Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Сараи ДД.ММ.ГГГГ
Сараевский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего – судьи Иванова Д.В.,
при секретаре – Аниськиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
В обоснование своих требований указывает, что является законным владельцем земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> Обременений объекта недвижимости не имеется. На данном земельном участке расположен жилой дом, зарегистрированный за истцом на праве личной собственности в Бюро технической инвентаризации.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в соответствующий орган с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанный земельный участок в установленном законом порядке, оплатив государственную пошлину, предоставив следующие документы: договор дарения целого жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.; решение <данные изъяты> районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.; Постановление Главы администрации <данные изъяты> Рязанской области «О закреплении земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Однако административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена, мотивируя тем, что правоустанавливающий документ прежнего собственника жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке не предоставлен. В связи с тем, что Постановление Главы администрации <данные изъяты> Рязанской области от <адрес>. № выдано административному истцу после введения в действие Земельного кодекса РФ и в нем не указано категория земель, вид разрешенного использования, право на которое предоставлен земельный участок. В соответствии с Земельным кодексом РФ земельный участок предоставляется гражданам за плату, то есть по договору купли-продажи или договору аренды. Тем самым, возложив на административного истца незаконные и необоснованные обязанности ранее возникшего права собственности на земельный участок, создав препятствия к осуществлению в регистрации права.
В связи с этим административный истец просит обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>. с кадастровым №, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
Впоследствии административным истцом уточнены административные исковые требования, не изменяя предмет административного иска, истец дополнил основания заявленных требований, просил признать незаконным приостановление государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Административный истец ФИО1, извещенный своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просит рассмотреть дело без его участия, поскольку в силу возраста и инвалидности не может явиться. Заявленные требования поддерживает в полном объеме и настаивает на их удовлетворении.
Административный ответчик – Управление Росреестра по Рязанской области, своевременно и надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, в своем заявлении представитель Управления по доверенности просит рассмотреть дело в их отсутствие, в своих письменных возражениях представитель ответчика против заявленных требований истца возражает.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая положения ч. 6 ст. 226 КАС РФ, принимая во внимание уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, учитывая, что их явка судом не была признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организации, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
С 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами
В соответствии с ч. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ).
То есть, на основании вышеприведенных норм Управление Росреестра по Рязанской области наделена функцией государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, только в случаях предоставления в письменном виде соответствующих документов указных выше. В случае, если предоставленных документов необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав недостаточно, то орган, в данном случае Управление Росреестра по Рязанской области имеет право приостановить регистрацию права на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Лицо, которые обратилось за регистрацией права и не согласное с данным решением о приостановлении, в соответствии с вышеприведенными нормами КАС РФ имеет права обжаловать его в суд, поскольку в силу закона Управление Росреестра по Рязанской области является государственным органом власти, который наделен отдельными государственными полномочиями, в частности на регистрацию права собственности на недвижимое имущество.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Рязанской области с заявлением о регистрации права на земельный участок с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно описи документов принятых для оказания государственных услуг ФИО1 на государственную регистрацию прав представлены: заявление о государственной регистрации права, договор дарения целого жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.; решение <данные изъяты> районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.; Постановление Главы администрации <данные изъяты> Рязанской области «О закреплении земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Решением Управления Росреестра по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок приостановлена ввиду непредставления правоустанавливающего документа на земельный участок любого прежнего собственника жилого дома. Разъяснено, что в случае неустранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение срока приостановления, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав будет отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В суде установлено, что согласно договору дарения целого жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подарен целый жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Документов, подтверждающих наличие зарегистрированного права на жилой дом, не предоставлено.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ранее возникшие права на указанный выше земельный участок в ЕГРН не зарегистрированы. Право на спорный земельный участок, на котором расположен жилой дом к административному истцу не переходило, сведений о наличии зарегистрированного права на спорный земельный участок у предыдущих собственников дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке, не имеется.
Таким образом, законность оснований возникновения права собственности на спорный земельный участок административным истцом не доказана и в соответствии с действующим законодательством осуществление государственной регистрации перехода прав на данный земельный участок не представляется возможным, в связи с чем данная регистрация была приостановлена.
Кроме того, согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельный участок площадью <данные изъяты>., кадастровый номер № по адресу: <адрес> При этом граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, о чем свидетельствует запись в графе «особые отметки». Спорный земельный участок не сформирован с установлением границ и поставлен на кадастровый учет без определения уникальных характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок и обязании регистрирующего органа провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок не имеется.
Оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации вынесено в пределах компетенции регистрирующего органа, в рамках установленной законом процедуры рассмотрения заявлений о государственной регистрации. Доказательств несоответствия принятого решения требованиям действующего законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, равно как и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов ФИО1, административным истцом не представлено.
Административным истцом не было представлено ни одного документа, являющегося основанием для обязания административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, не представлен документ, устанавливающий или удостоверяющий право прежнего собственника вышеуказанного жилого дома на земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>
При этом представленные документы, в соответствии с которыми к истцу перешло право собственности на дом, не являются документами о предоставлении земельного участка, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на землю и не являются документами, подтверждающими принадлежность истцу земельного участка.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о законности действий регистрирующего органа по приостановлению государственной регистрации права и в силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ полагает отказать истцу в удовлетворении административного иска.
Таким образом, требования истца о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании возложенных на ФИО1 обязанностей данным решением о приостановлении (данное требование является однородным с требованием о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок, поскольку направленно на одно действие с ним), которые наряду с требованием об обязании провести государственную регистрацию права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым <данные изъяты> подлежат отклонению в виду вышесказанного.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании возложенных на ФИО1 обязанностей данным решением о приостановлении и обязании провести государственную регистрацию права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым № - отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Рязанский областной суд через Сараевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено в день его вынесения, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Судья – подпись
Копия верна:
судья Сараевского районного суда
Рязанской области Д.В. Иванов.