ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3894/2021 от 29.08.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-405/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2022 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгак А.А., при секретаре Саая А-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-405/2022 по административному исковому заявлению Сат Долааны Александровны к Мэрии г. Кызыла, Управлению по административно-техническому надзору Мэрии г. Кызыла о признании незаконным и отмене предписания и действий по извещению о сносе,

у с т а н о в и л :

Сат Д.А. обратилась с административным иском к мэрии г.Кызыла, Управлению по административно-техническому надзору мэрии г.Кызыла (с учетом уточнений) о признании незаконным предписания Управления по административно-техническому надзору мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ и его отмене в течение 1 недели с момента вступления в законную силу решения Кызылского городского суда, а также признании действия по извещению о планируемом сносе Мэрии города Кызыла ДД.ММ.ГГГГ не соответствующими федеральному законодательству, а также постановлению мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения по сносу (демонтажу) т вывозу торговых киосков и иных объектов некапитальных строений». В обоснование иска указывает, что является членом СНТ «Рассвет-9», о необходимости предоставления земельного участка товариществу подано заявление, о чем в настоящее времени идет судебное разбирательство в Кызылском городском суде. ДД.ММ.ГГГГ получено предписание том, что будут сносить строения, находящиеся на ее участке временного характера, какие именно строения в данном уведомлении не указано, данное предписание было приклеено на столбе, дата и время, когда именно планируется снос на её земельном участке не определенно. ДД.ММ.ГГГГ только была произведена публикация на сайте мэрии города, менее чем за 10 дней до планируемого сноса объектов, то есть за 3 дня до планируемого сноса в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ и постановления мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Положение о сносе (демонтажу) и вывозу торговых киосков, павильонов, временных сооружений, и иных объектов некапитального строения». Кроме нарушений сроков уведомлений, Управлением административно-технического надзора Мэрии города Кызыла предписание о сносе в отношении конкретных земельных участков не размещалось на сайте мэрии города Кызыла, было размещено само распоряжение, а предупреждение с перечнем планируемых к сносу объектов не размещалось надлежащим образом. Управление административно-технического надзора ограничилось размещением 1 предупреждения на 1 из огороженных земельных участков, но земельный участок не является объектом самовольного строения и уж тем более объектом некапитального строения, необходимо было размещать на каждый объект некапитального строения соответствующее предупреждение. Также полагает, что её не уведомляли о том, что проводилась проверка в отношении земельного участка, не истребовали правоустанавливающих документов. Просит признать незаконным предписание Управления по административно-техническому надзору Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его в течение 1 недели с момента вступления в законную силу решения Кызылского городского суда,, а также признании действия по извещению о планируемом сносе Мэрии города Кызыла ДД.ММ.ГГГГ не соответствующими федеральному законодательству, а также постановлению мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения по сносу (демонтажу) и вывозу торговых киосков и иных объектов некапитальных строений».

В отзыве на административное исковое заявление мэрия г.Кызыла просит отказать в удовлетворении административных исковых требований, поскольку выданное предписание является законным и обоснованным.

В судебном заседании административный истец Сат Д.А. просила удовлетворить административные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика мэрии г.Кызыла Кудерек Ч.Д. просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

На судебное заседание представитель административного истца Ооржак Н.С., представитель административного ответчика - Управления по административно-техническому надзору мэрии г. Кызыла, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представителю заинтересованного лица СНТ «Вавилинский-11» направлена телеграмма, которая не доставлена, адресат по извещениям не является, в связи с чем, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу частей 1 и 2 статей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, 28.05.2020 года Сат Д.А. выдана членская книжка ДНП «Рассвет», год вступления в товарищество 2020 год.

ДД.ММ.ГГГГ между ДНП «Рассвет» в лице Председателя Правления Ондар А.А. и Сат Д.А заключен договор субаренды земельного участка, расположенного по адресу: Репсублика Тыва, Пий-Хемский район, местечко «Вавилинский затон», 7 км., с правой стороны , с общей площадью 800 кв.м., на срок ДД.ММ.ГГГГ по 28.05.2023

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Дачное некоммерческое партнерство «Рассвет» поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка с кадастровым номером указано Муниципальное образование – городской округ « Республики Тыва», земельный участок расположен по адресу: ФИО1, Республики Тыва, , микрорайон Вавилинский затон, , участок 1, имеет кадастровый номер квартала

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по административно-техническому надзору мэрии выдано предписание о необходимости прекращения нарушения земельного законодательства путем добровольного устранения нарушения земельного законодательства, выраженного самовольным занятием земельного участка, путем установки ограждения, столбов по адресному ориентиру: , местечко «Вавилинский затон» , участок 1, в границах земельного участка с кадастровым номером с правой стороны автодороги Кызыл-Кара-Хаак.

О проведении мероприятий по принудительному сносу и переносу самовольно установленных временных сооружений ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления .

Материалами проверки установлено, что Управлением по административно- техническому надзору мэрии в границах земельного участка с кадастровым номером выявлены самовольные постройки временного характера. В связи с чем, в соответствии с Положением о сносе некапитальных строений, для установления владельцев самовольно установленных строений была публикация в официальном средстве массовой информации ДД.ММ.ГГГГ на Сайте органов местного самоуправления (www.mkyzyl.ru) ДД.ММ.ГГГГ была публикация «Самовольно занятые участки на Вавилинском затоне должны освободить до 07 апреля». На объектах сноса была произведена расклейка предупреждений.

Пунктом 26 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 28.10.2019 N 627 утверждено «Положение по сносу (демонтажу) и вывозу торговых киосков, павильонов, временных сооружений и иных объектов некапитального строительства, самовольно установленных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва» (далее - Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения, выявление самовольно установленных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" торговых киосков, павильонов, временных сооружений и иных объектов некапитального строительства возлагается, в том числе, на управление административно-технического надзора мэрии г.Кызыла.

Установление владельцев самовольно установленных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" торговых киосков, павильонов, временных сооружений и иных объектов некапитального строительства осуществляется через публикацию в средствах массовой информации и путем размещения (расклейки) письменных предупреждений на сооружениях и объектах подлежащих сносу (пункт 2.3).

Должностным лицом УАТН направляется письменное предписание согласно приложению N 1 к настоящему Положению выявленным лицам, допустившим нарушения действующего законодательства, с указанием о добровольном сносе или вывозе самовольно установленного на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" торгового киоска, павильона, временного сооружения и иного объекта некапитального строительства в оговоренный в предписании срок и приведении земельного участка в пригодное для дальнейшего использования состояние (пункт 2.4).

Если владелец самовольно установленного торгового киоска, павильона, временного сооружения и иного объекта некапитального строительства не установлен, то оповещение о предстоящем сносе осуществляется через средства массовой информации за 10 календарных дней до даты сноса, также с одновременным размещением (вывешиванием) предупреждения на фасаде объекта (пункт 2.10).

Распоряжением мэра г.Кызыла от 5 апреля 2021 года № 227-р-р «О проведении мероприятий по высвобождению самовольно занятых земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» решено о предстоящем принудительном демонтаже самовольных сооружений 23 апреля 2021 года, которое было опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления г.Кызыла 7 апреля 2022 года.

В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, в силу изложенных положений действующего процессуального законодательства именно на административного истца возложено бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов административным ответчиком.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Сат Д.А. указывала на то, что является членом ДНП «Рассвет», получила предписание о сносе строений, находящихся на её участке временного характера.

Судом установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером квартала , земельный участок , принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию – городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва», с видом разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование, самовольно установлены временные сооружения и иные объекты некапитального строительства, В связи с указанным, административным ответчиком приняты меры по сносу (демонтажу) и вывозу торговых киосков, павильонов, временных сооружений, в соответствии с Положением, действия административного ответчика не противоречат законодательству, вышеуказанному Положению.

Материалы дела не содержат сведений о получении истцом разрешения на возведение временных сооружений, строений на вышеуказанном земельном участке, доказательств о передаче земельного участка ДНП «Рассвет» суду не представлено, также не имеется сведений о передаче земельного участка административному истцу.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих, что в результате оспариваемых действий ответчиков нарушены права и интересы Сат Д.А. в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Доводы административного истца о нарушении процедуры выдачи предписания, в том числе об отсутствии об этом указания в средствах массовой информации опровергается материалами дела, а именно, представленными административными ответчиком доказательствами о размещении данной информации на официальном сайте органов местного самоуправления г.Кызыла в предусмотренные законодательством сроки.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Сат Д.А. к Мэрии г. Кызыла, Управлению по административно-техническому надзору Мэрии г. Кызыла о признании незаконным и отмене предписания и действий по извещению о сносе, оставить без удовлетворения.

Отменить с момента вступления в законную силу решения суда меры предварительной защиты, принятые определением от 09 апреля 2021 года о приостановления по настоящему административному делу предписания от 02.04.2021 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.

Судья А.А. Донгак