ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3899/2023 от 18.09.2023 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2023-004041-78

Дело № 2а-3899/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2023 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Меновщиковой Ю.О.,

с участием представителя административного истца Апаницина С.О., на основании служебного удостоверения,

представителя административных ответчиков Балаша Р.М., действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, Департаменту дорог и благоустройства администрации г. Перми о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Дзержинского района г.Перми в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, Департаменту дорог и благоустройства администрации г. Перми, просит возложить обязанность обустроить светофорное регулирование с применением вызывной фазы для пешеходов на наземном пешеходном переходе через проезжую часть ул. Куфонина в районе остановки общественного транспорта «Красный Октябрь» в срок 3 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование требований административный истец указал,что прокуратурой в апреле 2023 года по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Дзержинского района г. Перми, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Как следует из ст. 13 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу ст. 16, п.п.5 п.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно абз. 7 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Как следует из ст. 17, 18 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, осуществляется самостоятельно, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно п. 5 ст. 11 Устава города Перми к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Пермского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. ст. 58, 59 Устава города Перми администрация города –исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермского края. Администрация города разрабатывает и вносит на рассмотрение Думы проект стратегии и целевых показателей социально-экономического развития города Перми, проекты планов и программ развития города, проект бюджета города Перми, проекты концепций долгосрочных целевых программ, обеспечивает их исполнение после утверждения в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Перми, Решением Пермской городской Думы от 25.06.2019 N 141 "О департаменте транспорта администрации города Перми, о департаменте дорог и благоустройства администрации города Перми и о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы", которое включает права и обязанности, предоставленные Департаменту для осуществления целей, задач и функций.

Согласно п. 2.1. Положения основными целями деятельности Департамента являются организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Перми и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также организация благоустройства территории города Перми в соответствии с правилами благоустройства территории города Перми, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п.п. 3.1.4.3., 3.1.4.4. Положения организует и контролирует осуществление мероприятий: по обустройству автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми, трамвайных путей в границах города Перми следующими элементами: ограждениями и направляющими устройствами, дорожными знаками, искусственными неровностями, бордюрами, дорожной одеждой тротуаров, пешеходными дорожками, парковками (парковочными местами), предусмотренными проектами организации дорожного движения, светофорами, устройствами для регулирования дорожного движения, работающими в автоматическом режиме, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, знаками переменной информации, динамическими информационными табло и другими элементами и сооружениями (за исключением элементов и сооружений, обустройство, содержание и демонтаж которых отнесены к компетенции иных функциональных и территориальных органов администрации города Перми), предназначенными для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, за исключением объектов дорожного сервиса, и демонтажу соответствующих элементов и сооружений, предназначенных для обеспечения дорожного движения. По содержанию, ремонту и дооборудованию светофоров.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений установлены «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Согласно п.п. 7.2.2, 7.2.3 ГОСТ Р 52289-2019 светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводят, если наземный пешеходный переход расположен на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для каждого направления, на дороге с односторонним движением - с числом полос три и более.

В населенном пункте вне зоны действия знака 1.23 светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе допускается не вводить, если этот пешеходный переход находится между соседними регулируемыми пешеходными переходами, расположенными между собой на расстоянии 600 м и менее.

Светофорное регулирование в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой вводят, если интенсивность движения по велосипедной дорожке превышает 50 ед./ч при отсутствии регулируемого пешеходного перехода в этом направлении.

В ходе проверки установлено, что на ул. Куфонина вблизи остановки общественного транспорта «Красный октябрь» имеется пешеходный переход, который не оборудован светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходов.

Согласно информации полка ДПС УМВД России по г.Перми на указанном участке ул. Куфонина в период 2021 – март 2023 зарегистрировано 4 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Отсутствие на указанном участке ул. Куфонина светофора является нарушением требований «ГОСТ Р 52289-2019». Причиной допущенного нарушения стало бездействие сотрудников департамента дорог и благоустройства. Не устранение выявленного нарушения может стать причиной других дорожно-транспортных происшествий, которые могут повлечь тяжкие последствия для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Для устранения нарушения 14.04.2023 прокурор Дзержинского района г.Перми внес представление в Департамент дорог и благоустройства администрации г.Перми. Согласно ответу на представление от 18.05.2023 установка светофорного объекта необходима, но в связи с отсутствием финансирования срок установки не определен.

Согласно протокола осмотра при проведении контрольного мероприятия при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения от 05.07.2023 № 296, составленного инспектором дорожного надзора ОДН ГИБДД УМВД России по г.Перми на указанном участке улично-дорожной сети выявлены нарушения требований п.7.2.2. ГОСТ Р 52289-2019, а именно: не регулируемый наземный пешеходный переход проезжей части ул. Куфонина в районе строения № 7 до настоящего времени не оборудован светофорным регулированием с применением вызывной фазы для пешеходов. Указывают, что обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении указанного в исковом заявлении пешеходного перехода является обязанностью Муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г.Перми, а также Департамента дорог и благоустройства администрации г.Перми (л.д. 2-6).

Представитель административного истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Определением суда от 28.08.2023 года (в протокольной форме) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» (л.д. 41).

Представитель административных ответчиков в судебном заседании требования не признал, суду пояснил, что в настоящее время отсутствует финансирование для обустройства светофорного регулирования, кроме того, указал, что оснований для возложения данной обязанности на административных ответчиков не имеется, поскольку с января 2024 года, в связи с принятием Закона Пермского края № 210-ПК от 22.06.2023 года указанные полномочия будут сняты с административных ответчиков.

Заинтересованные лица МКУ «Пермская дирекция дорожного движения», Управление ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела извещались судом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав в материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 16.03.2023 в прокуратуру Дзержинского района г.Перми поступило заявление Лях Е.А. о проведении проверки по факту соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на нерегулируемом наземном пешеходном переходе проезжей части ул. Куфонина г.Перми в районе дома № 7, в части возможности установления светофора (л.д. 7).

Прокуратурой Дзержинского района г.Перми по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Дзержинского района г.Перми, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства. На ул. Куфонина вблизи остановки общественного транспорта «Красный октябрь» имеется пешеходный переход, который не оборудован светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходов, отсутствие светофора является нарушением требований ГОСТ Р 52289-2019. 14.04.2023 года заместителем прокурора Дзержинского района г.Перми в адрес и.о. начальника Департамента дорог и благоустройства администрации г.Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности (л.д. 16-19).

По итогам рассмотрения представления Департаментом дорог и благоустройства администрацией города Перми дан ответ, что в силу требований, установленных п. 7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится, если наземный пешеходный переход расположен на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для каждого направления, на дороге с односторонним движением – с числом полос три и более. Улица Куфонина на участке от проспекта Паркового до ул. Строителей является двухсторонней и имеет четыре полосы движения. Таким образом, на наземном пешеходном переходе через проезжую часть ул. Куфонина в районе остановки общественного транспорта «ОАО Красный Октябрь» должно быть введено светофорное регулирование. Указанны пешеходный переход включен в план развития светофорного регулирования г.Перми. В силу требований ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Администрация города Перми осуществляет реализацию возложенных полномочий в рамках муниципальной программы «Организация дорожной деятельности в городе Перми», утвержденной постановлением администрации г.Перми от 20.10.2021 № 917. Поскольку предусмотренные Программой на 2023 год лимиты на мероприятия по устройству светофорных объектов в настоящее время уже законтрактованы, светофорный объект на наземном пешеходном переходе через проезжую часть ул. Куфонина в районе остановки общественного транспорта «ОАО Красный Октябрь» планируется обустроить в 2024-2025 гг. при условии доведения соответствующего бюджетного финансирования (л.д. 20-21).

Повторной проверкой проведенной 05.07.2023 года прокуратурой Дзержинского района г.Перми совместно с ОГИБДД Управления МВД России по г.Перми установлено, что на не регулируемом наземном пешеходном переходе на проезжей части ул. Куфонина в районе строения № 7 выявлены нарушения требований п.7.2.2. ГОСТ Р 52289-2019, а именно: отсутствие светофорного регулирования с применением вызывной фазы для пешеходов на пешеходном переходе, что зафиксировано в протоколе осмотра № 269 от 05.05.2023 (л.д. 22).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля старший государственный инспектор дорожного надзора отдела Госавтоинспекции Управления МВД России по г.Перми Асадулин А.В., пояснил, что совместно с прокуратурой обследовал спорный участок дороги, в ходе которого выявлены нарушения норм ГОСТа, в части отсутствия светофора на пешеходном переходе. Действительно на указанном участке дороги зарегистрирован ряд дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом автомобилей на пешеходов.

По факту наезда автотранспортных средств на пешеходов в районе дома № 7 по ул. Куфонина г.Перми на нерегулируемом пешеходном переходе, возбуждены уголовные дела № 727 от 18.05.2022 года и № 219 от 08.02.2023, административное дело № 45/1 от 11.03.2021 (л.д.9-11).

Согласно предоставленной информации МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» от 27.03.2023 по запросу прокуратуры, по вопросу возможности установки светофорного объекта на ул. Куфонина в районе остановки «Красный Октябрь»: установка светофорного объекта на указанном участке включена в перспективный план развития светофорного регулирования на территории города Перми. Уточняют, что в связи с ограниченным бюджетным финансированием, выделяемый на установку и дооборудование светофорных объектов, точный срок выполнения работ не определен (л.д.14).

Проанализировав представленные доказательства, в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Компетенция органов местного самоуправления определена Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон общих принципах организации местного самоуправления).

К вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 16 указанного Федерального закона).

Также и в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Закона, дорожная деятельность - это деятельность, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее также - Закон о безопасности дорожного движения) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу положений статьи 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

Согласно части 4 статьи 6 Закон о безопасности дорожного движения, а также положений статьи 34 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и является, а полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как следует из части 1 статьи 37 Закон общих принципах организации местного самоуправления местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 5 ст. 11 Устава города Перми, к вопросам местного значения Пермского городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Пермского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Перми принято Решение Пермской городской Думы от 25.06.2019 N 141 "О департаменте транспорта администрации города Перми, о департаменте дорог и благоустройства администрации города Перми и о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы", которым утверждено Положение о департаменте дорог и благоустройства администрации города Перми (далее по тексту Положение).

Согласно п. 1.2. Положения, департамент дорог и благоустройства администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми.

Основными целями деятельности Департамента являются организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Перми и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также организация благоустройства территории города Перми в соответствии с правилами благоустройства территории города Перми, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 2.1.)

Согласно п. 3.1 Положения в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Перми, за исключением отдельных функций в области осуществления дорожной деятельности, исполнение которых отнесено к функциям иных функциональных органов администрации города Перми, организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания искусственных дорожных сооружений, осуществления муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Перми в части муниципального контроля в дорожном хозяйстве: по обустройству автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми, трамвайных путей в границах города Перми следующими элементами: ограждениями и направляющими устройствами, дорожными знаками, искусственными неровностями, бордюрами, дорожной одеждой тротуаров, пешеходными дорожками, парковками (парковочными местами), предусмотренными проектами организации дорожного движения, светофорами, устройствами для регулирования дорожного движения, работающими в автоматическом режиме, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, знаками переменной информации, динамическими информационными табло и другими элементами и сооружениями (за исключением элементов и сооружений, обустройство, содержание и демонтаж которых отнесены к компетенции иных функциональных и территориальных органов администрации города Перми), предназначенными для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, за исключением объектов дорожного сервиса, и демонтажу соответствующих элементов и сооружений, предназначенных для обеспечения дорожного движения (п. 3.1.4.3); по содержанию, ремонту и дооборудованию светофоров (п. 3.1.4.4); организует мероприятия по осуществлению полномочий владельца автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми (п. 3.1.13).

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений установлены «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Согласно п.п. 7.2.2, 7.2.3 ГОСТ Р 52289-2019 светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводят, если наземный пешеходный переход расположен на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для каждого направления, на дороге с односторонним движением - с числом полос три и более.

В населенном пункте вне зоны действия знака 1.23 светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе допускается не вводить, если этот пешеходный переход находится между соседними регулируемыми пешеходными переходами, расположенными между собой на расстоянии 600 м и менее.

Светофорное регулирование в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой вводят, если интенсивность движения по велосипедной дорожке превышает 50 ед./ч при отсутствии регулируемого пешеходного перехода в этом направлении.

Таким образом, на местную администрацию как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Бездействие со стороны муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации города Перми допущено, поскольку именно орган местного самоуправления ответственен за содержание автомобильных дорог, а следовательно, обязан обеспечить, в том числе через свои территориальные органы их надлежащее техническое состояние, соответствующее финансирование, при этом не несмотря на распределение соответствующих функций и полномочий по указанному вопросу между структурными подразделениями администрации.

При этом доказательств того, что структурному подразделению Департаменту дорог и благоустройства администрации г.Перми выделены из бюджета денежные средства на осуществление дорожной деятельности, в частности, по дооборудованию светофором по ул. Куфонина г.Перми в районе дома № 7 не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд с учетом установления отсутствия светофорного регулирования с применением вызывной фазы для пешеходов на наземном пешеходном переходе через проезжую часть ул. Куфонина в районе остановки общественного транспорта «Красный Октябрь» в г. Перми, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на безопасное передвижение по спорному пешеходному переходу, приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков имеет место незаконное бездействие, соответственно требования административного истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Определяя срок выполнения работ, суд полагает, что срок указанный административным истцом не является разумным, исходит из необходимости осуществления установленных действующим законодательством процедур для обеспечения государственных и муниципальных нужд, объем подлежащих выполнению работ, а также учитывает необходимость установления баланса публичных интересов и интересов административных ответчиков, считает целесообразным установить срок выполнения работ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Учитывая изложенное, на административных ответчиков следует возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить светофорное регулирование с применением вызывной фазы для пешеходов на наземном пешеходном переходе через проезжую часть ул. Куфонина в районе остановки общественного транспорта «Красный Октябрь» в г. Перми.

Ссылка административного ответчика на принятие Закона Пермского края от 07.10.2022 N 119-ПК (ред. от 05.07.2023) "О перераспределении отдельных полномочий между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в области осуществления дорожной деятельности" (принят ЗС ПК 22.09.2022), в соответствии с которым с 01.01.2024 года будут отсутствовать основания для возложения на муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми спорной обязанности, судом признаются не состоятельными, поскольку данный закон не вступил в силу, в случае передачи полномочий административные ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве о замене стороны должника.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

возложить на Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обустроить светофорное регулирование с применением вызывной фазы для пешеходов на наземном пешеходном переходе через проезжую часть ул. Куфонина в районе остановки общественного транспорта «Красный Октябрь» в г. Перми.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись Т.А. Евдокимова

Копия верна. Судья

Мотивированное решение изготовлено 02.10.2023 года.

Подлинник судебного акта находится в материалах дела

№2а-3899/2023 Ленинского районного суда г. Перми.