ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-389/19 от 10.09.2018 Батыревского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-389/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2018 года село Батырево

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре судебного заседания Семеновой М.Г., с участием представителя истца помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Калачян К.Ю., представителя ответчика администрации Батыревского района Чувашской Республики Спинова В.А. по доверенности от 10.01.2018г. №2 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батыревского района Чувашской Республики об обязании направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемых природных территорий местного значения,

установил :

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокуратур в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Батыревского района Чувашской Республики об обязании в 6-ти месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемых природных территорий местного значения «озеро Сирекле», «озеро Чепкасское».

Административное исковое заявление мотивировано тем, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка учета особо охраняемых природных территорий местного значения (далее - ООПТ), в ходе которого выявлены нарушения в деятельности администрации Батыревского района. Проверкой установлено, что постановлениями главы администрации Батыревского района от 02.09.2004г. «Об особо охраняемой природной территории «Озеро Сирекле», от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемой природной территории «Озеро Чепкасское» на территории района созданы ООПТ местного значения «озеро Сирекле» и «озеро Чепкасское».

Администрацией района не исполнены требования федерального законодательства о направлении в орган регистрации прав документов об установлении границ особо охраняемых природных территорий для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

По результатам проверки в адрес главы администрации Батыревского района 26.03.2018г. внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако указанные в представлении нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель административного истца Калачян К.Ю. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель администрации Батыревского района Чувашской Республики Спинов В.А. в судебном заседании исковые требования признал.

ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя филиала, указав, что удовлетворение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что постановлением администрации Батыревского района Чувашской Республики от 02.09.2004г. объявлена особо охраняемой природной территорией (ООПТ) местного значения: «Озеро Сирекле»; постановлением администрации Батыревского района Чувашской Республики от 02.09.2004г. объявлена особо охраняемой природной территорией (ООПТ) местного значения: «Озеро Чепкасское»;.

В соответствии с приказом Минприроды Чувашии от 19.02.2016г. «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения по Чувашской Республике» особо охраняемые природные территории местного значения относятся к памятникам природы местного значения. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории.

Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости ». К указанным сведениям, в том числе, относятся: - описание местоположения границ зон; - наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий; - реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений; - содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органов местного самоуправления, направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, земли особо охраняемых природных территорий являются объектами, в отношении которых имеются ограничения в использовании. Данные ограничения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Обязанность представления сведений об установлении границ зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество лежит на органах, принявших решение об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Поскольку решение об установлении границ особо охраняемых природных территорий местного значения «Озеро Сирекле» и «Озеро Чепкасское» принято органами местного самоуправления Батыревского района Чувашской Республики, на них лежит обязанность представления сведений об установлении границ зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец просит установить срок для исполнения решения 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Суд полагает, что требования прокурора в этой части не противоречат закону.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Батыревского района Чувашской Республики в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемых природных территорий местного значения: «озеро Сирекле», «озеро Чепкасское».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Батыревский районный суд Чувашской Республики.

Судья: Т.Г. Чукмаева

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2018 года.