ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3893/2023-2022 от 13.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2а-3893/23-2022

46RS0030-01-2022-005794-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2022 г. г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего - судьи Капаниной Н.В.,

при секретаре Переверзеве И.А.,

с участием представителя административного ответчика – Администрации ЦО г. Курска по доверенности Лызлова Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбулиной Зинаиды Филипповны к Администрации Центрального округа г. Курска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии уведомления и обязании выдать уведомление (разрешение) на реконструкцию жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Горбулина З.Ф. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что ею получен ответ из Администрации ЦО г. Курска об отказе в рассмотрении уведомления о реконструкции объекта ИЖС, расположенного по адресу: (жилой дом), комнаты 1 и 2, принадлежащего на праве собственности Горбулиной З.Ф. Указав, что помещения (комнаты), подлежащие реконструкции входят в состав жилого дома, являющегося объектом ИЖС с кадастровым номером: , находящимся на земельном участке площадью 39 м2 с кадастровым номером: , которые принадлежат административному истцу. Выдача уведомлений на реконструкцию объекта ИЖС входит в полномочия Администрации Центрального округа г. Курска, а заявление на строительство и реконструкцию носит уведомительный характер. Считает, что отказ Администрации ЦО г. Курска влечет нарушение законных прав и свобод Горбулиной З.Ф. на распоряжение своим имуществом.

Административный истец Горбулина З.Ф. в судебное заседание не явилась, о дате и месте слушания извещена надлежащим образом; ходатайств об отложении слушания по делу не поступало.

Представитель административного ответчика – Администрации ЦО г. Курска по доверенности Лызлов Р.Н. в судебном заседании требования административного иска не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что Горбулина З.Ф. через своего представителя Горбулина Г.М. неоднократно обращалась в Администрацию ЦО г. Курска с уведомлением о планируемой реконструкции объекта ИЖС, расположенного на земельном участке, расположенном по адресу: , при этом в представляемом уведомлении отсутствовали необходимые сведения об объекте капитального строительства, предполагаемого к реконструкции либо строительству; схематичное изображение места размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не отражает привязку объекта капитального строительства к границам земельного участка, в связи с чем представленные документы и уведомление возвращались заявителю без рассмотрения.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226, ч. ч. 2, 3 ст. 227 КАС РФ основанием для признания оспариваемого решения действия (бездействие) должностного лица незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

Из ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ).

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных п. п. 2 - 4 ч. 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

Приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр утверждены формы уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в том числе форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Решение Курского городского Собрания от 29.05.2008 № 29-4-РС утверждено Положение об Администрации Центрального округа г. Курска.

Администрация Центрального округа г. Курска является территориальным органом Администрации г. Курска с правами юридического лица, обеспечивает реализацию полномочий Администрации г. Курска на территории Центрального округа г. Курска (п. 1.1 Положения).

Администрация округа в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет функции по выдаче в установленном порядке разрешений на строительство, реконструкцию индивидуальных жилых домов (пп. 4 п. 3.3 Положения).

В судебном заседании установлено, что Горбулиной З.Ф. на праве собственности принадлежит жилое помещение (комнаты и , площадью 22,2 м2) с кадастровым номером , расположенное по адресу: .

Также Горбулиной З.Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 39 м2 с кадастровым номером с видом разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: .

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Центрального округа г. Курска от Горбулина Г.М., действующего на основании доверенности в интересах Горбулиной З.Ф., поступило уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (вх. № ДД.ММ.ГГГГ).

Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома должно содержать сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (п. 3.3.3).

Предусмотренное в оспариваемом пункте схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по своему правовому содержанию взаимосвязано с п. 3 формы уведомления (Сведения об объекте капитального строительства), так как предполагает наличие сведений о планируемых параметрах (в частности, об отступах от границ земельного участка, о площади застройки).

Учитывая, что формой уведомления не установлены специальные требования к указанному схематичному изображению, она носит уведомительный характер деятельности по индивидуальному жилищному строительству, то данное изображение может выполняться застройщиком произвольно и должно представлять собой упрощенно-обобщенный вид (основные, главные черты) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на конкретном земельном участке.

Из представленной административным ответчиком копия уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что административным истцом не соблюдены требования по заполнению пп. 3.3.3 п. 3 и п. 4 формы уведомления, поскольку не указаны отступы от границ земельного участка.

Установив данные нарушения, административным ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ/ДД.ММ.ГГГГ- возвращены представленные представителем Горбулиной З.Ф. – Горбулиным Г.М. документы и уведомление без рассмотрения.

Довод административного истца об отсутствии оснований для отказа в выдаче уведомления на реконструкцию суд считает несостоятельным, так как он основан на неверном толковании норм законодательства, поскольку административному истцу документы и уведомления были возвращены без рассмотрения (ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ), а не направлено уведомление об отказе в выдаче уведомления на реконструкцию (ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ).

При установленных обстоятельствах, суд полагает, что у Администрации Центрального округа г. Курска имелись предусмотренные ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ основания для возврата Горбулиной З.Ф. в лице ее представителя Горбулина Г.М. документов и уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

При этом суд также принимает во внимание, что при устранении указанных административным ответчиком недостатков, административный истец вправе вновь подать уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Кроме того, к административному иску административным истцом приложена копия уведомления датированная ДД.ММ.ГГГГ, т.е. Горбулина З.Ф. реализовала свое право на повторное обращение.

Учитывая, что оспариваемое решение принято уполномоченным на то лицом (органом местного самоуправления) обоснованно с соблюдением установленных законом сроков (в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления), суд приходит к выводу об отклонении требований административного истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Горбулиной Зинаиды Филипповны к Администрации Центрального округа г. Курска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии уведомления и обязании выдать уведомление (разрешение) на реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Н.В. Капанина