Административное дело № 2а-3890/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Поляковой ТП
при секретаре Ступень МВ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Свои требования мотивировала тем, что административный истец является арендатором земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, участок № (кадастровый №), на основании договора уступки права аренды земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома, находящегося в муниципальной собственности, который был арендован ФИО2 по договору аренды № от 18.03.2013г. В целях реализации своего права на строительство жилого дома, 09.11.2017г. она подала административному ответчику заявление о выдаче разрешения на строительство. 20.11.2017г. ею был получен отказ в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии, с которой не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. Административный истец считает данный отказ незаконным. Просит суд признать решение Департамента градостроительства администрации г. Красноярска №Р-7544-ек от 26.11.2017г. недействительным. Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска выдать истице разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, участок № (кадастровый №), разрешенное использование для строительства жилого дома.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 (доверенность в деле) поддержали заявленные требования в полном объеме по выше изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в зал суда не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил суду возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требованиях.
Представители заинтересованных лиц департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска, заинтересованное лицо ФИО4 в зал суда не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Суд в силу ст. 150-152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании, административный истец является арендатором земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, участок № (кадастровый №), на основании договора уступки права аренды земельного участка от 10.09.2013г., предназначенного для строительства индивидуального жилого дома, находящегося в муниципальной собственности, который был арендован ФИО2 по договору аренды № от 18.03.2013г.
Дата присвоения кадастрового номера № земельного участка 28.12.2012г.
В целях реализации своего права на строительство жилого дома, 09.11.2017г. административный истец подала административному ответчику заявление о выдаче разрешения на строительство.
20.11.2017г. ею был получен отказ в выдаче разрешения на строительство Отказ мотивирован ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии, с которой не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
Суд считает, указанный выше отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Пунктом 1.46.2 решения Красноярского городского Совета депутатов от 08.06.2017 №18-223 статья 53 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 дополнена пунктом следующего содержания:
«5. Требования градостроительного регламента для территориальной зоны Ж-1 в части предельных параметров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства (за исключением отступа от красной линии до здания, строений, сооружений) применяются в отношении земельных участков, образованных или измененных после вступления в силу настоящих Правил.
Настоящие Правила не применяются при принятии уполномоченным органом после вступления в силу настоящих Правил решения о выдаче или продлении срока действия разрешения на строительство, если земельный участок сформирован до принятия настоящих Правил».
Согласно пункту 2 решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 решение Красноярского городского Совета депутатов от 30.06.2015 №В-121 «О признании утратившими силу отдельных положений Решения Красноярского городского Совета депутатов от 12.03.2014 №2-27 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 №В-306 «О Правилах землепользования и застройки города Красноярска» и внесении изменения в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 №В-306 «О Правилах землепользования и застройки города Красноярска» признано утратившим силу.
Письмом от 29.12.2017г. Департамент градостроительства администрации г. Красноярска дал ответ на обращение административному истцу, в котором указал, что по информации управления архитектуры администрации г. Красноярска в целях корректировки переходных положений ст. 53 настоящих Правил и обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также, в целях создания условий для осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, постановлением администрации г. Красноярска от 27.09.2016 № 620 принято решение о разработке проекта внесения изменений в Правила.
Постановлением от 19.12.2017 № 822 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск» назначены публичные по проекту внесения изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 с 20.12.2017 по 20.02.2018.
Ориентировочно срок внесения Проекта в Красноярский городской Совет депутатов – март 2018г.
Таким образом, учитывая, что административный истец обратилась в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд считает незаконным отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство дома, в связи с чем считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть вопрос о выдаче такого разрешения.
Суд считает, что реализация административным истцом прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки города Красноярска, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок истца.
Кроме того, пунктом 2 статьи 17.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) до 1 июля 2016 года при осуществлении градостроительной деятельности на территории Московской области и в других случаях в границах муниципальных образований, в которых по состоянию на 1 января 2015 года не утверждены документы территориального планирования и (или) правила землепользования и застройки, допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
На основании выше изложенного суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180,ст. 228 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Департамента градостроительства администрации г. Красноярска №Р-7544-ек от 26.11.2017г. об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома ФИО1.
Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, участок № (кадастровый №), разрешенное использование для строительства жилого дома.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: /подпись/ Т.П. Полякова
Копия верна. Судья: