Дело № 2а-38/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 22 марта 2019 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Крон И.В.,
при секретаре Полевой Е.Н.,
с участием административного истца Шульпина Б.Д.,
рассмотрев административное дело по административному иску Шульпина Б. Д. к Главе администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаеву А. А. о признании незаконным действия (бездействие) относительно создания товарной аквакультуры,
У С Т А Н О В И Л:
Шульпин Б.Д. обратился в суд с административным иском к Главе администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаеву А.А. и Министерству сельского хозяйства Тверской области о признании незаконным действия Николаева А.А. по не информированию истца и остальных граждан - владельцев недвижимости в д.Покровское и не проведению опроса жителей д.Покровское относительно их мнения по созданию товарной аквакультуры на озере Слободское (нарушение 148-ФЗ от 02 июля 2013 года); по составлению, подписанию и передаче письма в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района с недостоверными сведениями, выполненного с нарушением решений сходов граждан в 2011 году о недопущении создания объектов индустриального рыбоводства на территории Скворцовского сельского поселения (часть 7 ст.25 № 361-ФЗ от 30 ноября 2011 года: решения принятые на сходах граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения); признании незаконным и отмене решения Комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области по пункту 7, а именно: «Определить границы рыбоводного участка на части озера Слободское Торопецкого района», как принятое на основании ложной информации, что 65% населения поддерживает создание товарной аквакультуры на озере Слободское; признании незаконным и отмене Приказа Министерства сельского хозяйства Тверской области №04 от 17 января 2019 года в части утверждения (согласно пункта 6 приложения к приказу) границ рыбоводного участка на озере Слободское, как принятый на основании ложной информации, что 65% населения поддерживает создание товарной аквакультуры на озере Слободское.
Ссылается на то, что Министерство сельского хозяйства Тверской области обратилось к Главе Торопецкого района с вопросом относительно мнения Торопецкого района о целесообразности создания товарной аквакультуры на озере Слободское и озере Добшо. В письме №3778 от 11 декабря 2018 года сообщено о поддержке районом создания товарной аквакультуры на данных озерах. Руководство администрации Скворцовского сельского поселения, имея заинтересованность и зная, что население, проживающее на берегах озер, категорически против создания товарной аквакультуры, опрос жителей деревень, проживающих на берегах озер, проводить не стало, указало, что 65% населения поддерживает развитие товарной аквакультуры. Николаев А.А. не опросил ни одного жителя д.Покровское относительно данного вопроса. Данным действием (бездействием) Николаева А.А. существенным образом нарушены права и законные интересы не только истца, но и большого количества граждан РФ. Нарушение состоит в том, что совершенное действие (бездействие) повлекло принятие Министерством сельского хозяйства Тверской области решения о создании товарной аквакультуры и установление границ рыбоводных участков на озере Слободское вопреки воле народа, а народ, согласно ч.1 ст.3 Конституции РФ, является единственным источником власти. Действия (бездействие) ответчика является также нарушением п.3 ч.3 ст.3 №148-ФЗ от 02 июля 2013 года «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется на принципе участия граждан в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства). Действие (бездействие) Николаева А.А. не допустило участие истца и остальных жителей д.Покровское к решению вопросов, касающихся аквакультуры в непосредственном месте их проживания, что нарушило закон и повлекло нарушение прав и законных интересов граждан.
Определением Торопецкого районного суда от 22 марта 2019 года производство по данному делу в части требований Шульпина Б.Д. к Министерству сельского хозяйства Тверской области о признании и отмене пункта 7 решения комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27 декабря 2018 года и Приказа Министерства сельского хозяйства Тверской области № 04 от 17 января 2019 года об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области в части утверждения границ рыбоводного участка на озере Слободское, прекращено.
В судебном заседании административный истец Шульпин Б.Д. пояснил, что все требования, изложенные в административном исковом заявлении поддерживает. Нарушена ст.42 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ народ является главным источником власти. Создание товарной аквакультуры может нарушить благотворную окружающую среду. В силу ст.3 Водного кодекса РФ, граждане имеют право принимать участие при решении вопросов создания товарной аквакультуры, а органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством РФ. Глава администрации Скворцовского с/п Николаев А.А. не допустил его к обсуждению вопроса относительно создания товарной аквакультуры. Обманным путем направил в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района сведения, в которых указал, что 65% граждан их числа опрошенных проживающих в Скворцовском сельском поселении поддерживают создание товарной аквакультуры на озере Слободское и озере Добшо. Глава администрации Скворцовского сельского поселения Николаев А.А. не учел решение сходов граждан поселения 2011 года. Создание товарной аквакультуры на озере приведет к негативным последствиям - «смерть озеру». Нарушены его права, предусмотренные Конституцией РФ на благоприятные условия окружающей среды. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления обязаны допустить граждан к участию в решении вопроса относительно создания аквакультуры. Глава администрации Скворцовского сельского поселения Николаев А.А. обманул жителей поселения. После того, как узнал, что имеется принятое решение об установлении рыбоводных границ на озере Слободское, он стал заниматься спасением озера. Были направлены обращения в различные компетентные органы с просьбой признать незаконным Приказ Министерства сельского хозяйства об установлении границ рыбоводных участков, принятый на основании Протокола заседания комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области.
Административный ответчик - Глава администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаев А.А., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание 22 марта 2019 года не явился, представил письменные возражения относительно административного иска, в которых указал, что органы местного самоуправления поселений в соответствии с действующим законодательством не наделены полномочиями по решению вопросов о создании товарной аквакультуры и определению границ рыбоводных участков. Опрос граждан, проживающих в д.Добшо, д.Скворцово, д.Бор, д.Воробьи, д.Пятницкое, д.Покровское по вопросу развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в озерах Добшо и Слободское в соответствии с порядком, установленным Уставом Скворцовского сельского поселения не проводился. В соответствии со ст.23 Устава опрос граждан проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Администрация Скворцовского сельского поселения выражала свое мнение по вопросу развития товарной аквакультуры, предварительно проведя устные беседы с жителями поселения.
Участвуя в судебном заседании 27 февраля 2019 года административный ответчик - Глава администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаев А.А. исковые требования не признал,пояснил, что действительно Комитетом по управлению имуществом Торопецкого района ему было предложено высказать свое мнение относительно создания товарной аквакультуры на озере Добшо и озере Слободское с учетом мнения населения. Он направил в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района письмо, в котором указал, что администрация Скворцовского сельского поселения и 65 % граждан из числа опрошенных граждан поселения поддержали создание товарной аквакультуры. Обращает внимание на то, что в письме председателя Комитета по управлению имуществом Торопецкого района не было разъяснено, в какой форме он должен был выяснить мнение населения относительно развития товарной аквакультуры.
Представитель Министерства сельского хозяйства Тверской области в судебное заседание не явился. Министерство надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения данного дела. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя Министерства сельского хозяйства.
Представители заинтересованных лиц - Федерального агентства по рыболовству, администрации Торопецкого района Тверской области и Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области в судебное заседание не явились. Заинтересованные лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения данного дела.
Заслушав административного истца, административного ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 № 1183 «Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками».
Согласно пункту 3 Правил № 1183 в целях определения границ рыбоводных участков органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается комиссия по определению границ рыбоводных участков.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 г. № 94 утвержден Порядок, регламентирующий деятельность комиссии по определению границ рыбоводных участков, созданной Федеральным агентством по рыболовству, территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в целях определения границ рыбоводных участков.
Правовые основы регулирования деятельности в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области, закреплены в положениях Федерального закона от 02 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п.3 ч.3 ст.3 указанного закона правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в том числе на принципе участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
В судебном заседании установлено, что в Министерство сельского хозяйства Тверской области поступило предложение ООО «Чихачи» об определении границ рыбоводных участков на части акваторий озер Слободское и Добшинское Торопецкого района Тверской области.
Поскольку Комиссия по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области учитывает предложения муниципального образования, на территории которого расположен рассматриваемый водный объект, на предмет целесообразности его использования в целях товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) Министерство сельского хозяйства направило 25 октября 2018 года, исх.№ 5669 Главе Торопецкого района Тверской области письмо с предложением высказать свою позицию по развитию товарной аквакультуры на озерах Слободское и Добшинское с учетом мнения населения.
В связи с тем, что озеро Слободское и озеро Добшинское расположены на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области председатель Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области Матвеева С.С. в письме от 05 декабря 2018 года, исх.№ 462 предложила Главе Скворцовского сельского поселения Николаеву А.А. высказать свою позицию по развитию товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское и озере Добшинское, с учетом мнения населения.
10 декабря 2018 года исх.№ 401 Глава Скворцовского сельского поселения Николаев А.А. в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района направил письменный ответ о том, что администрация Скворцовского сельского поселения и 65% граждан из числа опрошенных, проживающих в д. Добшо, д. Скворцово, д. Бор, д. Воробьи, д. Пятницкое, д. Покровское, расположенных в непосредственной близости от озера Добшо и озера Слободское поддерживают развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в этих озерах.
Учитывая информацию, представленную Главой администрации Скворцовского сельского поселения, Глава Торопецкого района Бриж А.Г. 11 декабря 2018 года, исх.№33779 сообщил Министерству сельского хозяйства Тверской области о том, что администрация Скворцовского сельского поселения Торопецкого района и администрация Торопецкого района считают целесообразным создание рыбоводного комплекса на водных объектах (озере Слободское и озере Добшинское).
На заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27 декабря 2018 года были рассмотрены предложения ООО «Чихачи» и принято решение об определении границы рыбоводного участка на части озера Добшинское Торопецкого района и определении границы рыбоводного участка на части озера Слободское Торопецкого района, что подтверждается Протоколом заседания комиссии № 13 от 27 декабря 2018 года.
Министром сельского хозяйства Тверской области издан приказ № 04 от 17 января 2019 года об утверждении границ рыбоводных участков согласно приложению к приказу, в котором под пунктами 5 и 6 указаны рыбоводные участки на территории Торопецкого района - часть акватории озера Добшинское и часть акватории озера Слободское.
Жители Скворцовского сельского округа Торопецкого района Тверской области, получив через СМИ информацию о принятом решении относительно создания на озере Слободское и озере Добшинское товарной аквакультуры направили обращения в различные компетентные органы, выразив свое несогласие на развитие товарной аквакультуры, указав, что опрос граждан по данному вопросу не проводился, и просьбой об оказании помощи в разрешении данного вопроса.
В Министерство поступило более 70 обращений граждан, а также коллективных обращений, об отмене решения членов Комиссии от 27 декабря 2018 года об определении границ рыбоводных участков на озерах Добшинское и Слободское. Специалистами Министерства осуществлен выезд в Торопецкий район, в ходе которого проведена встреча с представителями администрации Торопецкого района и Скворцовского сельского поселения, а также жителями д. Покровское. Граждане, присутствовавшие на встрече, единогласно высказались против осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское, так как разведение форели может привести к ухудшению экологической обстановки на водном объекте.
На заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27 февраля 2019 года были повторно рассмотрены предложения ООО «Чихачи» об определении границ рыбоводных участков в Торопецком районе.
Согласно Протоколу № 14 заседания комиссии было принято решение об отмене решения членов Комиссии от 27 декабря 2018 года об определении границ рыбоводного участка на части озера Добшинское и части озера Слободское Торопецкого района Тверской области.
Приказом Министра сельского хозяйства №33 от 11 марта 2019 года в таблице «Рыбоводные участки на водоемах Тверской области» приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Тверской области от 17 января 2019 года №04 «Об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области» пункты 5 и 6 признаны утратившими силу.
По ходатайству административного истца в судебном заседании допрошены в качестве свидетелей Л.И.Ю. и Л.З.И.
Свидетель Л.И.Ю.. подтвердил, что в 2011 году в д.Покровское Скворцовского сельского поселения проводился сход граждан, на котором решался вопрос по инициативе К.А.П.. о создании товарной аквакультуры. Все присутствующие выступили против создания рыбоводного хозяйства. В 2019 году Глава администрации Скворцовского сельского поселения принял решение о создании товарной аквакультуры без мнения граждан, опрос жителей не проводился.
Свидетель Л.З.И. в судебном заседании пояснила, что она, как и все жители деревни Покровское Скворцовского сельского поселения возражает относительно создания товарной аквакультуры на озере Слободское. Решение Главой администрации Скворцовского сельского поселения по данному вопросу принято без учета мнения граждан.
Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов Скворцовского сельского поселения № 11 от 31 октября 2018 года Николаев А.А. избран Главой Скворцовского сельского поселения.
Согласно Уставу МО Скворцовское сельское поселение Торопецкого района Тверской области Глава Скворцовского сельского поселения, возглавляет администрацию Скворцовского сельского поселения.
В главе 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указаны формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, к числу которых относятся: местный референдум и сход граждан (в целях решения вопросов местного значения); публичные слушания (для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения); собрания граждан (для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования); опрос граждан (для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти) и др.
Административный истец просит признать незаконными действия (бездействие) Главы Скворцовского сельского поселения Николаева А.А., в т.ч. и по не проведению опроса жителей д.Покровское относительно создания аквакультуры.
Согласно ч.3 ст.31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опрос граждан проводится по инициативе: представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Названные органы могут инициировать опрос граждан только по указанным вопросам. Соответственно, глава муниципального образования не вправе инициировать опрос граждан по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектовРФ. Органы государственной власти субъектовРФ не вправе инициировать опрос граждан по иным вопросам, нежели выявление мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Аналогичные положения закреплены в Уставе МО Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.
В статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставе МО Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области указан перечень вопросов относящихся к вопросам местного значения.
Вопрос относительно развития товарной аквакультуры не относится к вопросам местного значения сельского поселения, перечень которых указан в статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставе МО Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.
В судебном заседании установлено, что Глава администрации Скворцовского сельского поселения Тверской области Николаев А.А. опрос жителей д.Покровское относительно выяснения позиции по вопросу развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское в порядке, установленном ст.31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не проводил. Данный факт не оспаривается и самим административным ответчиком.
Вместе с тем, как в письме Министерства сельского хозяйства от 25 октября 2018 года исх.№ 5669, адресованном Главе Торопецкого района Тверской области Бриж А.Г., так и в письме председателя Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области Матвеевой С.С. от 05 декабря 2018 года исх.№462, адресованному Главе Скворцовского сельского поселения Николаеву А.А., не содержится разъяснений о том, в какой конкретно форме необходимо было высказать позицию по развитию товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское и озере Добшинское.
Суд считает несостоятельными доводы административного истца о том, что Глава администрации Скворцовского сельского поселения Николаев А.А. при составлении, подписании и передаче письма в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области в 2019 году должен был сослаться на решение схода граждан 2011 года о недопущении создания объектов индустриального рыбоводства на территории Скворцовского сельского поселения, поскольку с 2011 года прошло значительное количество времени, состав жителей и их мнение по данному вопросу могло измениться.
В соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу данной нормы права для признания решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов истца.
Административный истец оспаривает действия (бездействие) административного ответчика (по не информированию и не проведению опроса по созданию товарной аквакультуры; по составлению, подписанию и передаче письма в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области с недостоверными сведениями, выполненного с нарушением решений сходов граждан в 2011 году), которые привели к вынесению Приказа Министра сельского хозяйства об утверждении границ рыбоводных участков на озере Слободское.
В настоящее время издан Приказ Министра сельского хозяйства, которым утверждение границ рыбоводных участков на озере Слободское признано утратившим силу.
Суд не усматривает каких-либо нарушений прав, свобод и интересов административного истца.
Удовлетворение административного иска не повлечет наступления юридически значимых последствий для административного истца.
На основании вышеизложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Шульпина Б. Д. к Главе администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаеву А. А. о признании незаконным действия (бездействие) относительно создания товарной аквакультуры на озере Слободское Торопецкого района Тверской области (по не информированию и не проведению опроса по созданию товарной аквакультуры; по составлению, подписанию и передаче письма в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области с недостоверными сведениями, выполненного с нарушением решений сходов граждан в 2011 году), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2019 года.
Председательствующий И.В. Крон