Административное дело ___
УИД ___
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Павино |
Павинский районный суд ... в составе председательствующего - судьи Мочаловой Т.А., при секретаре Шмакове Л.А., с участием административных истцов: ФИО1, ФИО2, их представителя по соглашению от "__"__ - адвоката Плюснина Н.М. (ордер ___ от "__"__, удостоверение ___ от "__"__), административного ответчика и представителя второго административного ответчика, - администрации Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ... - главы администрации Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к главе Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ... ФИО3 о признании незаконными действий, направленных на создание препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод, по бойкотированию схода граждан д. 1-ая Грязучая Петропавловского сельского поселения Павинского района ..."__"__ и возложении обязанности по оформлению конкурсных документов по проекту «Устройство щебеночного слоя покрытия на участке дороги в деревне 1-ая Грязучая от дома ___ до дома ___ протяженностью 338 метров», основанному на общественных инициативах, и представлению конкурсных документов в комиссию по отбору проектов развития муниципальных образований ... в 2020 году,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеназванным административным иском, в котором просили признать незаконными действия главы администрации Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ... ФИО3 по бойкотированию схода граждан д. 1-ая Грязучая Павинского муниципального района "__"__ по решению вопроса об устройстве щебеночного покрытия грунтовой части дорожного полотна населенного пункта и возложить обязанность по оформлению конкурсных документов по проекту «Устройство щебеночного слоя покрытия на участке дороги в деревне 1-ая Грязучая от дома ___ до дома ___ протяженностью 338 метров», основанному на общественных инициативах, и представлению конкурсных документов в комиссию по отбору проектов развития муниципальных образований ... в 2020 году. В обоснование требований указывают, что оспариваемые действия главы поселения нарушают права и законные интересы административных истцов, создают препятствия в их участии и участии жителей населенного пункта д. 1-ая Грязучая Павинского района в конкурсном отборе проекта по устройству щебеночного покрытия дорожного полотна в их населенном пункте.
В судебном заседании ФИО1, ФИО2 и их представитель Плюснин Н.М., доводы административного иска поддержали по изложенным в нем основаниям.
Дополнительно пояснили, что глава Петропавловского сельского поселения ФИО3 на собрании граждан в д. 1-ая Грязучая "__"__, фактически не проводила собрание по существу повестки. На собрании не проводилась регистрация явившихся, не объявлялась повестка дня, не выбирали секретаря собрания, председателя собрания, не вели протокол, не осуществляли голосование по вопросам собрания, не принимали резолюцию, не обнародовали итоги собрания.
Своим бездействием в подготовке и организации схода (собрания) граждан глава поселения создала препятствия в участии административных истцов в решении вопроса по продвижению общественной инициативы жителей деревни 1-ая Грязучая по проекту «Устройство щебеночного слоя покрытия на участке дороги в деревне 1-ая Грязучая от дома № ___ до дома № ___ протяженностью 338 метров». В настоящее время вследствие размыва грунтовой части дороги в их деревне (в той части, где находятся их домовладения), административные истцы лишены возможности свободного передвижения, подъезда к своим домовладениям на личном транспорте, подъезда при необходимости машин скорой медицинской помощи, пожарных и т.п. Просят возложить на главу Петропавловского сельского поселения обязанность по представлению конкурсных документов по указанному выше проекту в комиссию по отбору проектов развития муниципальных образований ... в 2020 году.
Представитель администрации Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ... и глава Петропавловского сельского поселения ФИО3, действующая на основании Устава Петропавловского сельского поселения (л.д.27-28) с требованиями административных истцов не согласилась, полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, процедура проведения схода (собрания) граждан была нарушена самими административными истцами, поскольку собрание жителей д. 1-ая Грязучая было назначено по их инициативе, они сами могли организовать и провести это собрание "__"__. В их сельском поселении проживает более 100 человек, поэтому сход граждан не правомочен представлять интересы муниципального образования. На собраниях, при опросах, в заявительном порядке граждане поселения вправе высказывать свое мнение по волнующим их вопросам. Окончательное решение по вопросам местного значения в сельском поселении принимают уполномоченные представительные органы - Совет депутатов Петропавловского сельского поселения и глава Петропавловского сельского поселения. Сход граждан в их сельском поселении проводятся только по вопросам, указанным в Уставе Петропавловского сельского поселения.
"__"__ административными истцами было проведено повторное собрание по обсуждению проекта «Устройство щебеночного слоя покрытия на участке дороги в деревне 1-ая Грязучая от дома № ___ до дома № ___ протяженностью 338 метров». Вопросы, обсуждаемые на этом собрании жителей д. 1- ая Грязучая в количестве 12 человек (из 27 жителей деревни, обладающих избирательным правом), обсуждались на собрании депутатов Петропавловского сельского поселения. Со стороны администрации и главы Петропавловского сельского поселения никаких нарушений прав административных истцов на проведение собрания (схода) граждан, на право свободного передвижения истцов не допущено.
Не согласна с доводами административных истцов о том, что на собрании жителей д. 1-ая Грязучая "__"__ она саботировала сход (собрание) граждан и необоснованно уклонилась от рассмотрения инициативы граждан, ФИО2 и ФИО1 по обустройству в 2019 году щебеночного слоя покрытия грунтовой части дорожного полотна в д. 1-ая Грязучая.
После повторного собрания граждан в д. Грязучая "__"__, - "__"__ данный вопрос выносился в установленном порядке на рассмотрение Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района в рамках обсуждения вопросов участия сельского поселения в конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах.
Исходя из небольших возможностей местного бюджета, учитывая, что в 2018 году в рамках реализации проекта развития общественных инициатив, дорожное покрытие в д. 1-ая Грязучая было отремонтировано полностью: частично - в щебеночном, частично (в районе домов административных истцов) - в грунтовом исполнении, в соответствии со сметой и муниципальным контрактом ___ на сумму <..> руб., - тогда как дороги в иных населенных пунктах поселения не ремонтировались длительное время, не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения, - Советом депутатов было принято решение об участии в конкурсе с другим общественным проектом.
Депутатами было принято решение об обследовании грунтовой части дорожного полотна в д. 1-ая Грязучая и, по результатам обследования, в рамках гарантийного срока муниципального контракта (36 месяцев со времени окончания работ и принятия объекта "__"__), принять решение о ремонте данного участка дороги. Решение Собрания депутатов сельского поселения размещено на сайте Петропавловского сельского поселения, опубликовано в официальном издании Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района «Вестник сельского поселения» ___ от "__"__
Бюджет Петропавловского сельского поселения полностью дотационный, имеется задолженность перед подрядчиками по содержанию дорог поселения за 2018 год. Участие в проектах, основанных на общественных инициативах, возможно только на основе бюджетного софинансирования, в том числе, и при обязательном условии, финансирования части средств из местного бюджета. В 2019 году в силу недостаточного бюджетного финансирования, задолженности по работам, выполненным по ремонту дорог в сельском поселении в 2018 году, Поселение вообще не имеет финансовой возможности для участия в 2019 г. в конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах.
Все это разъяснялось гражданам - жителям д. 1-ая Грязучая на собрании жителей "__"__ и на собрании "__"__.
Полагает, что осуществление каких-либо прав одними гражданами Петропавловского сельского поселения не может осуществляться в нарушение, ущемление прав других граждан их поселения.
Изучив материалы настоящего дела, выслушав участников по делу, допросив по ходатайству административных истцов свидетелей ФИО4, ФИО5, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно разъяснениям, данным в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иными нормативными правовыми актами.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Административные истцы обратились с настоящими требованиями в пределах срока обращения с административным исковым заявлением в суд, установленным ч.1 ст.219 КАС РФ.
Статья 7 Устава МО Петропавловское сельское поселение Павинского муниципального района, утвержденного решением СД МО Петропавловское сельское поселение Павинского муниципального района, от "__"_____, конкретизирует вопросы местного значения указанного поселения, включая 28 вопросов ( л.д. 17 - 18), среди которых имеет место отнесение к вопросам местного значения такого вопроса, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а так же осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По инициативе населения, органов местного самоуправления или в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, могут проводиться собрания граждан для обсуждения вопросов местного значения, в особенности проблем развития муниципального образования, а также для заслушивания и обсуждения отчетов о деятельности органов местного самоуправления (ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ). При этом собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления или направлять им те или иные требования, а также избирать уполномоченных лиц, в задачу которых входит контроль исполнения этих требований органами местного самоуправления (п. 3 ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ).
Порядок назначения и проведения собраний граждан, а также полномочия таких собраний определяются уставом муниципального образования, утверждаемым представительным органом муниципального образования. Органы местного самоуправления обязаны обнародовать результаты собрания граждан, принять соответствующее решение и довести его до сведения собрания в письменной форме (п. п. 4 и 6 ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии со ст.19 Устава Петропавловского сельского поселения, для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на части территории сельского поселения, по инициативе Совета депутатов сельского поселения, главы сельского поселения, населения ( по инициативе 5 процентов населения соответствующей территории, подтвержденных подписями в подписных листах), могут проводиться собрания граждан. Собрание, проводимое по инициативе главы сельского поселения, назначается главой сельского поселения в течение 20 дней с даты издания соответствующим органом правового акта, выражающего инициативу проведения собрания, либо получения документов, подтверждающих инициативу населения. Орган, назначивший собрание организует его подготовку и проведение. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) (об. л.д.22).
Действующим решением Совета депутатов МО Петропавловское сельское поселение Павинского муниципального района ... от "__"_____ утверждено Положение о собраниях граждан МО Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района (л.д.39).
Положение устанавливает порядок и проведение собраний граждан по месту их жительства с целью реализации их конституционного права на осуществление самоуправление - для решения вопросов местного значения (ст.2, ст.3).
В работе собраний могут принимать участие граждане, обладающие избирательным правом, проживающие на соответствующей территории, в населенном пункте либо имеющие на данной территории недвижимость или земельные участки (ст.4).
Инициаторами проведения собрания граждан по месту жительства могут быть органы местного самоуправления, их руководители, а так же группа граждан в количестве не менее одного процента от проживающих на соответствующей территории. Инициаторы проводят подготовку собрания, извещают население не позднее 3 дней до его проведения (ст.5, ст.6).
Собрание правомочно в присутствии не менее четверти жителей соответствующей территории, обладающих избирательным правом ( ст.7, ст.8).
Исполнение принятых решений организуют граждане, специально уполномоченные собранием, либо постоянные представители соответствующей территории в органах местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, а так же сами эти органы и их должностные лица (ст.10).
Представительные органы и должностные лица местного самоуправления обязаны в срок, определенный порядком рассмотрения и разрешения обращений граждан территории Павинского муниципального района ..., рассмотреть решение, принятое собранием граждан, определить по нему необходимые меры и информировать об этом жителей соответствующей территории (ст.11).
Из материалов дела усматривается, что "__"__ в адрес главы Петропавловского сельского поселения ФИО3 поступило заявление от жителя д. 1-ая Грязучая Петропавловского сельского поселения ФИО1, в котором он просил о созыве схода жителей его деревни по вопросу об участии в конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах с проектом «Устройство щебеночного слоя покрытия на участке 365 м. дороги в д. 1-ая Грязучая в 2019 году» (л.д.78).
Глава Петропавловского сельского поселения поручила ФИО1 информировать жителей деревни, о том, что собрание по казанному выше вопросу состоится в 12 часов "__"__ в помещении магазина д. 1-ая Грязучая. Из пояснений административного истца ФИО1 следует, что разместили объявление об этом на видном месте в деревне за три дня до собрания (схода).
"__"__ в д. 1-ая Грязучая Петропавловского сельского поселения Павинского района состоялось собрание граждан для рассмотрения вопроса об участии в конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах - ремонт дорожного полотна в д. Первая Грязучая от дома № ___ до дома № ... в щебеночном исполнении протяженностью 338 погонных метров (протокол ___ собрания граждан от "__"__).
Согласно протоколу ___ собрания граждан, главой Петропавловского сельского поселения ФИО3 на собрании были даны разъяснения об отсутствии на текущий момент Областной программы на 2019 год по конкурсному отбору общественных инициатив. Жителям было предложено дождаться весеннего сезона для проверки состояния грунтовой части дорожного полотна деревни, отремонтированного по муниципальному контракту в 2018 году. В списке, приложенном к протоколу собрания было указано, что в собрании граждан участвовало 12 из 27 жителей д. 1-я Грязучая, обладающих избирательным правом (л.д.61).
В протоколе указано, что по указанной повестке решение принято не было, поскольку мнение жителей разделились.
Вместе с тем, из показаний свидетелей ФИО4, ФИО5 следует, что данные, указанные в протоколе собрания жителей д. 1-ая Грязучая от "__"__ не соответствуют действительности. Регистрация участников не проводилась (вместо 12 участников было 15 или 16 человек), председатель и секретарь собрания не выбирались, не оглашалась повестка собрания, не выслушивалось мнение участников, не голосовали по вопросам собрания, не принимали резолюцию, итоги собрания не опубликовывались, напротив, глава Петропавловского сельского поселения ФИО3 перед собранием высказала мысль: а стоит ли жителям деревни, проживающим на хорошем участке дороги, отстаивать интересы меньшинства? После этого, люди неорганизованно стали задавать главе свои личные вопросы, обсуждение повестки собрания не проводилось, глава сельского поселения вскоре покинула собрание.
Суд признает показания свидетелей достоверными, так они согласуются с пояснениями административных истцов, не оспариваются административным ответчиком, пояснившей, что действительно участники не регистрировались, собрание организованно не проводилось, резолюция не голосовалась, не принималась, результаты собрания не публиковались.
Как видно из сообщения и.о. прокурора Павинского района Л.С. Березинского № ___ от "__"__, ФИО1 обратился с заявлением к прокурору Павинского района, в связи с неполучением письменного ответа на свое обращение от "__"__. На основании заявления в отношении главы Петропавловского сельского поселения было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка ___ Павинского судебного района ... от "__"__ глава Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ФИО3 была привлечена к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ в связи с нарушением действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан - заявления ФИО1 от "__"__ (76-77).
Как видно из ответа, данного главой Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района от "__"__ на заявление ФИО1 от "__"__, сход граждан "__"__ по вопросу реализации проекта устройства щебеночного слоя покрытия на участке дороги 365 м. в д. 1-ая Грязучая, был назначен по согласованию с ФИО1, - главой Петропавловского сельского поселения (об. л.д.61).
Таким образом, в нарушение вышеприведенных положений Устава Петропавловского сельского поселения и Положения о собраниях граждан МО Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района, главой Петропавловского сельского поселения фактически не было проведено собрание жителей д. 1-ая Грязучая "__"__, в силу чего не была принята резолюция по итогам собрания, итоги собрания не были обнародованы, не выносились на обсуждение Совета депутатов сельского поселения. Административные истцы - как жители д. 1-ая Грязучая Петропавловского сельского поселения, в данном случая, не смогли реализовать свое право на участие в собрании граждан и обсуждении вопросов местного значения, донесении своего мнения до уполномоченных на решение данных вопросов лиц.
В последующем, по инициативе главы Петропавловского сельского поселения и административных истцов - жителей д. 1-ая Грязучая, "__"__ было организовано собрание граждан- жителей Петропавловского сельского поселения. Согласно протоколу ___ от "__"__ жители деревни организовали и провели собрание (общественные слушания) повторно с участием главы МО ФИО3, и 111 граждан, проживающих в различных населенных пунктах Петропавловского сельского поселения по вопросам:
выбора инициативной группы граждан д. 1-ая Грязучая для оказания помощи администрации поселения в подготовке конкурсной документации, информирования населения о ходе реализации проекта на всех его стадиях, в мониторинге качества выполняемых работ, а так же в участии в приемке работ и обеспечении сохранности объекта (л.д.63-64);
об участии в конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах - ремонт дорожного полотна в д. Первая Грязучая от дома № ___ до дома № ___ в щебеночном исполнении протяженностью 338 погонных метров.
Протокол схода граждан Петропавловского сельского поселения от "__"__, был изготовлен и предоставлен административными истцами в администрацию Поселения.
На Совете депутатов Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района "__"__ принято решение ___ «Об участии в конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах»:
принять участие в 2019 году в конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах, со следующим проектом- ремонт дорожного полотна в д. Шумково от ... до ... щебеночном исполнении с песчаной подсыпкой протяженностью 210 погонных метров и установку трубы в конце улицы после ...;
произвести после схода снежного покрова обследование дорожного полотна протяженностью 338 погонных метров в д. 1-ая Грязучая после проведения ремонтных работ в 2018 году (контракт ___ от "__"__) на предмет его состояния;
решение ___ от "__"__ вступило в силу со дня подписания и подлежало опубликованию в печатном издании Петропавловского сельского поселения «Вестник сельского поселения» и размещению на сайте Петропавловского сельского поселения в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.
Как видно из протокола заседания Совета депутатов Петропавловского сельского поселения от "__"_____ в повестку дня был включен вопрос о ремонте дорожного полотна в д. 1-ая Грязучая, депутаты при обсуждении данного вопроса пришли к выводу о необходимости обследования дорожного полотна в д. 1-ая Грязучая в весенний период после схода снежного покрова и по продвижению общественной инициативы по проекту ремонта дороги в д. Шумково.
В рамках рассмотрения настоящего административного иска вопрос о признании незаконным принятого по вопросу об участии в конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах - ремонт дорожного полотна в д. Первая Грязучая от дома № ___ до дома № ___ в щебеночном исполнении протяженностью 338 погонных метров, Решения Совета депутатов Петропавловского сельского поселения от "__"__, не ставился.
В соответствии с представленными административным ответчиком данными, в Петропавловском сельском поселении зарегистрировано на "__"__ 395 человек, из них проживающие в поселении граждане, обладающие избирательным правом - 246 человек. В д. 1-ая Грязучая проживает 27 жителей, обладающих избирательным правом.
Согласно главе 4 Устава МО Петропавловское сельское поселение Павинского муниципального района, утвержденного решением СД МО Петропавловское сельское поселение Павинского муниципального района, от "__"_____, структуру органов местного самоуправления составляют: Совет депутатов Петропавловского сельского поселения; глава Петропавловского сельского поселения; администрация Петропавловского сельского поселения; контрольная ревизионная комиссия Петропавловского сельского поселения (ст.26).
Совет депутатов поселения состоит из 7 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах, со сроком полномочий 5 лет. Полномочия председателя Совета депутатов поселения исполняет глава сельского поселения (ст.27).
К исключительной компетенции Совета депутатов сельского поселения относится ряд полномочий, в числе которых утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; утверждение правил благоустройства территории сельского поселения (ст.29).
В соответствии с Положением о конкурсном отборе муниципальных образований ... в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах, Утв. Постановлением губернатора ... от "__"_____ (в ред. постановлений губернатора ... от "__"_____, от "__"_____), конкурсный отбор муниципальных образований ... проводится в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах по номинациям «местные инициативы», «дорожная деятельность».
Под проектом в Положении понимается отобранный населением муниципального образования ... по итогам мнения населения, выявленного путем проведения схода, опроса, собрания, или иных форм учета мнения населения, проект развития, основанный на общественных инициативах, завершение реализации которого планируется в срок до 15 декабря каждого текущего года, направленный на решение различных вопросов местного значения.
Организаторами конкурсного отбора в номинации «Дорожная деятельность» являются департамент транспорта и дорожного хозяйства ....
Организаторы в целях проведения конкурсного отбора размещают информацию о проведении конкурсного отбора в ИТС Интернет на портале государственных органов ... не позднее, чем за 10 календарных дней до начала конкурсного отбора. Извещение о проведении конкурсного отбора, в числе прочего, должно содержать информацию о дате начала и окончании приема конкурсных документов, место их приема. Положением предусмотрено продление сроков приема конкурсных документов конкурсной комиссией (не более 50 дней).
Участниками являются муниципальные образования ....
По номинации «Дорожная деятельность» в конкурсные документы входят: заявка по форме согласно приложению ___ к настоящему Положению; пояснительная записка, содержащая информацию об объекте транспортной инфраструктуры, дорожных работах, которые планируется провести в рамках реализации заявленного проекта, в том числе с указанием объема планируемых работ; локальный ресурсный сметный расчет; протокол и лист регистрации участников схода, опроса, собрания граждан (ред."__"__); выписка из решения о бюджете муниципального образования ..., подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на финансирование проектов в текущем году; карта-схема, характеризующая положение объекта, планируемого к реализации в рамках заявленного проекта.
По итогам рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение либо о допуске к участию в конкурсном отборе и признании участником конкурсного отбора, либо об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе (с мотивированным уведомлением в адрес муниципального образования).
Победителями конкурсного отбора признаются муниципальные образования ... в соответствии с приложениями № 1.2 к настоящему Положению.
Победителям конкурса, утвержденным по итогам конкурсного отбора распоряжением губернатора ... предоставляется субсидия из областного бюджета бюджетам муниципальных образований ... в порядке, установленном постановлением администрации ....
Согласно приложению № 2 к Положению, объем запрашиваемых субсидий может быть до 3 млн. руб., а уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования ... за счет средств местного бюджета на софинансирование проекта развития, основанного на общественных инициативах, в номинации «Дорожная деятельность» должен составлять не менее 50% от общей стоимости проекта (л.д. 67-75).
Исходя из анализа приведенных положений, помимо прочего, одним из основных критериев конкурсного отбора проекта, основанного на общественных инициативах, является наличие в бюджете муниципального образования необходимых для реализации проекта на условиях софинансирования денежных средств. Участник конкурсного отбора - муниципальное образование ..., в связи с этим, вправе самостоятельно выбирать, исходя из своих возможностей, социальной значимости, с учетом мнения населения, на реализацию каких проектов будут направлены их бюджетные средства.
Таким образом, требования административных истцов о возложении обязанности на главу Петропавловского сельского поселения по оформлению конкурсных документов по проекту «Устройство щебеночного слоя покрытия на участке дороги в деревне 1-ая Грязучая от дома № ___ до дома № ___ протяженностью 338 метров», основанному на общественных инициативах, и представлению конкурсных документов в комиссию по отбору проектов развития муниципальных образований ... в 2020 году, не основаны на действующих положениях законодательства. По мнению суда, в этом случае, когда собрание, либо сход граждан поселения, либо отдельного населенного пункта сельского поселения не является на основании ст.25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительным органом местного самоуправления, решение по вопросам местного значения, связанным с распределением бюджетных средств, в соответствии со своей компетенцией, принимают органы местного самоуправления муниципального образования.
Возложение соответствующей обязанности на административного ответчика судом являлось бы необоснованным вмешательством в процедуру принятия решения органами местного самоуправления по вопросам местного значения.
Вместе с тем, помимо участия МО в конкурсном отборе проектов развития муниципальных образований, по инициативе заинтересованных лиц, в том числе, в рамках исполнения муниципального контракта, имеется возможность восстановления прав административных истцов на безопасное передвижение по грунтовому участку в д. 1-ая Грязучая.
Учитывая изложенное, суд, приходит к выводу о том, что имеются основания для частичного удовлетворения требований ФИО2, ФИО1
Руководствуясь статьями 175-180, статьями 227-228 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к главе Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ... ФИО3 о признании незаконными действий, направленных на создание препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод, по бойкотированию схода граждан д. 1-ая Грязучая Петропавловского сельского поселения Павинского района ..."__"__ и возложении обязанности по оформлению конкурсных документов по проекту «Устройство щебеночного слоя покрытия на участке дороги в деревне 1-ая Грязучая от дома № ___ до дома № ___ протяженностью 338 метров», основанному на общественных инициативах, и представлению конкурсных документов в комиссию по отбору проектов развития муниципальных образований ... в 2020 году, - удовлетворить частично:
признать незаконными действия ( бездействие ) главы Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ... ФИО3 по срыву схода граждан в д. 1-ая Грязучая Петропавловского сельского поселения Павинского муниципального района ..."__"__.
В остальной части требований административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивировочной части решения в Костромской областной суд через Павинский районный суд.
Мотивировочная часть решения составлена председательствующим судьёй 19 апреля 2019 года.
Судья