес>, суд признает необоснованным.
При этом суд учитывает, что ДАЗО мэрии г.Ярославля иной вариант схемы расположения земельного участка административному истцу для согласования не предлагали, доказательств невозможности предоставления земельного участка в варианте, исключающем расположение образуемого участка в границах планируемой улицы <адрес> административным ответчиком не представлено.
Наличие в выписке из ЕГРН сведений о зарегистрированном, как ранее учтенный актуальный, объекте недвижимости по <адрес> также не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов). В материалы административного дела не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении на земельном участке каких-либо объектов недвижимости или ограждений. Доказательств нахождения земельного участка в пользовании третьих лиц также не представлено.
На основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п.9 ч.4 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого приказ директора ДАЗО мэрии г. Ярославля №2784 от 09 июля 2018 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>, в связи с чем административный иск о признании указанного приказа незаконным подлежит удовлетворению на основании ст. 227 КАС РФ с возложением обязанности на ДАЗО мэрии г.Ярославля устранить допущенное нарушение - повторно рассмотреть заявление ФИО1 то 23.05.2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без торгов), утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, предоставленную заявителем, в варианте, исключающем расположение образуемого участка в границах планируемой улицы <адрес>
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным приказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля №2784 от 09 июля 2018 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>
Обязать Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 23.05.2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без торгов), утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, предоставленную заявителем, в варианте, исключающем расположение образуемого участка в границах планируемой улицы Крупской.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | Е.С.Логвинова |