Дело № 2а-3884/17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
02 октября 2017 года Анапский городской суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Абраменко С.В.
при секретаре Васильевой Ю.Н.
с участием административного истца Мадорской О.В.,
представителя административного истца – адвоката Черепанова В.В., предъявившего удостоверение №4180 и ордер №472436,
представителя административного ответчика Администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Халошина А.А., действующего на основании доверенности от 24.05.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мадорской О. В. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
Мадорская О.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Муниципального образования город-курорт Анапа, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование заявленных требований указано, что 19 июля 2017 года за № Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа дан отказ Мадорской О.В. в выдаче разрешения на строительство объекта: «Апартамент – отель» по адресу: <адрес>. Основанием к указанному отказу явились доводы начальника управления архитектуры и градостроительства М.Ю. Марченко, изложенные в сообщении о том, что 03.07.2017 года Совет муниципального образования города-курорта Анапа утвердил внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа. В письме указано, что на сегодняшний день, правилами землепользования и застройки земельный участок по адресу: <адрес> отнесен к зоне объектов санаторно- курортного назначения (зона Р-К1). В данной зоне для основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительным регламентом установлены следующие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства: - минимальный и максимальный размер земельного участка принимается 300/10000 кв.м. в соответствии с расчетом, выполненным согласно требованиям СНиП; - максимальный процент застройки в границах земельного участка – 60; - максимальная высота зданий, строений, сооружений от уровня земли – 15 м; - минимальный отступ от границ участка – 3м. Считает, что указанный отказ управления архитектуры и градостроительства является незаконным по следующим основаниям:
06.03.2017 года Мадорская О.В. обратилась к директору филиала АО «НЭСК – электросети» «Анапаэлектросеть» с заявлением о продлении технических условий для присоединения к электрическим сетям. Срок действия технических условий истекал 14 апреля 2017 года.
По истечении двух месяцев, 16.05.2017 года Мадорская О.В. с приложением необходимых документов, включая заявление о продлении технических условий для присоединения к электрическим сетям, обратилась в Многофункциональный центр г. Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Апатамент-отель» по адресу: <адрес>, что подтверждается распиской в получении документов МКУ Анапский МФЦ.
23.05.2017 года поданные Мадорской О.В. документы по заявлению о выдаче разрешения на строительство, специалистом Многофункционального центра г. Анапа были ей возвращены без письменного отказа, с объяснением причины в устной форме, согласно которой Мадорской О.В. было рекомендовано перед обращением в многофункциональный центр г. Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство, получить согласование о продлении технических условий для присоединения к электрическим сетям.
09.06.2017 года за №Мадорская О.В. получила уведомление АО «НЭСК – ЭЛЕКТРОСЕТИ» с дополнительным соглашением № 1 к договору от 14.04.2015 года № на технологическое присоединение к электрической сети АО «НЭСК – электросети».
10.06.2017 года повторно обратилась в многофункциональный центр г.Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, что подтверждается распиской в получении документов МКУ Анапский МФЦ.
19.06.2017 года за № управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа Мадорской О.В. дан письменный отказ в выдаче разрешения на строительство с указанием, на то, что, в ходе проведения проверки установлено, что представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка №, требованиям, установленным статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе проектной документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №, а именно:
- в разделе проектной документации «Пояснительная записка» указано, что потребность объекта в электрической энергии составляет 190 кВт, в том время как в соответствии с представленным расчетом электрических нагрузок, потребность в электроснабжении составляет - 188,2 кВт. В связи с чем, необходимо внести соответствующие изменения в текстовую часть указанного раздела (лист 3);
- представленные технические условия городским центром технической эксплуатации телекоммуникаций г. Новороссийск КФ ПАО "Ростелеком" на предоставление комплекса услуг связи от 03.04.2017г. № действительны при наличии договора о сотрудничестве с Краснодарским филиалом ПАО "Ростелеком", в связи с чем, необходимо предоставить указанный договор;
- проектной документацией предусмотрена установка лифтового оборудования, однако технические условия ООО "КУНА" от 14.04.2015г. № представлены в отношении объекта по иному адресу: <адрес>.
- для обеспечения антитеррористической защищенности объектов при проектировании зданий и сооружений учитывать СП 132.13330-2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования».
12.07.2017 года письмом директора «А-Проект» № 23 на имя начальника управления отдела предоставления муниципальных услуг архитектуры и градостроительства г.-к. Анапа П.В. Мартышевской прописанные в отказе управления архитектуры замечания были устранены и Мадорская О.В. этой же датой вновь обратилась в многофункциональный центр на имя главы муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Апартамент- отель», расположенного по адресу: <адрес>, что следует из расписки в получении документов МКУ Анапский МФЦ.
19.07. 2017 года за №Мадорской О.В. был выдан обжалуемый отказ.
Из представленной проектной документации Мадорской О.В. следует, что запроектированное строительство объекта высотой 20,25м не соответствует указанному выше вновь принятому градостроительному регламенту высотности 15 м.
Однако, полагает, что изменения правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа от 03.07.2017 года, послужившие основанием к обжалуемому отказу в выдаче разрешения на строительство, не должны применяться к проектной документации и объекту строительства Мадорской О.В., постольку, поскольку проектная документация была подготовлена Мадорской О.В. ранее принятых изменений. До принятия соответствующих изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, со стороны административного истца Мадорской О.В. уже были инициированы два обращения к административному ответчику о выдаче разрешения на строительство с предоставлением проектной документации, где были указаны технические характеристики высотности объекта 20,25м.
То обстоятельство, что период согласования выдачи разрешения на строительства объекта Мадорской О.В. совпал с утверждением внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, в части разрешенного использования и предельных размеров максимальной высотности объектов капитального строительства – зданий, строений, сооружений от уровня земли - 15м, не должно служить основанием к отказу в выдаче разрешения.
Кроме того, письменный отказ управления Архитектуры г. Анапа незаконно понуждает понести Мадорскую О.В. дополнительные расходы на подготовку внесения изменений в проектную документацию объекта, тогда как на подготовку существующего проекта уже было затрачено 1 450 000 рублей, что подтверждается чеком безналичной оплаты услуг от 03.09.2014 года на сумму 385 000 рублей, чеком безналичной оплаты услуг от 30.01.2015 года на сумму 495 000 рублей, чеком безналичной оплаты услуг от 31.08.2016 года на сумму 220 000 рублей, чеком безналичной оплаты услуг от 02.09.2016 года на сумму 350 000 рублей по счетам на оплату ООО «А-проект».
Административным ответчиком, при этом не учитывается, что срок действия технических условий выданных на объект Мадорской О.В. ограничен и в период внесения изменений в проект по высотности здания, может окончить действие. Так, технические условия № 40-03.04.2017 года выданные «Ростелеком» на предоставление комплекса услуг связи объекту: «Апарт-отель» по адресу: <адрес> истекают сроком действия 03.04.2018 года. Технические условия выданные «Анапа Водоканал» выданы до 25.02.2018 года.
Кроме того, 11.01.2017 года между Мадорской О.В. и ООО «Эксперт-Проект» заключен договор № А-1 на проведение экспертизы проектной документации.
Согласно п. 1.3 договора предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации:
а) техническим регламентам (в том числе санитарно- эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности);
б) результатам инженерных изысканий;
в) градостроительным регламентам;
г) градостроительному плану земельного участка;
д) национальным стандартам;
е) стандартам организации;
ж) заданию на проектирование.
Согласно п. 1.5 договора результатом экспертизы, выполняемой исполнителем, является заключение негосударственной экспертизы, соответствующее требованиям постановления Правительства РФ от 31 марта 2012 года № 272 «Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Общим выводом п. 6.1 проведенной экспертизы проектной документации дано заключение о том, что результаты инженерно- геодезических; инженерно –геологических; инженерно –экологических изысканий по объекту: «Апартамент-отель» по адресу: <адрес> соответствует требованиям технических регламентов.
В п.6.2 указано, что проектная документация «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>, без сметы на строительство, соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство объекта приводит к ограничению прав Мадорской О.В. как застройщика, поскольку, ссылаясь в отказе на изменения в правилах землепользования и застройки в части предельных размеров максимальной высотности объектов капитального строительства от уровня земли - 15м, административным ответчиком не были учтены требования правил землепользования и застройки допускающие запроектированную высотность на объект, установленную до принятия данного нормативного акта.
Также, при отказе в выдаче Мадорской О.В. разрешения на строительство объекта, административным ответчиком необоснованно не были учтены выводы проведенной экспертизы проектной документации.
На основании изложенного, просит суд удовлетворить административное исковое заявление Мадорской О.В. о признании незаконным сообщения Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа № от 19 июля 2017 года об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>; обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа выдать Мадорской О.В. разрешение на строительство объекта: «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>.
Административный истец Мадорская О.В. и ее представитель адвокат Черепанов В.В. в судебном заседании административные исковые требований поддержали, по основаниям, указанным в иске, просили удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Халошин А.А. в судебном заседании административные исковые требования Мадорской О.В. не признал, просил отказать в удовлетворении иска, поскольку 03.07.2017 Совет муниципального образования города-курорта Анапа утвердил внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа. Согласно изменениям, на сегодняшний день, земельный участок по адресу: <адрес> отнесен к зоне объектов санаторно-курортного назначения, для которой градостроительным регламентом установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, в том числе – максимальная высота зданий, строений, сооружений от уровня земли 15м. Модорская О.В. обратилась за разрешением на строительство 12.07.2017. В представленной проектной документации предусмотрено строительство объекта высотой 20,25м, что противоречит градостроительному регламенту. В связи с чем, полагает, что Управление Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа обосновано отказало Мадорской О.В. в выдаче разрешения на строительство объекта «Апартамент-отель».Выслушав административного истца Мадорскую О.В., ее представителя адвоката Черепанова В.В., представителя административного ответчика Халошина А.А., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо в праве обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Согласно пункту 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права № от 19.12.2014 земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – рекриационно-туристические учреждения, туристические базы, гостиницы апартамент-отели, площадью 1262 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Мадорской О.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 31.07.2013 г., договора купли-продажи земельного участка от 07.10.2013 г.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 13.02.2015 года №603 утвержден градостроительный план земельного участка (№RU 23301000-06355), площадью 1262 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому (п. 2.2.2) максимальная высота зданий 45м.
Из заявления Мадорской О.В. от 06.03.2017 следует, что истец обратилась к директору филиала АО «НЭСК-электросети» «Анапаэлектросеть» с просьбой продлить технические условия для присоединения к электрическим сетям.
Согласно расписке в получении документов МКУ Анапский МФЦ, 16.05.2017 года Мадорская О.В. с приложением необходимых документов, включая заявление о продлении технических условий для присоединения к электрическим сетям, обратилась в Многофункциональный центр г. Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>.
Согласно Дополнительному соглашению от 09.06.2017 №1 к Договору № от 14.05.2015 на техническое присоединение к электрической сети, заключенному между АО «НЕСК-электросети» и Мадорской О.В., срок действия технических условий продлен до 31.12.2017 года.
Согласно расписке в получении документов МКУ Анапский МФЦ, 10.06.2017 года Мадорская О.В. с приложением необходимых документов, повторно обратилась в Многофункциональный центр г. Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>.
Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 19.06.2017 года за № 17-3373/17-12 Мадорской О.В. отказано в выдаче разрешения на строительство в виду несоответствия представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка №, требованиям, установленным статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе проектной документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87, а именно: в разделе проектной документации «Пояснительная записка» указано, что потребность объекта в электрической энергии составляет 190 кВт, в том время как в соответствии с представленным расчетом электрических нагрузок, потребность в электроснабжении составляет - 188,2 кВт. В связи с чем, необходимо внести соответствующие изменения в текстовую часть указанного раздела (лист 3); представленные технические условия городским центром технической эксплуатации телекоммуникаций г. Новороссийск КФ ПАО "Ростелеком" на предоставление комплекса услуг связи от 03.04.2017г. № 40 действительны при наличии договора о сотрудничестве с Краснодарским филиалом ПАО "Ростелеком", в связи с чем, необходимо предоставить указанный договор; проектной документацией предусмотрена установка лифтового оборудования, однако технические условия ООО "КУНА" от 14.04.2015г. № 87 представлены в отношении объекта по иному адресу: <адрес>. Для обеспечения антитеррористической защищенности объектов при проектировании зданий и сооружений учитывать СП 132.13330-2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования».
Согласно письму директора «А-Проект» № 23 на имя начальника управления отдела предоставления муниципальных услуг архитектуры и градостроительства г.-к. Анапа П.В. Мартышевской от 12.07.2017, прописанные в отказе управления архитектуры замечания устранены.
Согласно расписке в получении документов МКУ Анапский МФЦ, 12.07.2017 года Мадорская О.В. с приложением необходимых документов, вновь обратилась в Многофункциональный центр г. Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>.
Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 19.07.2017 года за №Мадорской О.В. отказано в выдаче разрешения на строительство по следующим основаниям: 03.07.2017 года Советом муниципального образования города-курорта Анапа утверждено внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа. На сегодняшний день, правилами землепользования и застройки земельный участок по адресу: <адрес> отнесен к зоне объектов санаторно- курортного назначения (зона Р-К1). В данной зоне для основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительным регламентом установлены следующие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства: - минимальный и максимальный размер земельного участка принимается 300/10000 кв.м. в соответствии с расчетом, выполненным согласно требованиям СНиП; - максимальный процент застройки в границах земельного участка – 60; - максимальная высота зданий, строений, сооружений от уровня земли – 15 м; - минимальный отступ от границ участка – 3м. Представленной проектной документацией предусмотрено строительство объекта высотой 20,25 м, что противоречит указанному выше градостроительному регламенту.
На подготовку проектной документации объекта истцом затрачено 1 450 000 рублей, что подтверждается представленным суду: чеком безналичной оплаты услуг от 03.09.2014 года на сумму 385 000 рублей, чеком безналичной оплаты услуг от 30.01.2015 года на сумму 495 000 рублей, чеком безналичной оплаты услуг от 31.08.2016 года на сумму 220 000 рублей, чеком безналичной оплаты услуг от 02.09.2016 года на сумму 350 000 рублей по счетам на оплату ООО «А-проект».
Согласно Техническим условиям № выданным «Ростелеком» на предоставление комплекса услуг связи объекту: «Апарт-отель» по адресу: <адрес>, срок действия технических условий 1 год со дня их выдачи и истекает 03.04.2018 года.
Согласно Техническим условиям, выданным ОАО «Анапа Водоканал» 25.02.2016 на водоснабжение и водоотведение 8-ми этажного «Апартамент-отеля» по адресу: <адрес>, действия технических условий 2 года и истекает 25.02.2018 года.
Согласно заключению экспертизы проектной документации объекта «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>, от 11.01.2017 г., результаты инженерно- геодезических; инженерно-геологических; инженерно-экологических изысканий по объекту: «Апартамент-отель» по адресу: <адрес> соответствует требованиям технических регламентов. Проектная документация «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>, без сметы на строительство, соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Согласно пункту 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ).
Совокупность вышеизложенных доводов и обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Мадорской О.В. в полном объеме, поскольку, отказ в выдаче разрешения на строительство объекта нарушает права Мадорской О.В. как застройщика, поскольку, ссылаясь в отказе на изменения в правилах землепользования и застройки в части предельных размеров максимальной высотности объектов капитального строительства от уровня земли - 15м, административным ответчиком не были учтены требования правил землепользования и застройки допускающие запроектированную высотность на объект, установленную до принятия данного нормативного акта, а также наличие утвержденного Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа градостроительного плана (п.2.2.2), устанавливающего максимальную высоту здания – 45 м.
Кроме того, Мадорская О.В. впервые обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта в мае 2017 года, т.е. до внесения изменений в правила землепользования и застройки. То обстоятельство, что период согласования выдачи разрешения на строительства объекта Мадорской О.В. совпал с утверждением внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа в части разрешенного использования и предельных размеров максимальной высотности объектов капитального строительства – зданий, строений, сооружений от уровня земли - 15м, не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта: «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Мадорской О. В. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство – удовлетворить.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа выдать Мадорской О. В. разрешение на строительство объекта: «Апартамент-отель» по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: