ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-38/19 от 16.01.2019 Ясногорского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н ИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

16.01.2019 года г.Ясногорск Тульской области

Ясногорский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Курбатова Н.Н.

при секретаре Ярцевой Г.И.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Ясногорского района Тульской области Рубаненко Е.П., представителя ответчика по доверенности Фомичевой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-38/2019 года по административному исковому заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Ревякинское Ясногорского района Тульской области о понуждении к исполнению нормотворческих полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд,

установил:

прокурор Ясногорского района Тульской области в порядке части 1 ст.39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО Ревякинское Ясногорского района Тульской области о понуждении к исполнению полномочий в сфере соблюдения законодательства о понуждении к исполнению нормотворческих полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В обоснование исковых требований прокурор Ясногорского района Тульской области указал, что прокуратурой Ясногорского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Ревякинское Ясногорского района возложенных на неё нормотворческих полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В ходе проверки установлено, что постановление главы администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района от 17.07.2017 года № 138 «Об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственным им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района», не соответствует положениям части 5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг».

В частности глава администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района при утверждении постановлением от 17.07.2017 № 138 требований к форме планов закупок товаров, работ, услуг присвоил полномочия Правительства Российской Федерации.

В связи с этим, в адрес главы администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района 25.07.2018 года за №7-2-2018/1188 был внесен протест, с требованием принять меры к приведению постановления администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района от 17.07.2017 года № 138 в соответствие с действующим законодательством.

Постановление администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района от 17.07.2017 года № 138 на основании постановления администрации от 23.11.2018 года № 311 утратило силу.

В ходе проведения прокуратурой района мониторинга действующих в муниципальном образовании Ревякинское Ясногорского района муниципальных нормативных правовых актов установлено, что, несмотря на протест прокуратуры района от 25.07.2018 № 7-2-2018/1188 в администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района в настоящее время отсутствует соответствующий действующему законодательству муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий Порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям.

Таким образом, администрация муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, признав постановление администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района от 17.07.2017 года №311 утратившим силу, в свою очередь не приняла меры к разработке предусмотренного частью 5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ акта, устанавливающего Порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Отсутствие соответствующего действующему законодательству муниципального акта об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальных учреждений создаёт в администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района благоприятную обстановку для различных противоправных действий при реализации должностными лицами администрации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

На основании пункта 2 части 2 ст. 1, части 1 ст.39, части 1 ст.218 КАС РФ, частей 1 и 4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просил:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, выразившееся в непринятии предусмотренного частью 5 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ муниципального нормативного правового акта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд: об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района;

- возложить на администрацию МО Ревякинское Ясногорского района в месячный срок с момента вступления в силу судебного решения обязанность по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) муниципального нормативного правового акта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд: об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ясногорского района Тульской области Рубаненко Е.П. административный иск по доводам, изложенным в административном иске поддержала.

Представитель ответчика администрации МО Ревякинское Ясногорского района Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании административный иск признала.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ и частью 1 ст.54 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно положениям пункта 3 части 1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии с частью 1 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.

Согласно части 5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд устанавливается местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 года №1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» утверждены требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд и требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг.

На основании перечисленных выше норм федерального законодательства Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд устанавливается местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации от 21.11.2013 года №1043.

Как установлено судом, прокуратурой Ясногорского района Тульской области в ходе осуществления надзорной деятельности в администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района проведена проверка исполнения возложенных на неё нормотворческих полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В ходе проверки установлено, что главой администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района было принято постановление от 17.07.2017 года № 138 «Об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственным им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района», которое с учетом изменений внесенных постановлением от 25.01.2017 года № 73, не соответствует положениям части 5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг».

Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 года №73 в постановление Правительства РФ от 21.11.2013 года № 1043 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2018 года, в соответствии с которыми в плане закупок отдельными строками должны указываться итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах (в случае если закупки планируется осуществить по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

Кроме того, постановлением главы администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района от 17.07.2017 № 138 также утверждены требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

В соответствии с частью 5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено только установление порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд с учетом установленных Правительством Российской Федерации требований, в то время как требования к форме планов закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

То есть, глава администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района при утверждении постановлением от 17.07.2017 № 138 требований к форме планов закупок товаров, работ, услуг присвоил полномочия Правительства Российской Федерации.

Внесенным в адрес главы администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района протестом от 25.07.2018 года № 7-2-2018/1188 прокурор Ясногорского района потребовал принять меры к приведению постановления администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района от 17.07.2017 года №138 в соответствие с действующим законодательством.

Во исполнение протеста прокурора, администрацией МО Ревякинское Ясногорского района Тульской области принято постановление от 23.11.2018 года № 311, в соответствии с которым постановление администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района от 17.07.2017 года № 138 утратило силу, однако в настоящий момент в администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района отсутствует соответствующий действующему законодательству муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий Порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям.

Таким образом, администрация муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, признав постановление администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района от 17.07.2017 года №311 утратившим силу, в свою очередь не приняла меры к разработке предусмотренного частью 5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ акта, устанавливающего Порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, что является недопустимым.

Отсутствие соответствующего действующему законодательству муниципального акта об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальных учреждений создаёт в администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района благоприятную обстановку для различных противоправных действий при реализации должностными лицами администрации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора Ясногорского района Тульской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Ясногорского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района Тульской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ревякинское Ясногорского района Тульской области, выразившееся в непринятии предусмотренного ч.5 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ муниципального нормативного правового акта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд: об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района Тульской области.

Возложить на администрацию муниципального образования Ревякинское Ясногорского района Тульской области в месячный срок с момента вступления в силу судебного решения обязанность по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) муниципального нормативного правового акта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд: об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальным учреждениям муниципального образования Ревякинское Ясногорского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ясногорский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Курбатов