ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-38/2021 от 23.06.2021 Томского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Осмольской М.О.,

при секретаре Шелгачеве Е.М.,

помощник судьи Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2 административное дело № 2а-38/2021 по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран-3» к Администрации Томского района о признании незаконным постановления,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Ветеран-3» (далее – СНТ «Ветеран-3») в лице представителя ФИО1 обратилось в суд к Администрации Томского района о признании незаконным постановления Администрации Томского района от 09.12.2019 №1284-1-з «Об отмене постановления Администрации Томского района от 26.06.2013 №1847-з».

В обоснование исковых требований указано, что 26.06.2013 Администрацией Томского района принято постановление № 1847-з, которым для СНТ «Ветеран-3» предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, площадью 36207 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения для организации проездов, проходов, улиц, площадей (земли общего пользования). 16.07.2013 в Едином государственном реестре недвижимости за СНТ «Ветеран-3» зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок за № 70-70-01/205/2013-268. С даты приобретения права собственности СНТ «Ветеран-3» обслуживает названный земельный участок, несет расходы по его содержанию, в полной мере реализует свои права как собственника. 30.07.2019 Администрация Томского района обратилась в Томский районный суд Томской области с исковым заявлением к СНТ «Ветеран-3» об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером . В обоснование исковых требований указано, что данный земельный участок предоставлен в собственность административного истца незаконно, о чем имеется представление прокуратуры Томского района. В ходе рассмотрения дела в Томском районном суде Томской области Администрацией Томского района представлено постановление от 09.12.2019 № 1284-1-з об отмене ранее вынесенного постановления Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з, на основании которого был предоставлен в собственность административного истца земельный участок с кадастровым номером . Административный истец полагает, что постановление от 09.12.2019 № 1284-1-з нарушает его права как собственника и является незаконным. Из буквального толкования положений ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что такое основание прекращения права как отмена ранее принятого муниципального правового акта о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, право на который зарегистрировано в установленном порядке в законе отсутствует. Постановление от 09.12.2019 № 1284-1-з не содержит каких-либо указаний на основания отмены постановления от 26.06.2013 № 1847-з, не содержит ссылок на конкретные фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, в постановлении не приведены доказательства несоответствия закону ранее изданного постановления. С учетом того, что оспариваемое постановление вынесено в период производства по делу об истребовании земельного участка с кадастровым номером из владения административного истца, последний полагает, что постановление от 26.06.2013 № 1284-1-з направлено на лишение СНТ «Ветеран-3» права собственности на земельный участок.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что оспариваемое постановление Администрации Томского района от 09.12.2019 №1284-1-з «Об отмене постановления Администрации Томского района от 26.06.2013 №1847-з» направлено на лишение СНТ «Ветеран-3» права собственности на земельный участок с кадастровым номером . Исходя из положений ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации такое основание прекращения права собственности на земельный участок как отмена ранее принятого муниципального правового акта о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, право на который зарегистрировано в установленном порядке в законе отсутствует. Постановление Администрации Томского района от 09.12.2019 № 1284-1-з является незаконным, поскольку не содержит указания на основание отмены постановления от 26.06.2013 № 1847-з, ссылок на конкретные фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, в постановлении не приведены доказательства несоответствия закону ранее изданного постановления. СНТ «Ветеран-3» является надлежащим административным истцом, поскольку обратилось с настоящим административным исковым заявлением до вынесения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 09.03.2021.

Представитель административного ответчика Администрации Томского района ФИО2 в судебном заседании исковые требования СНТ «Ветеран-3» не признала, в ходе рассмотрения дела пояснила, а также указала в письменном отзыве, что 21.09.2012 ФИО3 как председатель СНТ «Ветеран-3» обратился с заявлением в Администрацию Томского района с просьбой предоставить в собственность СНТ общие земли СНТ «Ветеран-3», общей площадью 36208 кв.м. При указании наименования СНТ в заявлении ИНН не было отражено. Заявление заверено печатью СНТ «Ветеран-3», которая также не имеет указания ИНН. К указанному заявлению ФИО3 были приложены документы: план земельного участка, пояснительная записка от 20.09.2012, Устав СНТ «Ветеран-3» от 2002 года, свидетельство о постановке на учет СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), свидетельство о государственной регистрации юридического лица СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), выписка из решения общего собрания СНТ «Ветеран-3» от 07.05.2007, где имеется печать СНТ без указания ИНН. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления от 21.09.2012 постановлением Администрации Томского района от 19.10.2012 №2462-у СНТ «Ветеран-3» образован земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, д. Кисловка, площадью 36 207 кв.м для организации проездов, проходов, улиц, площадей (земли общего пользования), утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением Администрации Томского района № 1847-з от 26.06.2013 по указанному выше заявлению от 21.09.2012 в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» СНТ «Ветеран-3» предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером , площадью 36207 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, д. Кисловка, для организации проездов, проходов, улиц, площадей (земли общего пользования). 02.07.2013 ФИО3, действуя в интересах СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***> обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , приложив документы, а именно: свидетельство о постановке на учет СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>) в налоговом органе по месту нахождения серии 70 № 001663173 от 16.08.2012, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии от 03.12.2012 о государственной регистрации СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), Устав СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), выписку из протокола собрания «Ветеран-3» от 09.08.2012, где имеется печать СНТ с указанием ИНН <***>. 16.07.2013 зарегистрировано право собственности СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>) на земельный участок с кадастровым номером . О факте незаконного владения спорным земельным участком Администрация Томского района узнала из представления прокуратуры Томского района от 24.06.2019 № 189ж-2019, полученного 01.07.2019. Поскольку воля Администрации Томского района была направлена на предоставление земельного участка в собственность иному лицу - СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***>, постановлением Администрации Томского района № 1284-1-з от 09.12.2019 отменено постановление Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з «О предоставлении земельного участка СНТ «Ветеран-3» в <адрес> Поскольку постановлением Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з земельный участок предоставлялся в собственность СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***>, постановление Администрации Томского района от 09.12.2019 № 1284-1-з об отмене постановления Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з не затрагивает права и законные интересы СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***>, из чужого незаконного владения которого истребован спорный земельный участок. Таким образом, СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***> является ненадлежащим истцом, поскольку он не является собственником или иным законным владельцем спорного земельного участка. Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Поскольку в постановлении Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з не указаны данные, позволяющие однозначно идентифицировать, какому СНТ предоставляется в собственность земельный участок, органом местного самоуправления правомерно вынесено постановление Администрации Томского района от 09.12.2019 № 1284-1-з, отменяющее ранее принятый им правовой акт. Постановление Администрации Томского района от 09.12.2019 № 1284-1-з является законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо СНТ «Областной совет ветеранов «Ветеран-3», извещенное о времени и месте рассмотрения административного дела представителя в суд не направило.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Частями 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, в том числе право собственности, сервитут, аренда, безвозмездное пользование земельными участками, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент предоставления земельного участка) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент предоставления земельного участка) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, до 01.01.2019 регулировались Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое некоммерческое объединение граждан некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

По смыслу ст. 5 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое некоммерческое объединение считалось созданным с момента его государственной регистрации.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального законам от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» после государственной регистрации садоводческого некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.

В силу ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 1). Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (п.2). Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления (п. 5).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имущество общего пользования это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

В судебном заседании установлено, что 21.09.2012 ФИО3 как председатель СНТ «Ветеран-3» обратился с заявлением в Администрацию Томского района с просьбой предоставить в собственность СНТ общие земли СНТ «Ветеран-3», общей площадью 36208 кв.м.

По результатам рассмотрения указанного заявления от 21.09.2012 постановлением Администрации Томского района от 19.10.2012 № 2462-у СНТ «Ветеран-3» образован земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, площадью 36207 кв.м, для организации проездов, проходов, улиц, площадей (земли общего пользования), утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Постановлением Администрации Томского района № 1847-з от 26.06.2013 СНТ «Ветеран-3» в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 36207 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Томская область Томский район д. Кисловка, для организации проездов, проходов, улиц, площадей (земли общего пользования).

16.07.2013 зарегистрировано право собственности СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>) на земельный участок с кадастровым номером , площадью 32491 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для организации проездов, проходов, улиц, площадей (земли общего пользования), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

Прокурором Томского района Томской области 24.06.2016 вынесено представление №189ж-2019 об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о садоводческих некоммерческих объединениях граждан, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером не мог быть бесплатно предоставлен в собственность СНТ «Ветеран-3», поскольку к имуществу общего пользования членов указанного СНТ не относился, сформирован посредством образования из земель сельскохозяйственного назначения, а не при разделе земельного участка, предоставленного данной организации для ведения садоводства. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером незаконно выбыл из государственной собственности. Более того, будучи предоставленным в отсутствие правовых оснований, земельный участок с кадастровым номером перешел в собственность не СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), которым испрашивался, а СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), в результате противоправных действий ФИО3 в указанный период времени являвшегося председателем обоих СНТ. При этом условием, способствовавшим указанным противоправным действиям, стало отсутствие в постановлениях Администрации Томского района от 19.10.2012 № 2462-у, от 26.06.2013 № 1847-з индивидуализации юридического лица (ИНН), которому земельный участок предоставлялся.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель административного ответчика пояснила, что Администрация Томского района, распоряжаясь земельным участком с кадастровым номером исходила из того, что земельный участок предоставляется СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***>, поскольку исходя из документов, приложенных к заявлению, следовало, что именно данное СНТ испрашивало земельный участок. Поскольку воля Администрации Томского района была направлена на предоставление земельного участка в собственность иному лицу (СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***>), постановлением Администрации Томского района № 1284-1-з от 09.12.2019 было отменено постановление Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з «О предоставлении земельного участка СНТ «Ветеран-3» в <адрес>

Административный истец СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), обращаясь в суд с настоящим иском, указал, что вынесенное Администрацией Томского района постановление № 1284-1-з от 09.12.2019 является незаконным, нарушающим права административного истца как собственника земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 09.03.2021 отменено решение Томского районного суда Томской области от 14.08.2020 и принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования Администрации Томского района к СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>) об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, постановлено: истребовать из чужого незаконного владения СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 36207 кв.м.

Стороны по настоящему административному делу являлись лицами, участвующими в указанном гражданском деле, при рассмотрении которого установлены обстоятельства, связанные с предоставлением земельного участка, в отношении которого принято оспариваемое постановление, соответственно, в силу норм процессуального законодательства, установленные апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 09.03.2021 обстоятельства являются для сторон по настоящему делу обязательными, не подлежат доказыванию вновь и не могут оспариваться, то есть имеют преюдициальное значение.

Так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 09.03.2021 установлено, что 12.11.2002 за основным государственным регистрационным номером в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран-3» (сокращенное наименование - СНТ «Ветеран-3»), ИНН <***>.

Согласно свидетельству о внесении изменений записи в ЕГРЮЛ от 07.03.2012, в учредительные документы указанного юридического лица внесены изменения, при этом наименование товарищества указано как Садоводческое некоммерческое товарищество «Областной Совет ветеранов «Ветеран-3» (сокращенное наименование - СНТ «Областной Совет ветеранов «Ветеран-3»).

Из Устава СНТ «Ветеран-3» от 2002 года, Устава СНТ «Областной Совет ветеранов «Ветеран-3», зарегистрированного 07.03.2012, следует, что товарищество создано по адресу: <адрес>

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 30.08.2019 местонахождение СНТ «Областной Совет ветеранов «Ветеран-3»: с. Тахтамышево Томского района, д. 1/1.

Председателем СНТ «Ветеран-3», ИНН <***>, являлся ФИО3 Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из решения общего собрания СНТ «Ветеран-3» от 07.05.2007.

16.08.2012 за основным государственным регистрационным номером в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран-3» (сокращенное наименование - СНТ «Ветеран-3»), ИНН <***>.

Согласно Уставу СНТ «Ветеран-3», ИНН <***>, СНТ зарегистрировано по адресу: <адрес>. Председателем СНТ «Ветеран-3», ИНН <***> являлся ФИО3

21.09.2012 ФИО3 как председатель СНТ «Ветеран-3» обратился с заявлением в Администрацию Томского района с просьбой предоставить в собственность СНТ общие земли СНТ «Ветеран-3», общей площадью 36208 кв.м. К указанному заявлению ФИО3 были приложены документы: план земельного участка, пояснительная записка от 20.09.2012, Устав СНТ «Ветеран-3» от 2002 года, свидетельство о постановке на учет СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), свидетельство о государственной регистрации юридического лица СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), выписка из решения общего собрания СНТ «Ветеран-3» от 07.05.2007, где имеется печать СНТ без указания ИНН.

Представленное ФИО3 заявление без указания ИНН товарищества, прилагаемые к нему учредительные документы СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***>, однозначно давали основания Администрации Томского района полагать, что ФИО3 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в интересах СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***>.

Установлено, что 02.07.2013 ФИО3, действуя в интересах СНТ «Ветеран-3» с ИНН <***>, обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , приложив документы, а именно: свидетельство о постановке на учет СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>) в налоговом органе по мету нахождения серии от 16.08.2012, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии от 03.12.2012 о государственной регистрации СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), Устав СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), выписку из протокола собрания «Ветеран-3» от 09.08.2012, где имеется печать СНТ с указанием ИНН <***>.

Поскольку воля Администрации Томского района была направлена на предоставление земельного участка в собственность иному лицу (СНТ с ИНН ), постановлением Администрации Томского района № 1284-1-з от 09.12.2019 отменено постановление Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з «О предоставлении земельного участка СНТ «Ветеран-3» в д. Кисловка».

Судом апелляционной инстанции также установлено, что по основаниям, допускаемым законом, в собственность ответчика СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>) спорный земельный участок с кадастровым номером , не мог быть передан. В собственность СНТ мог быть предоставлен бесплатно земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, сформированный при разделе земельного участка, предоставленного данной организации для ведения садоводства. Однако к имуществу общего пользования членов Садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран-3» (ИНН <***>) спорный земельный участок не относился. Достоверных доказательств, подтверждающих право СНТ в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» получить в собственность спорный земельный участок бесплатно СНТ «Ветеран-3» не представлено. Администрация Томского района, принимая постановление от 26.06.2013, имела намерения передать земельный участок другому лицу.

До предоставления на основании постановления Администрации Томского района №1847-з от 26.06.2013 земельный участок с кадастровым номером относился к государственной неразграниченной собственности, правом его распоряжения обладала Администрация Томского района.

Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером незаконно выбыл из государственной собственности, помимо воли истца на передачу имущества СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 09.03.2021 принято решение об удовлетворении требования Администрации Томского района об истребовании спорного земельного участка из чужого незаконного владения.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в Определении от 26.05.2011 № 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Из приведенных правовых предписаний в их совокупности следует, что представительный орган муниципального образования в порядке самоконтроля может отменить принятый (изданный) им ранее муниципальный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.

Основанием для вынесения Администрацией Томского района постановления №1284-1-з от 09.12.2019 об отмене постановления Администрации Томского района от 26.06.2013 №1847-з «О предоставлении земельного участка СНТ «Ветеран-3» в д. Кисловка» послужило то обстоятельство, что воля Администрации Томского района, отраженная в постановлении от 26.03.2013 была направлена на предоставление земельного участка в собственность СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), а не в собственность административного истца - СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), а также отсутствие правовых оснований для предоставления земельного участка СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>).

Действия Администрации Томского района по реализации прав органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлены на устранение нарушения законодательства путем отмены принятого им ненормативного акта в порядке самоконтроля.

Вопреки доводам представителя административного истца оспариваемое постановление Администрации Томского района от 09.12.2019 № 1284-1-з «Об отмене постановления Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з» не направлено на лишение СНТ «Ветеран-3» права собственности на земельный участок с кадастровым номером , поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что у Администрации Томского района при принятии постановления от 26.06.2013 № 1847-з отсутствовали намерения по предоставлению данного земельного участка СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>), а также то, что по основаниям, допускаемым законом земельный участок с кадастровым номером не мог быть передан в собственность СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>).

Ссылка представителя административного истца на отсутствие в постановлении Администрации Томского района от 09.12.2019 № 1284-1-з указания на основания отмены постановления от 26.06.2013 № 1847-з, на конкретные фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, необоснованна, поскольку не является основанием для признания постановления, принятого Администрацией Томского района в порядке самоконтроля незаконным, по изложенным выше обстоятельствам

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление Администрации Томского района от 09.12.2019 № 1284-1-з «Об отмене постановления Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з» принято в рамках предоставленной административному ответчику законом компетенции, порядок принятия оспариваемого постановления соблюден, основания для принятия оспариваемого постановления имелись, тогда как СНТ «Ветеран-3» (ИНН <***>) не доказан факт нарушения его прав и законных интересов указанным постановлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран-3» к Администрации Томского района о признании незаконным постановления Администрации Томского района от 09.12.2019 № 1284-1-з «Об отмене постановления Администрации Томского района от 26.06.2013 № 1847-з» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская

Копия верна

УИД 70RS0005-01-2020-000286-06

Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-38/2021

Судья М.О. Осмольская

Секретарь Е.М. Шелгачев