Дело №2а-389/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Истягиной Н.М.,
при секретаре Степановой К.Э.,
с участием представителя административного ответчика губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя - ФИО1 ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя о признании незаконным уклонения председателя правительства Севастополя ФИО4 от проведения личного приема, возложении обязанности провести прием,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просит суд признать уклонение председателя правительства Севастополя, Губернатора Севастополя ФИО4 от проведения личного приема противоправным и таким, что нарушает ее права, возложить обязанность губернатора Севастополя, Председателя Правительства Севастополя ФИО4 провести прием и принять истца лично, с предварительным уведомлением в разумные сроки.
Исковые требования мотивированы тем, что истец многократно в течении 2016-2020 годов обращалась в Правительство Севастополя, к Губернатору Севастополя, с просьбой принять ее в личном порядке. При этом она ранее побывала на приемах у Заместителей Губернатора Севастополя, которые ей сообщали, что решение вопроса находится в компетенции Председателя Правительства Севастополя. При этом ее поставили в известность о том, чтобы добиться личного приема, необходимо посетить руководителей входящих в Правительство Севастополя Департаментов и получить их ответы. Однако посетив руководство Департаментов она не смогла добиться личного приема, что нарушает ее права закрепленные ст. 33 Конституции Российской Федерации, так как по существу поставленных в обращении вопросов ей не было дано ответа.
В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования, пояснила, что личный прием Губернатора необходим ей для того, чтобы он внес изменения в ранее вынесенное Распоряжение №-РП от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Государственного имущества, находящегося в собственности города Севастополя, расположенного по адресам: <адрес><адрес>, <адрес><адрес>
Представитель Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя ФИО1, возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на положения п. 8.5 Постановления Правительства Севастополя от 28.12.2017 N 1000-ПП "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан, адресованными Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, и признании утратившим силу правового акта Правительства Севастополя" согласно которым предварительная запись на прием к Губернатору города Севастополя осуществляется только после того как он обратился к заместителю Губернатора и его вопрос по сути не был решен.
Заинтересованное лицо – Департамент по общественным коммуникациям города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из пояснений административного истца, а также содержаний обращений в адрес ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что заявитель просит внести изменения в распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ и предоставить равноценное жилье.
Из сообщения Департамента общественных коммуникаций города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец была записана на личный прием к заместителю председателя Правительства Севастополя ФИО10ФИО22 который был приостановлен в связи с неблагоприятной обстановкой связанной с распространением коронавируса, в настоящее время истец записана на прием к ФИО5ФИО15
Истцу неоднократно направлялись ответы по существу поставленных вопросов, в частности, ФИО5ФИО15ДД.ММ.ГГГГ№ направил истцу ответ, в котором в ответ на обращение проинформировал ее, что состоит в списке граждан нуждающихся в жилых помещениях, что касается внесения изменения в Распоряжение Правительства Севастополя, данный вопрос являлся предметом рассмотрения дела в суде.
Так, решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № года отказано в удовлетворении искового заявления ФИО3 к Правительству Севастополя о признании незаконным распоряжения, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. Данное решение Определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Работа с обращениями граждан адресованными Губернатору города Севастополя осуществляется в соответствии с Инструкцией по работе с обращениями граждан, адресованными Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2017 N 1000-ПП (далее – Инструкции).
Согласно положениям пункта 8 Инструкции, личный прием граждан Губернатором города Севастополя, его заместителями проводится в соответствии с отдельно утвержденными графиками по предварительной записи. Организацию личного приема граждан Губернатором города Севастополя осуществляют работники Управления в соответствии с графиком работы Управления, утвержденным приказом директора Департамента общественных коммуникаций города Севастополя. Организацию личного приема граждан заместителями Губернатора - Председателя Правительства Севастополя осуществляют их референты, помощники, секретари или иные ответственные лица, ими назначенные.
Запись на личный прием к Губернатору города Севастополя и к его заместителям осуществляется работниками Управления при личном визите заявителя в Управление (<адрес>) в соответствии с графиком работы Управления. Запись на личный прием осуществляется при наличии документов, удостоверяющих личность (паспорт). Информация о графике и порядке личного приема доводится до сведения граждан путем опубликования информации на официальном сайте Правительства Севастополя, а также на стендах в помещении Управления.
Во время предварительной записи на личный прием к Губернатору города Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя заявитель собственноручно пишет заявление, в котором указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес проживания, контактный телефон, суть вопроса, который он желает решить в ходе приема. Заявителей, которые предварительно записались на личный прием, оповещают о месте и времени проведения личного приема посредством телефонной связи, используя номер телефона, указанный гражданином в заявлении: работники Управления - при проведении личного приема Губернатором города Севастополя; референт, помощник, секретарь заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя или ответственное лицо, назначенное заместителем Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, - при проведении личного приема заместителем Губернатора - Председателя Правительства Севастополя (п.8.2 Инструкции).
Согласно положениям п.8.4 Инструкции, личный прием граждан осуществляется исключительно по вопросам, которые относятся к компетенции Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя. Если вопросы, поставленные в заявлении гражданина, не относятся к компетенции Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, личный прием гражданина не проводится, о чем ему сообщается в письменной форме с указанием, к компетенции какого органа или должностного лица относится решение вопроса заявителя.
Пунктом 8.5 Инструкции установлено, что предварительная запись на личный прием к Губернатору города Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя осуществляется при условии, что заявитель обращался ранее с заявлением, предложением или жалобой, которые не были рассмотрены (удовлетворены), в исполнительный орган государственной власти города Севастополя или должностному лицу, которое уполномочено на решение соответствующих вопросов. Предварительная запись на личный прием к Губернатору города Севастополя осуществляется только после того, как заявитель обратился по интересующему его вопросу к заместителю Губернатора - Председателя Правительства Севастополя и его вопрос не был разрешен по сути.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.
Обстоятельств, нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым бездействием ответчиков в ходе судебного разбирательства не установлено.
Нарушений положения Инструкции регулирующей личный прием граждан со стороны Губернатора Севастополя и Правительства Севастополя судом не установлено, поскольку личный прием к Губернатору Севастополя осуществляется только после того, как заявитель обратился по интересующему его вопросу к заместителю Губернатора - Председателя Правительства Севастополя и его вопрос не был разрешен по сути.
Вместе с тем, согласно предоставленному ответу административному истцу на ее обращение ФИО5ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), административный истец проинформирована, что она состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что касается внесения изменений в Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю разъяснено, что на момент издания подобного распоряжения, Правительство Севастополя действовало от имени Российской Федерации на основании Распоряжения Правительства РФ от 21.07.2014 N 1356-р «Об утверждении Соглашения между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом», в рамках которого Правительству Севастополя были переданы полномочия в сфере Управления федеральным имуществом.
При этом в приведенном письме Заместителя Губернатора разъяснено административному истцу, что Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2018 N 2467-р данное Соглашение отменено, в связи с чем, вопрос внесения изменений выходит за рамки полномочий Правительства Севастополя.
Требования Инструкции предполагают осуществление должностными лицами Правительства Севастополя предварительной записи на прием к Губернатору города Севастополя только после того как лицо обратилось к заместителю Губернатора и его вопрос по сути не был решен.
Вместе с тем из представленного ответа направленного в адрес административного истца следует, что ему дан мотивированный ответ по сути ее обращений, заключающихся в предоставлении ей жилого помещения и внесения изменений в ранее изданное распоряжение Председателя Правительства Севастополя.
С учетом изложенного, со стороны Губернатора Севастополя и Правительства Севастополя нарушений требований положений ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции, не усматривается, так как истец обращается с вопросом, о внесении изменений в ранее изданное распоряжение о принятии имущества в федеральную собственность, который не относится к компетенции Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, о чем административному истцу был предоставлен мотивированный ответ, в связи с чем, личный прием гражданина Губернатором Севастополя не проводился.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны Правительства Севастополя и Губернатора Севастополя бездействия нарушающего нормы федерального и регионального законодательства, а также права и законные интересы административного истца, не усматривается, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 февраля 2021 года.
Председательствующий