ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-389/2016 от 09.06.2016 Кимовского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2016 года г.Кимовск

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Улитушкиной Е.Н.,

при ведении протокола секретарем Мазуровой И.В.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, согласно доверенности ФИО2,

представителей 3-его лица – ФГБУК «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», согласно доверенностям ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-389/2016 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Управления Росреестра по Тульской области об отказе в государственной регистрации права собственности,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Тульской области об отказе в государственной регистрации права собственности и просит признать незаконным отказ в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на то, что на основании постановления администрации Милославского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему для приусадебного ведения хозяйства был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. В подтверждение изложенного Милославским сельсоветом Кимовского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ было выдано Свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей. В 1995 году на предоставленном земельном участке им был построен жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. В справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования Бучальское Кимовского района, указано, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ данному дому присвоен . Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по культуре, физической культуре, спорту и делам архива администрации муниципального образования Кимовский район по фонду Милославская сельская администрация Кимовского района Тульской области, в похозяйственной книге по <адрес> (дачники), утвержденной постановлением Тульского облкомстата от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ значится похозяйственная книга , лицевой счет , адрес хозяйства: <адрес>.

На основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования Бучальское Кимовского района Тульской области, за ним (административным истцом) зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес> (свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ он (ФИО1) обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы: декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, чек от ДД.ММ.ГГГГ об уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком от него было взято заявление о приостановлении государственной регистрации и предложено предоставить кадастровый паспорт на регистрируемый жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ им (ФИО1) административному ответчику был предоставлен кадастровый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, в том числе, указан год ввода жилого дома в эксплуатацию - 1995 год. ДД.ММ.ГГГГ ему административным ответчиком было вручено уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. В сообщении об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания отказа указано на то, что нормы статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в данном случае не могут применяться, заявителем не предоставлен иной документ, необходимый для проведения государственной регистрации, что в соответствии с абз. 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основанием для отказа в государственной регистрации. Считает отказ в государственной регистрации права собственности на жилой дом незаконным, поскольку он противоречит ст.131 ГК РФ, ст.ст.17 - 20, 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы административного истца, как собственника построенного жилого дома.

Административный истец указывает, что представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке. В нарушение п.1 ст.131 ГК РФ, п.п.1, 2 ст.19, п.1 ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ было вручено ему ДД.ММ.ГГГГ вместе с сообщением об отказе в государственной регистрации. Кроме того, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации отсутствует наименование документа, который необходимо было предоставить для устранения обстоятельств, послуживших причиной приостановки государственной регистрации. Считает, что административным ответчиком нарушено законное право административного истца представить какие-либо доказательства законности регистрации в отсутствие запрашиваемого документа или представить документ для государственной регистрации. Административный ответчик в сообщении об отказе в государственной регистрации сослался на непредставление им (ФИО1) иного документа, необходимого для проведения государственной регистрации. Считает одним из оснований для удовлетворения заявленных требований отсутствие в обжалуемом отказе наименования документа, который он должен предоставить на государственную регистрацию. При этом, из содержания сообщения об отказе в государственной регистрации усматривается, что таким документом должно быть разрешение на строительство. Указанное требование административного ответчика является незаконным, т.к. нарушает пункт 4 ст.25.3. Федерального закона №122-ФЗ. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается, и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства. Ссылка административного ответчика на необходимость соблюдения некой процедуры, связанной с тем, что земельный участок, на котором располагается построенный им жилой дом, полностью входит в «Зону с особыми условиями использования территории - объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения «Достопримечательное место «Поле Куликовской битвы» также является незаконной на основании следующего. Признание достопримечательного места «Поле Куликовской битвы» выявленным объектом культурного наследия и утверждение границ выявленного объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Поле Куликовской битвы» было совершено приказом Департамента культуры Тульской области №28-01-03/113 от 26.08.2011 года «О признании достопримечательного места «Поле Куликовской битвы» выявленным объектом культурного наследия». Федеральный закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на который также имеется ссылка в сообщении об отказе в государственной регистрации, и предусматривающий необходимость его соблюдения при строительстве в границах территории объекта культурного наследия был принят 25.06.2002 года. Строительство жилого дома им было завершено в 90-х годах прошлого тысячелетия, о чем указано в техническом паспорте и кадастровом паспорте на жилой дом, следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования Бучальское Кимовского района, и архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по культуре, физической культуре, спорту и делам архива администрации муниципального образования Кимовский район. Между тем, согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Поскольку строительство им жилого дома осуществлялось до введения в действие вышеуказанных норм об объекте культурного наследия, на данный жилой дом не распространяется особый порядок строительства как на территории объекта культурного наследия.

Данные обстоятельства и явились причиной для обращения в суд.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные административные исковые требования по всем основаниям, приведенным в административном исковом заявлении. Просил удовлетворить его требования. Дополнительно акцентировал внимание суда на то, что в Указе Президента РФ от 20.02.1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», на который сделал ссылку в своем отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика, отсутствует <адрес>. Указанные в данном перечне объекты находятся в нескольких километрах от него. Охранные обязательства на <адрес> были введены только в ДД.ММ.ГГГГ, что ему стало известно от проживающих на его территории граждан. При этом все эти люди, которые возвели постройки задолго до введения в силу Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», оформили свое право собственности на постройки в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ. Полагает, что на его жилой дом , возведенный в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, не должны распространяться положения указанного закона, а его право собственности на него, при наличии у него зарегистрированного права на земельный участок, на котором построен жилой дом, возможно зарегистрировать в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ. Его жилой дом полностью соответствует требованиям охранного обязательства, которое выдавалось иным гражданам <адрес>. Полагает отказ в государственной регистрации права на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, просит обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на жилой дом , расположенный в <адрес>, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Тульской области, согласно доверенности ФИО2, в судебном заседании высказал возражения относительно удовлетворения административного искового заявления, подтвердив представленные письменные возражения следующего содержания. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, обратился ФИО1 На государственную регистрации были предоставлены следующие документы: заявление на государственную регистрацию права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ; чек от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской . Позднее, ДД.ММ.ГГГГ, на государственную регистрацию дополнительно были предоставлены: кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской . Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ, установлен порядок проведения государственной регистрации прав, одним из этапов которого является правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом о регистрации. В соответствии со ст.16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также по требованию судебного пристава-исполнителя, при этом к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта следовало, что спорный жилой дом имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>. В ответ на запрос Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым входит в зону с особыми условиями использования территории с учтенным , вид зоны по документу - граница зоны с особыми условиями использования территории - объект культурного наследия народов Российской федерации Федерального значения «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем», Тульская область, граница МО г.Кимовск, а также в зону охраны объекта культурного наследия с учетным , вид зоны по документу - граница <адрес> - часть зоны с особыми условиями использования территорий – объект культурного наследия народов РФ федерального значения «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем». Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем» отнесено к объектам исторического и культурного наследия народов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Таким образом, указывает представитель ответчика ФИО2, с учетом вышеизложенных норм на территории охранной зоны объекта культурного наследия - «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем» строительство и реконструкция существующих зданий и сооружений (если оно не представляет собой специальные меры, направленные на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды этого объекта культурного наследия) запрещено. В силу п.3 ст.35 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения. ДД.ММ.ГГГГФИО1 в государственной регистрации права собственности на спорный жилой дом было отказано на основании абз.4, 10 п.1 ст.20 Закона о регистрации (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав).

На основании вышеизложенного, отмечает представитель ответчика ФИО2, отказывая ФИО1 в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Управление Росреестра по Тульской области действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем требования заявителя являются необоснованными, в их удовлетворении представитель ответчика просит отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – Управления Росреестра по Тульской области, согласно доверенности начальник Кимовского отдела Управления Росреестра по Тульской области ФИО5, в полном объеме поддержал пояснения представителя Управления Росреестра по Тульской области ФИО2, сославшись на обоснованный отказ ФИО1 в государственной регистрации права на жилой дом в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.3 Закона о регистрации, просил в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Привлеченный в процесс в качестве 3-его лица - представитель Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, представив письменный отзыв по существу иска, согласно которому земельный участок с кадастровым расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Куликово поле и памятники на нем», границы которого утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации №904 от 20.08.2012 года и поставлены на кадастровый учет, как зона с особыми условиями использования территорий объекта культурного наследия федерального значения - «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем», 71.00.2.6. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.08.2014 года №1462 утверждены характер использования, ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем», расположенного в Богородицком, Кимовском и Куркинском районах Тульской области». Земельный участок с кадастровым расположен на территории жилой застройки: участок Ж7, режим Р-6.

Представитель привлеченного в процесс в качестве 3-его лица – администрации муниципального образования Кимовский район, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель привлеченного в процесс в качестве 3-его лица – администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представил.

Представители привлеченного в процесс в качестве 3-его лица – ФГБУК «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», согласно доверенностям ФИО4 и ФИО3, в судебном заседании административные исковые требования не поддержали, сославшись на их необоснованность и просили административному истцу ФИО1 отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. Земельный участок с кадастровым находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий – объекта культурного наследия федерального значения – «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем». Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем» является объектом культурного наследия федерального значения на основании следующих документов: постановления Совета Министров РСФСР от 4.12.1974 года №624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (Приложение №1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 4.12.1974 года №624 «Перечень памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327), Указа Президента РФ от 20.02.1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», Приказа Министерства культуры Российской Федерации №904 от 20.08.2012 года «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Куликово поле и памятники на нем» как достопримечательного места» (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2012 года, реестровый номер №25422), приказа Департамента культуры Тульской области №28-01-03/113 от 26.08.2011 года. Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации №904 от 20.08.2012 года «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Куликово поле и памятники на нем» как достопримечательного места» (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2012 года, реестровый номер №25422). Сведения о границе внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 17.10.2012 года №71/2012-55685. В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ, Приказом Министерства культуры РФ №1462 от 21.08.2014 года «Об утверждении характера использования, ограничений, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем», расположенного в Богородицком, Кимовском и Куркинском районах Тульской области», установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия. Согласно требованиям Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» лица, которым принадлежат земельные участки, находящиеся в границах территории достопримечательного места, обязаны соблюдать требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия (п.47.3). Требования к характеру использования, ограничениям и требованиям к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия согласно градостроительному законодательству должны содержаться в градостроительной документации (документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, генпланах). Сведения о соответствии построенного на территории объекта культурного наследия – достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем» объекта недвижимости требованиям, установленным Приказом Министерства культуры Российской Федерации №1462 от 21.08.2014 года «Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем», расположенного в Богородицком, Кимовском и Куркинском районах Тульской области», отображаются в архитектурно-планировочных решениях, а также в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию. Поэтому, полагают представители 3-его лица – ФГБУК «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», согласно доверенностям ФИО4 и ФИО3, государственная регистрация права по ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ в данном случае не может быть осуществлена.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит административное исковое заявление ФИО1 незаконным, необоснованным и удовлетворению не подлежащим ввиду следующего.

По данному делу было установлено, что приказом №305 от 27.10.2009 года Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) было утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (л.д.135-141).

Согласно п.1 данного Положения, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенное наименование - Управление Росреестра по Тульской области, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Тульской области.

На основании п. 2 Положения, Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований.

ДД.ММ.ГГГГ в государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, за основным государственным регистрационным (л.д.117).

ДД.ММ.ГГГГ указанное юридическое лицо поставлено на налоговый учет в налоговом органе, ОГРН (л.д.116).

На основании приказа Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития России) от ДД.ММ.ГГГГ-л, на должность руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области назначен ФИО10 (л.д.118).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (л.д.123), ФИО7 – ведущий специалист-эксперт Кимовского отдела назначен на должность государственного регистратора по Тульской области.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.124), ФИО7 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы начальника Кимовского отдела, с ФИО7 заключен срочный служебный контракт по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ издан приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области , которым утверждено Положение о территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (л.д.119-122, 125-134).

Согласно п.1 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

На основании п.2 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, отдел не является юридическим лицом.

На основании постановления Милославского сельского совета Кимовского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 для приусадебного ведения хозяйства был предоставлен земельный участок площадью 0,25 га, из них: в собственность 0,15 га, в бессрочное (постоянное пользование) – <данные изъяты> га.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д.15).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии , ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер земельного участка – ( л.д.18).

Указанное свидетельство выдано ФИО1 на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.

На указанном земельном участке административным истцом ФИО1 был возведен жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Из технического паспорта БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилой дом по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую площадь – <данные изъяты> кв.м., число этажей – 2, год постройки ДД.ММ.ГГГГл.д.20-29).

Аналогичная информация усматривается из кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет кадастровый (л.д.30-33).

Однако, из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования <адрес>, усматривается, что дому, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). Дом значится за ФИО1, год его возведения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

О присвоении адреса жилому дому ФИО1, расположенному на земельном участке с кадастровым , как <адрес> указано в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района (л.д.45).

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по культуре, физической культуре, спорту и делам архива администрации муниципального образования Кимовский район, по фонду Милославская сельская администрация Кимовского района Тульской области в похозяйственной книге по <адрес> (дачники), утвержденной постановлением Тульского облкомстата от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ значится: похозяйственная книга , лицевой счет , адрес хозяйства: <адрес><адрес>. Список членов хозяйства – ФИО1, частное жилье – дом, год постройки не указан, материал стен – не указан, материал кровли – не указан, общая и жилая площади не указаны (л.д.17).

Из дела правоустанавливающих документов Управления Росреестра по Тульской области усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом , расположенный в <адрес>, в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К заявлению ФИО1 были приложены следующие документы: декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей об оплате ФИО1 государственной пошлины (л.д.100-115).

По представленным административным истцом документам была проведена первичная правовая экспертиза Управлением Росреестра по Тульской области Кимовским отделом.

Из уведомления от 14.12.2015 года филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области (л.д.99) следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об объекте капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

В связи с необходимостью предоставления административным истцом кадастрового паспорта на жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика от административного истца поступило заявление о приостановлении государственной регистрации (л.д.95, 96).

Из уведомления от 14.12.2015 года о приостановлении государственной регистрации усматривается, что в соответствии с абз. 1 пункта 3 статьи 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности на жилой дом, адрес объекта: <адрес> (дело входящих документов , дата приема документов ДД.ММ.ГГГГ), приостанавливается сроком на три месяца до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 принес дополнительные документы, а именно кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, а также написал заявление на предоставление дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89- 91)

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило в адрес административного ответчика заявление о возобновлении государственной регистрации (л.д.92, 93)

По поступившим дополнительным документам от административного истца ФИО1 Управлением Росреестра по Тульской области в лице Кимовского отдела Управления проведена правовая экспертиза документов.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тульской области в лице Кимовского отдела Управления был направлен запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, согласно которому административный ответчик просил сообщить, входит ли земельный участок с кадастровым , принадлежащий на праве собственности ФИО1, в зону: «Зона с особыми условиями использования территорий – объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения «Достопримечательное место «Поле Куликовской битвы»; входит ли данный жилой дом , расположенный в <адрес>, в реестр объектов культурного наследия (л.д.84).

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, согласно которому земельный участок с кадастровым входит в зону с особыми условиями использования территории с учетным , вид зоны по документу – Граница зоны с особыми условиями использования территории – объект культурного наследия народов Российской Федерации Федерального значения «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем», Тульская область, граница МО г.Кимовск, а также в зону охраны объекта культурного наследия с учетным .38, вид зоны по документу – Граница <адрес> МО Бучальское Кимовского района Тульской области – часть зоны с особыми условиями использования территорий – объект культурного наследия народов РФ федерального значения «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем». Государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о включении в реестр объектов культурного наследия расположенного на земельном участке с кадастровым жилого дома с адресом: <адрес> (л.д.85).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тульской области в лице Кимовского отдела вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации.

Из уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по Тульской области усматривается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности на жилой дом, адрес (описание местоположения): <адрес> (дело входящих документов , дата приема документов ДД.ММ.ГГГГ), приостанавливается сроком на один месяц до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Из уведомления следует, что жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., который полностью входит в зону «Зона с особыми условиями использования территорий – объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения «Достопримечательное место «Поле Куликовской битвы». В связи этим, нормы статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в данном случае не могут применяться. Заявителю предложено устранить данные недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации, оформить правоустанавливающие документы на жилой дом в соответствии с вышеуказанными нормами федеральных законов (л.д.86-88).

ДД.ММ.ГГГГ заявителю ФИО1 было отказано в государственной регистрации, ввиду непредоставления административным истцом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, либо разрешение на строительство жилого дома, либо договора купли-продажи дома. Конкретный документ указан не был.

Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по Тульской области, на основании абз.10 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом, адрес (описание местоположения): <адрес> (дело входящих документов , дата приема документов ДД.ММ.ГГГГ).

В сообщении об отказе в государственной регистрации указано, что приказом Департамента культуры Тульской области №28-01-03/113 от 26.08.2011 года «О признании достопримечательного места «Поле Куликовской битвы» выявленным объектом культурного наследия» достопримечательное место «Поле Куликовской битвы» (Тульская область, Кимовский район) признано выявленным объектом культурного наследия, утверждены границы выявленного объекта. Из представленных заявителем документов следует, что жилой дом, адрес (описание местоположения): <адрес>, расположен на земельном участке с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>. Данный земельный участок полностью входит в зону: «Зона с особыми условиями использования территорий - объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения «Достопримечательное место «Поле Куликовской битвы». Нормы статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в данном случае не могут применяться, заявителем не предоставлен иной документ, необходимый для проведения государственной регистрации, что в соответствии с абз. 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является основанием для отказа в государственной регистрации (л.д.82-83).

Не согласившись с отказом в государственной регистрации права, административный истец ФИО1 обратился с рассматриваемым административным исковым заявлением в суд.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании п.1 ст.4 122-ФЗ, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В соответствии с п.1 ст.13 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

На основании п.1 ст.16 Федерального закона №122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В силу п.2 ст.16 Федерального закона №122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

На основании п.1 ст.17 122-ФЗ, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии с п.1 ст.18 122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

На основании п.1 ст.19 122-ФЗ, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

В силу п.2.1. ст.19 122-ФЗ, в случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.

В соответствии с абз.10 п.1 ст.20 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

На основании п.1 ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании п.5 ст.25.3 122-ФЗ, истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается.

В судебном заседании было достоверно установлено, что ФИО1 обратился к административному ответчику за государственной регистрацией права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При проведении правовой экспертизы представленных ФИО1 на государственную регистрацию документов было установлено, что земельный участок с кадастровым , принадлежащий ФИО1 на праве собственности, и на котором возведен жилой дом, входит в зону с особыми условиями использования территории с учетным , вид зоны по документу – Граница зоны с особыми условиями использования территории – объект культурного наследия народов Российской Федерации Федерального значения «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем», Тульская область, граница МО г.Кимовск, а также в зону охраны объекта культурного наследия с учетным , вид зоны по документу – Граница п.Донской МО Бучальское Кимовского района Тульской области – часть зоны с особыми условиями использования территорий – объект культурного наследия народов РФ федерального значения «Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем».

Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем» является объектом культурного наследия федерального значения на основании постановления Совета Министров РСФСР от 4.12.1974 года №624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (Приложение №1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 4.12.1974 года №624 «Перечень памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327), Указа Президента РФ от 20.02.1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», Приказа Министерства культуры Российской Федерации №904 от 20.08.2012 года «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Куликово поле и памятники на нем» как достопримечательного места» (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2012 года, реестровый номер №25422), приказа Департамента культуры Тульской области №28-01-03/113 от 26.08.2011 года.

Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации №904 от 20.08.2012 года «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Куликово поле и памятники на нем» как достопримечательного места» (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2012 года, реестровый номер №25422).

Сведения о границе внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 17.10.2012 года №71/2012-55685.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в границах территории объекта культурного наследия: на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании п.6 ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции: объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория…

Согласно п.п.1,2 ст.99 ЗК РФ, к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел.

На основании и п.2 ст.99 ЗК РФ, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

В соответствии с п.3 ст.99 ЗК РФ, на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В соответствии с п.4 ст.99 ЗК РФ, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Согласно требованиям Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны соблюдать требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия (ст.47.3).

Требования к характеру использования, ограничениям и требованиям к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия согласно градостроительному законодательству должны содержаться в градостроительной документации (документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, генпланах).

В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.08.2014 года №1462, на территории достопримечательного места «Куликово поле и памятники на нем», допускается: капитальный ремонт и реконструкция существующих линейных объектов и объектов капитального строительства; использование для строительства и благоустройства территории традиционных (камень, дерево, кирпич, солома, камыш, кровельное железо) и близких им по фактуре современных материалов; применение при строительстве и реконструкции жилых и хозяйственных построек двускатной, вальмовой и полувальмовой формы крыш (для хозяйственных построек допускается односкатная форма кровли); использование для отделки фасадов, кровель и ограждений бежевых, серых, зелёных, охристых, терракотовых, коричневых цветов, исключая яркие цвета и контрастные цветовые сочетания; строительство зданий, строений и сооружений (по специально разработанным проектам) на земельных участках, отведенных для деятельности Музея-заповедника в соответствии с законодательством Российской Федерации; возведение ограждений высотой до 1,5 м.

На территории достопримечательного места «Куликово поле и памятники на нем», запрещается: образование новых земельных участков без наличия подъездов, подходов к каждому новому земельному участку; проведение строительных, земляных, землеустроительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без осуществления археологического наблюдения; возведение глухих ограждений, за исключением ограждений из дерева; любая хозяйственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на культурный и природный ландшафты; вырубка древесно-кустарниковой растительности, за исключением санитарных рубок и работ в приусадебном хозяйстве; строительство шумозащитных ограждений; устройство балконов, лоджий, эркеров на фасадах зданий.

Земельный участок с кадастровым , принадлежащий на праве собственности ФИО1, расположен на территории жилой застройки: участок Ж7, режим Р-6. На территории указанного участка допускается: ремонт, реконструкция существующих и строительство новых жилых домов с подвалом и мансардой; ремонт и реконструкция проездов и подъездов, связанных с функционированием жилой застройки, включая установку осветительного оборудования; строительство хозяйственных построек не более 6 х 10 м и не выше 4,5 м до верха кровли; размещение временных (нестационарных) сооружений и объектов;

сохранение существующей планировочной структуры населенного пункта и характера застройки в один или два порядка отдельно стоящих индивидуальных жилых домов; возведение цоколей ограждений высотой не более 70 см, с применением натуральных материалов (камень, кирпич, дерево).

Архитектурно-планировочные параметры: предельный размер формирования земельного участка - от 600 до 3000 кв.м., в том числе оформленного для садоводства и огородничества - от 500 до 4000 кв.м.; отступы от границ земельных участков при реконструкции существующего и возведении нового объекта строительства: от границы земельного участка, находящейся на красной линии застройки - не менее 5 м;. от границы земельного участка, не выходящей на красную линию застройки - не менее 3 м.; максимальный процент застройки от общей площади земельного участка – 30%. Высота до верхней точки кровли - до 7,5 м; протяженность уличного фасада – до 15 м.

На территории участка запрещается: размещение объектов капитального строительства на участках, предоставленных для садоводства и огородничества, а также землях общего пользования и других территориях, свободных от застройки; реконструкция существующих и прокладка новых наземных и надземных инженерных сетей (коммуникаций), кроме линий уличного освещения; установка окон размерами более 1,1 х 1,5 м на лицевых фасадах; строительство малоэтажных блокированных домов (таунхаусов), многоквартирных домов; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства; изменение красных линий границ улиц, подъездов, проездов и земель общего пользования; использование черепицы (железобетонной, глиняной) в отделке кровли; строительство и реконструкция отдельно стоящих зданий, строений и сооружений площадью более 150 кв.м.; устройство встроенных окон в плоскости крыши, выходящей на красную линию застройки; установка отдельно стоящих или нанесение на ограждения знаков, надписей, обозначений, не относящихся к специальным указателям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним для недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, должны быть включены, в том числе, требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам (п.6 ст.12 122-ФЗ).

Сведения о соответствии построенного на территории объекта культурного наследия – достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем» объекта недвижимости требованиям, установленным Приказом Министерства культуры Российской Федерации №1462 от 21.08.2014 года «Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем», расположенного в Богородицком, Кимовском и Куркинском районах Тульской области», отображаются в архитектурно-планировочных решениях, а также в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, административных истцом ФИО1 ни архитектурно-планировочные решения, ни разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представлены административному ответчику для проведения государственной регистрации права не были. В связи с изложенным, суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что в рассматриваемом случае зарегистрировать право ФИО1 на жилой дом в упрощенном порядке в соответствии с требованиями ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года невозможно. Представленных им на государственную регистрацию документов было недостаточно для проверки соответствия возведенного им жилого дома требованиям и ограничениям, применяемым к территории достопримечательного места «Куликово поле и памятники на нем».

Анализ приведенных норм действующего законодательства в совокупности с документами, представленными административным истцом на государственную регистрацию, позволяют суду придти к выводу о том, что административным ответчиком было правомерно отказано ФИО1 в государственной регистрации права в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.3 122-ФЗ от 21.07.1997 года.

В судебном заседании не добыто доказательств незаконности действия государственного регистратора, выразившегося в вынесении им уведомления об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, равно, как и нарушения прав и свобод ФИО1 Указанное действие не создало для него препятствий к осуществлению его прав.

Сообщение об отказе в государственной регистрации принято государственным регистратором в соответствии с его компетенцией, что подтверждено, как Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, так и Положением о структурных подразделениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, а также соответствует Федеральному закону №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядок принятия решения и сроки рассмотрения заявления, форма соблюдены.

Анализ норм Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ и обстоятельств дела позволяют суду придти к выводу о том, что государственный регистратор ФИО7 обеспечил всестороннее, объективное рассмотрение заявления ФИО1 о государственной регистрации права, а в судебном заседании представителем административного ответчика в силу положений ст.226 КАС РФ представлены достаточные доказательства правомерности отказа им ФИО1 в государственной регистрации права.

Доводы, приведенные административным истцом ФИО1, в части того, что объект недвижимого имущества – жилой дом , расположенный в <адрес>, возведен им задолго до введения в действие Приказа Департамента культуры Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О признании достопримечательного места «Поле Куликовской битвы», которым это место было признано выявленным объектом культурного наследия и утверждены его границы, а также Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 года, следовательно, их требования не должны распространяться на возведенный им объект недвижимого имущества, суд признает несостоятельными, основанными на неправильном применении и толковании норм права.

В судебном заседании было достоверно установлено, что Достопримечательное место «Куликово поле и памятники на нем» является объектом культурного наследия федерального значения. Упоминание об этом объекте уже имеется в постановлении Совета Министров РСФСР от 4.12.1974 года №624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (Приложение №1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 4.12.1974 года №624 «Перечень памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», утв.Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года №1327).

<адрес> полностью входит в указанную зону объекта культурного наследия.

Обращаясь за юридически значимым действием – государственной регистрацией права на жилой дом в 2015 году, истец обязан соблюдать, в частности, требования Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», а также иные законодательные акты в этой области.

Суд не соглашается с доводами, приведенными административным истцом ФИО1, в части того, что возведенный им жилой дом полностью соответствует архитектурно-планировочным решениям этой зоны, поскольку соответствующих доказательств этому представлено не было. Такое соответствие согласовывается с Инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия в силу п.3 ст.35 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При регистрации права собственности в упрощенном порядке соответствие постройки административного истца требованиям, предъявляемым к земельному участку истца, расположенному в зоне жилой застройки: участок Ж7, режим Р-6, не проверяется, такая проверка возможна при рассмотрении в судебном порядке искового заявления о признании права собственности на спорный объект недвижимого имущества. Разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию ФИО1 представлено не было.

Бездоказательными являются и доводы, представленные административным истцом ФИО1 в судебном заседании, в части того, что поскольку <адрес> был включен в особую охраняемую зону только в 2012 году, то все жители поселка в упрощенном порядке оформляли право собственности на построенные ими жилые дома в этой зоне, а его дом полностью соответствует охранному обязательству, которое он взял у других жителей.

Во-первых, охранное обязательство выдается не на жилой дом, а на земельный участок, к тому же охранное обязательство на соответствующий земельный участок, выданный иному гражданину, не может применяться к земельному участку административного истца.

Иных доказательств, по которым возможно бы было признать незаконным отказ в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО1, не приведено, в том числе не являются таковыми невручение ФИО1 уведомления о приостановлении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и несвоевременное вручение уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что ему о них было известно, что ФИО1 в судебном заседании не отрицалось.

Таким образом, представленные административным истцом на государственную регистрацию в упрощенном порядке документы не являются теми документами, которые подтвердили бы возможность такой регистрации в упрощенном порядке.

Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

При этом, ФИО1 не лишен возможности повторно обратиться в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом после устранения причин, препятствующих государственной регистрации.

Приведенные и исследованные в судебном заседании доказательства не дают суду оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения Управления Росреестра по Тульской области об отказе в государственной регистрации права собственности, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: