ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-39-2024 от 22.01.2024 Тяжинского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-39-2024

УИД 42RS0027-01-2023-000661-15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Яхонтовой Е.А.,

при секретареАлымовой Н.А.,

с участиемпомощника прокурора Тяжинского района Буланаковой А.А.,

представителя ответчика – администрации Тяжинского муниципального округа Турунтаева Е.А.,

представителей заинтересованных лиц – ООО «Тяжинская генерирующая компания» Соколова И.С., ЗАО «Тяжинское ДРСУ» Червова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. ТяжинскийТяжинского района Кемеровской области 22января 2024 года

административное дело по административному исковому заявлению административного истца прокурора Тяжинского района к администрации Тяжинского муниципального округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по актуализации схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа до ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тяжинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Тяжинского муниципального округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по актуализации схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований истец указывает, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены следующие нарушения закона.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.20 1 0 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190- ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе и обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 23 Федерального закона № 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.

В соответствии с пп. «д» и «ж» п. 26 Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» задачами по поддержанию основных производственных фондов топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для обеспечения энергетической безопасности, являются:

- проведение комплексной модернизации и оптимизации основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса с использованием преимущественно отечественных инновационных, энергоэффективных и экологически безопасных технологий и оборудования,

- уменьшение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.

Положениями п. 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» определено, что проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее – органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее – ответственные лица) по решению ответственных лиц.

Письмом Минэнерго России от 15.04.2020 № МЮ-4343/09 «Об утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов» рекомендовано органам местного самоуправления при заключении контрактов на разработку и актуализацию схем теплоснабжения муниципальных образований включать разработку следующих разделов и глав:

- раздел «Обеспечение экологической безопасности теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения» схемы теплоснабжения, включающий:

а) описание текущего и перспективного объема (массы) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ на водосборные площади, в поверхностные и подземные водные объекты, размещения отходов производства, образующихся на стационарных объектах производства тепловой энергии (мощности), в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, размещенных на территории поселения, городского округа, города федерального значения (далее – объекты теплоснабжения);

б) описание текущих и перспективных значений средних за год концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от выбросов объектов теплоснабжения;

в) описание текущих и перспективных значений максимальных разовых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от выбросов объектов теплоснабжения;

г) оценку снижения объема (массы) выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух и размещения отходов производства за счет перераспределения тепловой нагрузки от котельных на источники скомбинированной выработкой электрической и тепловой энергии;

д) предложения по снижению объема (массы) выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сбросов вредных (загрязняющих) веществ наводосборные площади, в поверхностные иподземные водные объекты, и минимизации воздействий на окружающую среду от размещения отходов производства;

е) предложения по величине необходимых инвестиций для снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сброса вредных (загрязняющих) веществ на водосборные площади, в поверхностные и подземные водные объекты, минимизации воздействий на окружающую среду от размещения отходов производства.

- часть 12 «Экологическая безопасность теплоснабжения» главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения» (описание текущего состояния воздействия на окружающую среду), включающую:

а) электронную карту территории поселения, городского округа, города федерального значения с размещением на ней всех существующих объектов теплоснабжения;

б) описание фоновых или сводных расчетов концентраций загрязняющих веществ на территории поселения, городского округа, города федерального значения;

в) описание характеристик и объемов сжигаемых видов топлив на каждом объекте теплоснабжения в соответствии с частью 8 главы 1 требований к схемам;

г) описание технических характеристик котлоагрегатов в соответствии счастью 2 главы 1 требований к схемам, с добавлением описания технических характеристик дымовых труб и устройств очистки продуктов сгорания от вредных выбросов;

д) описание валовых и максимальных разовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на каждом источнике тепловой энергии (мощности), включая двуокись серы, окись углерода, оксиды азота, бенз(а)пирен, мазутную золу в пересчете на ванадий, твердые частицы;

е) описание результатов расчетов средних за год концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от объектов теплоснабжения;

ж) описание результатов расчетов максимальных разовых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от объектов теплоснабжения;

з) описание объема (массы) образования и размещения отходов сжигания топлива;

и) данные расчетов рассеивания вредных (загрязняющих) веществ от существующих объектов теплоснабжения, представленные на карте-схеме поселения, городского округа, города федерального значения.

- главу «Оценка экологической безопасности теплоснабжения» обосновывающих материалов, содержащую:

а) описание фоновых и/или сводных расчетов концентраций вредных (загрязняющих) веществ на территории поселения, городского округа, города федерального значения;

б) прогнозные расчеты максимальных разовых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от сохраняемых, модернизируемых и планируемых к строительству объектов теплоснабжения, с учетом плана реализации мер по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха;

в) прогнозные расчеты вкладов выбросов от объектов теплоснабжения, в фоновые (сводные) концентрации загрязняющих веществ на территории поселения, городского округа, города федерального значения;

г) прогнозы удельных выбросов загрязняющих веществ на выработку тепловой и электрической энергии, согласованных с требованиями к обеспечению экологической безопасности объектов теплоэнергетики, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) прогнозы образования и размещения отходов сжигания топлива на сохраняемых, модернизируемых и планируемых к строительству объектах теплоснабжения;

- информацию о суммарном объеме потребляемого топлива в поселении в натуральном и условном выражении с выделением газа, угля и мазута с разбивкой на каждых год действия схемы теплоснабжения.

Кроме того, органам местного самоуправления рекомендовано производить оценку выполнения вышеперечисленных требований при рассмотрении и утверждении проектов схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения).

Вместе с тем, схема теплоснабжения, утвержденная постановлением администрации Тяжинского муниципального округа от 11.08.2023 № 124-п «Об утверждении Схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на период 2024 – 2025 гг. с перспективой до 2034г.», (далее –схема теплоснабжения) вышеуказанных разделов, связанных с обеспечением экологической безопасности теплоснабжения, не содержит.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Таким образом, действующее законодательство обязывает органы местного самоуправления соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства к атмосферному воздуху и принимать соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Невыполнение указанных мероприятий ставит под угрозу жизнь, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, проживающих на территории округа.

Также при проведении проверки прокуратурой Тяжинского района установлено, что нарушения, выявленные в проекте схемы теплоснабжения, указанные в протоколе проведения публичных слушаний по разработке схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на 2024 – 2025 гг. с перспективой до 2034 г. от ДД.ММ.ГГГГ не устранены, а именно:

Согласно данных Таблицы 14.1.1 удельный расход условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии (отдельно для тепловых электрических станций и котельных), кгу.т./Гкал составляет от 0,2557 кгу.т/Гкал до 82,0141 кгу.т/Гкал.

В соответствии с формулой 90 приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 "Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии" КПД котельных составляет от 142,86/0,2557=55870,16 % до 142,86/82,0141 = 174,19. Данные показатели являются завышенными.

Также в указанной таблице отсутствуют данные по тепловым сетям.

Согласно данным Таблиц потери при передаче тепловой энергии по тепловым сетям от котельных отсутствуют, за исключением котельной «ЗАО Тяжинское ДРСУ». Аналогичная ошибка в таблице 2.3.1.

Таблица 8.1.1 - Перспективные топливные балансы:

По ряду котельных (Котельная <адрес> и т.д.) расход топлива составляет 0,000 кгу.т/Гкал. При этом, расход э/э также можно перевести в т.у.т.

В перспективном плане наблюдается снижение удельного расхода топлива (за счет ремонта), при этом годовая величина расхода топлива и величина запасов топлива остается неизменной.

В схеме не отражены требования РЭК Кузбасса от 10.05.2023 № М-5-14/1255-01.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" полезный отпуск регулируемой организации, а также мероприятия для инвестиционной программыучитываются РЭК Кузбасса только на основании данных схем теплоснабжения. В представленной схеме полезный отпуск (Гкал) отсутствует.

В качестве мероприятий по реконструкции и модернизации разработчики предлагают включить ремонтные работы (таблица 12.1.1). Указанные работы запланированы только на 2023 год, то есть в период с 2024 по 2034 год данные работы не запланированы.

В качестве ожидаемого эффекта разработчик указывает наснижение потерь теплоносителя, при этом согласно таблицам 3.1.1, 3.2.1 потери теплоносителя и так равны 0,0 куб.м.

Отсутствие в схеме этих показателей ставит под вопрос возможность развития теплоснабжения округа (установку термороботов, укрупнение котельных, внедрение энергоэффективных технологий типа частотников, установки современных котлов с более высоким КПД и т.д.), а также возможность расчета тарифа на основании выверенных данных по полезному отпуску тепла.

В таблицах 1.5.1.1, 1.5.4.1 указаны объемы потребления тепловой энергии за 2022 год. Согласно указанным данным в 2022 году из 37 котельных тепло вырабатывало только 5.

Таблица 1.4.1 - нагрузка не стыкуется с нагрузкой, указанной в таблице1.2.1. Площадь территории S, м2 = 0,000 м2. Т.е. котельные отапливают только помещение котельной.

Таблица 1.4.2 - не указаны данные. Таблица вставлена формально.

В части 5 схемы теплоснабжения отсутствует радиус эффективного теплоснабжения, определяемый в соответствии с методическими указаниями по разработке схем теплоснабжения. Радиус показывает, на каком расстоянии от котельной экономически целесообразно подключать потребителя.

Таблица 3.1.1 - Существующие и перспективные балансыпроизводительности водоподготовительных установок. Согласно этой таблице ни у одной ресурсоснабжающей организации нет подпитки, ни на одной котельной нет установки водоподготовки.

Аналогичное замечание по Таблице 3.2.1 - Расход подпиточной воды для эксплуатационного и аварийного режимов в зоне действия источников тепловой энергии.

Таблица 8.3.1 - Потребляемые источником тепловой энергии виды топлива. Не указана низшая теплота сгорания. Прочитав весь отчет не ясно, какой же вид топлива используется - каменный или бурый, кто поставщик и т.д.

В таблице 15.2.1 указан реестр единых теплоснабжающих организаций. Согласно указанному реестру на территории округа действует одна ЕТО от четырех котельных. При этом по остальным котельным ЕТО не указана.

В разделе 1.5.5 «Описание существующих нормативов потребления тепловой энергии для населения на отопление и горячее водоснабжение» отсутствует информация о действующих нормативах. Нормативы потребления тепловой энергии для населения на отопление и горячее водоснабжение на территории Тяжинского муниципального округа утверждены приказами Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса).

В таблице 1.10.1 в объёмах по ООО «ТГК» допущена ошибка в размерности показателей выработки/отпуска тепловой энергии. Значения завышены в 1000 раз.

Также в этом разделе отсутствуют данные по МУП «Комфорт».

Проверкой также установлено, что управлением по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа администрации Тяжинского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения закупочных процедур заключен муниципальный контракт с ООО «Сибэнергосбережение» на оказание услуг по разработке схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа (далее – контракт).

При проведении публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающими организациями были выявлены замечания в разработанном ООО «Сибэнергосбережение» проекте схемы теплоснабжения на период 2024 – 2025 гг. с перспективой до 2034 г., в связи с этим указанный проект направлен на доработку.

После доработки проекта согласно протоколу проведения публичных слушаний по разработке схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на 2024-2025 гг. с перспективой до 2034 г. от ДД.ММ.ГГГГ открытым голосованием принято решение утвердить схему теплоснабжения. Однако замечания, указанные в протоколе проведения публичных слушаний по разработке схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на 2024 –2025 гг. с перспективой до 2034 г. от ДД.ММ.ГГГГ, в проекте неустранены.

Анализ размещенной на сайте Тяжинского муниципального округа схемы теплоснабжения позволяет утверждать, что данный документ разработан формально без необходимого погружения в специфику схемы теплоснабжения округа.

Схема теплоснабжения является важным документом, определяющим стратегическое развитие Тяжинского муниципального округа. В соответствии с указанной схемой утверждается тариф, формируется план инвестиционныхмероприятий до 2034 года, анализируется экологическая ситуация, а также целесообразность реконструкции котельных.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Буланакова А.А. просила признать бездействие администрации Тяжинского муниципального округа незаконным и обязать ответчика актуализировать схему теплоснабжения Тяжинского муниципального округа до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика–администрации Тяжинского муниципального округа Турунтаев Е.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований в части признания бездействия ответчика незаконным, поскольку администрацией предпринимались меры по разработке и утверждению схемы теплоснабжения, однако эта работа не была доведена до конца.Не возражал против удовлетворения искового заявления в части возложения на ответчика обязанности актуализировать схему теплоснабжения Тяжинского муниципального округа до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Тяжинская генерирующая компания» Соколов И.С. в судебном заседании поддержал административные исковые требования прокурора, представил суду письменные замечания к схеме теплоснабжения, согласно которым в схеме также отсутствует информация о датах ввода в эксплуатацию теплофикационного оборудования, которая должна содержаться в таблице 1.2.2.1 «Описание источников тепловой энергии». Также отсутствуют данные о потерях теплоносителя в тепловых сетях МКП «Комфорт». Указывает, что нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям МКП «Комфорт» (теплосетевой организации, обеспечивающей передачу тепловой энергии от котельных до потребителей) утверждены постановлением РЭК Кузбасса от 27.10.2022 № 321 «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям регулируемых организаций на 2023 год». Указанные нормативы действуют в течение долгосрочного периода действия тарифов МКП «Комфорт» - до 2025 года.Кроме того, величина технологических потерь при передаче тепловой энергии от котельных ООО «ТГК» указана в договоре между ООО «ТГК» и МКП «Комфорт».

В таблицах 1.5.1.1, 1.5.4.1 указаны объемы потребления тепловой энергии за 2022 год. Согласно указанным данным в 2022 году из 37 котельных тепло вырабатывало только 5 суммарным объемом полезного отпуска от котельных МКП «Комфорт» 0,00 Гкал. Вместе с тем, согласно таблице 17 Приложение № 21 к протоколу № 77 заседания правления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 07.12.2023 полезный отпуск МКП «Комфорт» составляет 84,923 тыс. Гкал.

Согласно данных таблицы 14.1.1 «Индикаторы развития систем теплоснабжения» удельный расход условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии (отдельно для тепловых электрических станций и котельных), кгу.т/Гкал составляет от 0,2557 кгу.т/Гкал до 82,0141 кгу.т/Гкал. Т.е. в соответствии с формулой 90 приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 "Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии" КПД котельных составляет от 142,86/0,2557=55870,16 % до 142,86/82,0141 = 174,19. Вместе с тем, согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 23.11.2023 № 354 норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, на 2024 год для МКП «Комфорт» составляет 224,7 кгу.т/Гкал, для ЗАО «Тяжинское ДРСУ» (постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 02.11.2023 № 227) 254,7 кгу.т/Гкал, для ООО «Тяжинская генерирующая компания» (постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 17.10.2023 № 176) 210,3 кг у.т/Гкал.

Также согласно указанной таблице в Тяжинском муниципальном округе нет тепловых сетей (материальная характеристика это произведение длины на диаметр). Отношение материальной характеристики к прочим показателям указано значение 0. Однако, согласно данных протокола № 77 заседания правления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 07.12.2023 в состав имущества МКП «Комфорт» входит 23 котельных. Общая протяженность тепловых сетей в 2-х трубном исчислении составляется 94,94 км.

Ссылается на п. 9 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)" (вместе с "Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые видыдеятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)") о том, что к мероприятиям инвестиционной программы относятся перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, по обновлению и (или) созданию объектов основных средств и нематериальных активов регулируемой организации, и указывает, что включение в инвестиционную программу мероприятий по ремонтам противоречит указанному постановлению. Обращает внимание, что в схеме по тепловым сетям мероприятия по реконструкции не предлагаются.

В таблице 8.3.1 «Потребляемые источником тепловой энергии виды топлива» не указана низшая теплота сгорания. Прочитав весь отчет, не ясно какой же вид топлива используется – каменный или бурый, кто поставщик и т.д. Вместе с тем, согласно данным протокола № 77 заседания правления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 07.12.2023 «Норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии для МУП «Комфорт» утверждён постановлением РЭК Кузбасса от 23.11.2023 №354 в размере 212,9 кг у.т/Гкал (каменный уголь), 161,3 кг у.т/Гкал (природный газ), а низшая теплота сгорания угля определена как средневзвешенная по представленным сертификатам качества угля и составила 5 110 ккал/кг газа – 8 308 ккал/м3 согласно счетам-фактурам за 2022 год.

В таблице 15.2.1 указан реестр единых теплоснабжающих организаций. Согласно указанному реестру на территории округа действует одна ЕТО от четырех котельных. При этом по остальным котельным ЕТО не указана. Вместе с тем, согласно Федеральному закону "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) – теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Таким образом, отсутствие статуса ЕТО по котельным МКП «Комфорт» и ЗАО «Тяжйнское ДРСУ» не позволяет указанным предприятиям заключать договоры теплоснабжения. Считает, что в схеме теплоснабжения должны быть указаны остальные котельные Тяжинского муниципального округа и действующая ЕТО.

В разделе 1.5.5 «Описание существующих нормативов потребления тепловой энергии для населения на отопление и горячее водоснабжение» отсутствует информация о действующих нормативах. Нормативы потребления тепловой энергии для населения на отопление и горячее водоснабжение на территории Тяжинского муниципального округа утверждены приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса <адрес> (Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса) от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Тяжинского муниципального района».

В таблице 1.10.1 в объёмах по ООО «ТГК» допущена ошибка в размерности показателей выработки/отпуска тепловой энергии. Значения завышены в 1 000 раз. Согласно данным экспертного заключения Региональной энергетической комиссии Кузбасса по материалам, представленным ООО «ТГК» (<адрес>) для утверждения норматива удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию от котельных на 2024 год, отпуск в тепловую сеть составляет 36 576,63 Гкал.

В таблице 2 прирост строительных площадей указан 0, в то время как в прошлом году построен многоквартирный дом, еще один строится в настоящее время.

На схеме тепловых сетей котельной отсутствует <адрес> и частично <адрес>.

Из схемы усматривается, что по котельным МКП «Комфорт» резерв мощности котельных составляет 85 %, что крайне маловероятно, экономически совершенно не обоснованно.

На основании определения Тяжинского районного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКП «Комфорт», ЗАО «Тяжинское ДРСУ», КУМИ Тяжинского муниципального округа, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса.

Представитель ЗАО «Тяжинское ДРСУ» Червов А.Е. в судебном заседании поддержал административные исковые требования прокурора.

Председатель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Малюта Д.В. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, направил в суд письменные пояснения по заявленным прокурором требованиям, которые считает обоснованными, поскольку ответчиком не обеспечено соответствие утвержденной схемы теплоснабжения требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки иутверждения».В рамках компетенции РЭК Кузбасса по результатам мониторинга разработки и утверждения оспариваемой схемы теплоснабжения было установлено, что на официальном сайте администрации Тяжинского муниципального округа по ссылке <адрес> размещено объявление о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Управлением по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа проводилась разработка схем теплоснабжения на 2024 год и с перспективой до 2030года. Предложения от теплосетевых итеплоснабжающих организаций, иных лиц по актуализации схем теплоснабжения принимались в письменном виде до 12.05.2023. Согласно результату публичных слушаний проект схемы теплоснабжения на 2024 – 2025 годы с перспективой до 2034 года был направлен на доработку с учетом выявления множественных замечаний (протокол от 20.06.2023).

В частности, в протоколе отражено несоответствие представленной к утверждению схемы требованиям «Методических указания по разработке схем теплоснабжения», утвержденных Приказом Минэнерго России от 05.03.2019 № 212, которыми определены единые правила разработки схем (актуализированных схем) теплоснабжения, включая правила разработки обосновывающих материалов к ним уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с Требованиями № 154.

По информации, содержащейся в протоколе публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, объявление о приеме предложений от теплосетевых и теплоснабжающих организаций, иных лиц по доработанному проекту актуализации схем теплоснабжения на 2024 – 2025 годы с перспективой до 2034 года Управлением по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. Однако, на указанной выше странице сайта такое объявление не размещено.

Протокол от ДД.ММ.ГГГГ не содержит информации об обсуждении вопросов устранения ранее выявленных недостатков проекта схемы теплоснабжения на 2024 – 2025 годы с перспективой до 2034 года и не содержит сведений о поступлении каких-либо письменных замечаний к доработанному проекту схемы.

Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ решение об утверждении схемы на 2024 год принято открытым голосованием участников публичных, слушаний, большинством голосов («за» 27 голосов из 27 участников публичных слушаний, принявших участие в голосовании).

Таким образом, имеются недостатки размещенной на сайте информации о процедуре принятия схемы на 2024 год.

Утверждённая схема содержит разделы, наличие которых предусмотрено п. 4 Требований № 154.

Однако, в нарушение пп. «т» п. 23 Требований № 154 отсутствует глава 18 «Сводный том изменений, выполненных в доработанной и (или) актуализированной схеме теплоснабжения», и главы схемы на 2024 оформлены не отдельными томами, а каждая глава в двух томах.

Схема на 2024 не содержит разделов: «Обеспечение экологической безопасности теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения»; «Экологическая безопасность теплоснабжения» (в качестве описания текущего состояния воздействия на окружающую среду в главе 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления Тепловой энергии для целей теплоснабжения»), рекомендованных Письмом Минэнерго России от 15.04.2020 № МЮ-4343/09 «Об утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов» органам местного самоуправления, к включению при заключении контрактов для разработки и актуализации схем теплоснабжения муниципальных образований. Схема на 2024 не содержит сценариев развития аварий в I системах теплоснабжения, требование о включении которых в схемы теплоснабжения при проведении их актуализации во исполнение пп. «б» п. 2 поручения Президента Российской Федерации № Пр-325 от 17.02.2022 было доведено до администрации Тяжинского муниципального округа письмом РЭК Кузбасса от 10.05.2023 № М-5-14/1255-01.

В соответствии с п. 3 Требований к схемам теплоснабжения № 154 обосновывающие материалы к схемам, теплоснабжения, разрабатываются в соответствии с п. п. 23 – 87 Требований №154. В соответствии с п. 23 обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения, являются ее неотъемлемой частью, включают главы, оформляемые отдельными томами. Вместе с тем, обосновывающие материалы ксхеме теплоснабжения присутствуют, но отмечается отступление от Требований № 154, в частности отсутствует глава 18 «Сводный том изменений, выполненных в доработанной и(или)актуализированной схеметеплоснабжения», главы оформлены не отдельными томами, а в двух томах.

Утверждённаясхема на 2024 год не соответствует принципу безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов, а именно требованиям, главы XIIМетодических указаний по разработке схем теплоснабжения, утвержденных приказом Минэнерго России от 05.03.2019 № 212, выполнена с нарушениями правил разработки главы 11 «Оценка надежности теплоснабжения» обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения.

Кроме того, утвержденнаясхема на 2024 год не соответствует принципуобеспечения энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами. В схеме теплоснабжения присутствует только в виде заголовка часть 3: «Прогнозы перспективных удельных расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, согласованных с требованиями к энергетической эффективности объектов теплопотребления, устанавливаемых в соответствии, с законодательствомРоссийской Федерации». Какое-либо содержание данного раздела отсутствует.В предложения по техническому перевооружению и (или) модернизации источников тепловой энергии и тепловых сетей с целью повышения эффективности работы систем, теплоснабжения включены мероприятия по ремонту, что не соответствует законодательству, кроме того, сроки выполнения мероприятий назначены на 2023 год.

Также утверждённаясхема на 2024 год не соответствует принципусоблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей

(фактически отсутствует программа развития системы теплоснабжения, анализ тарифных последствий и т.д.), принципу минимизации затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой у, энергии для потребителя в долгосрочной перспективе (вопрос фактически не рассмотрен в схеме теплоснабжения), принципуобеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения(вопрос фактически не рассмотрен в схеме теплоснабжения).

Таким образом, по указанным выше основаниям РЭК Кузбасса полагает обоснованными заявленные прокурором Тяжинского района в защиту интересов Тяжинского муниципального округа исковые требования, поскольку действиями (бездействием) администрации Тяжинского муниципальногоокругаприразработкесхемына 2024 год, включаяразработкуобосновывающихматериаловкней,уполномоченныморганомместногосамоуправления, необеспеченосоответствиеутвержденнойсхемытребованиямпостановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу абз. 13 п. 1 ст. 1-1 Закона Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ"О статусе и границах муниципальных образований" с целью наделения статусом муниципального округа преобразованы муниципальные образования, входящие в состав Тяжинского муниципального района: Тяжинское городское поселение, Итатское городское поселение, Акимо-Анненское сельское поселение, Кубитетское сельское поселение, Листвянское сельское поселение, Нововосточное сельское поселение, Новоподзорновское сельское поселение, Новопокровское сельское поселение, Преображенское сельское поселение, Ступишинское сельское поселение, Тисульское сельское поселение, Чулымское сельское поселение, путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование и считать вновь образованное муниципальное образование Тяжинским муниципальным округом (административный центр - поселок городского типа Тяжинский).

На основании пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пп. 4.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Как следует из пп. 6 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

Данные требования закона нашли отражение и закреплены в Уставе муниципального образования Тяжинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса", принятом решением Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса от 28.05.2020 N 81 (далее – Устав), согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 которого к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из пп. 3 п. 1 ст. 22 Устава, администрация Тяжинского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом Тяжинского муниципального округа.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 37 Устава администрация Тяжинского муниципального округа исполняет полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа, за исключением отнесенных федеральными законами, законами Кемеровской области - Кузбасса, настоящим Уставом к полномочиям Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа, главы Тяжинского муниципального округа.

При таких обстоятельствах администрация Тяжинского муниципального округа является надлежащим административным ответчиком по данному делу.

В соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.

При этом согласно п. п. 1 – 3 ст. 23 развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:

1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;

2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;

3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;

4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;

5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;

7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;

7.1) обязательную оценку экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Без проведения такой оценки схема теплоснабжения не может быть утверждена (актуализирована);

8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Споры, возникающие при утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утверждение которых входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в судебном порядке.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Требования).

Кроме того, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

Согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

С целью реализации указанного принципа обеспечения экологической безопасности теплоснабжения Министерство энергетики Российской Федерации в письме от 15.04.2020 N МЮ-4343/09 "Об утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов" рекомендовало органам местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченным органам исполнительной власти городов федерального значения при заключении контрактов на разработку и актуализацию схем теплоснабжения соответствующих муниципальных образований включать разработку следующих разделов и глав:

- раздел "Обеспечение экологической безопасности теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения" схемы теплоснабжения, включающий:

а) описание текущего и перспективного объема (массы) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ на водосборные площади, в поверхностные и подземные водные объекты, размещения отходов производства, образующихся на стационарных объектах производства тепловой энергии (мощности), в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, размещенных на территории поселения, городского округа, города федерального значения (далее - объекты теплоснабжения);

б) описание текущих и перспективных значений средних за год концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от выбросов объектов теплоснабжения;

в) описание текущих и перспективных значений максимальных разовых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от выбросов объектов теплоснабжения;

г) оценку снижения объема (массы) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и размещения отходов производства за счет перераспределения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии;

д) предложения по снижению объема (массы) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сбросов вредных (загрязняющих) веществ на водосборные площади, в поверхностные и подземные водные объекты, и минимизации воздействий на окружающую среду от размещения отходов производства;

е) предложения по величине необходимых инвестиций для снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сброса вредных (загрязняющих) веществ на водосборные площади, в поверхностные и подземные водные объекты, минимизации воздействий на окружающую среду от размещения отходов производства.

- часть 12 "Экологическая безопасность теплоснабжения" главы 1 "Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения" (описание текущего состояния воздействия на окружающую среду), включающую:

а) электронную карту территории поселения, городского округа, города федерального значения с размещением на ней всех существующих объектов теплоснабжения;

б) описание фоновых или сводных расчетов концентраций загрязняющих веществ на территории поселения, городского округа, города федерального значения;

в) описание характеристик и объемов сжигаемых видов топлив на каждом объекте теплоснабжения в соответствии с частью 8 главы 1 требований к схемам;

г) описание технических характеристик котлоагрегатов в соответствии с частью 2 главы 1 требований к схемам, с добавлением описания технических характеристик дымовых труб и устройств очистки продуктов сгорания от вредных выбросов;

д) описание валовых и максимальных разовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на каждом источнике тепловой энергии (мощности), включая двуокись серы, окись углерода, оксиды азота, бенз(а)пирен, мазутную золу в пересчете на ванадий, твердые частицы;

е) описание результатов расчетов средних за год концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от объектов теплоснабжения;

ж) описание результатов расчетов максимальных разовых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от объектов теплоснабжения;

з) описание объема (массы) образования и размещения отходов сжигания топлива;

и) данные расчетов рассеивания вредных (загрязняющих) веществ от существующих объектов теплоснабжения, представленные на карте-схеме поселения, городского округа, города федерального значения.

- главу "Оценка экологической безопасности теплоснабжения" обосновывающих материалов, содержащую:

а) описание фоновых и/или сводных расчетов концентраций вредных (загрязняющих) веществ на территории поселения, городского округа, города федерального значения;

б) прогнозные расчеты максимальных разовых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха от сохраняемых, модернизируемых и планируемых к строительству объектов теплоснабжения, с учетом плана реализации мер по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха;

в) прогнозные расчеты вкладов выбросов от объектов теплоснабжения, в фоновые (сводные) концентрации загрязняющих веществ на территории поселения, городского округа, города федерального значения;

г) прогнозы удельных выбросов загрязняющих веществ на выработку тепловой и электрической энергии, согласованных с требованиями к обеспечению экологической безопасности объектов теплоэнергетики, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) прогнозы образования и размещения отходов сжигания топлива на сохраняемых, модернизируемых и планируемых к строительству объектах теплоснабжения;

- информацию о суммарном объеме потребляемого топлива в поселении в натуральном и условном выражении с выделением газа, угля и мазута с разбивкой на каждых год действия схемы теплоснабжения.

Анализ схемы теплоснабжения, утвержденной постановлением администрации Тяжинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на период 2024 – 2025 годов с перспективой до 2034 года», свидетельствует об отсутствии в ней не только рекомендованных Минэнерго России разделов и глав, но и какого-либо иного способа реализации принципа обеспечения экологической безопасности теплоснабжения (л.д. 10а).

Несмотря на то, что письмо Минэнерго России от 15.04.2020 № МЮ-4343/09 носит рекомендательный характер, с тем чтобы обеспечить единообразное применение законодательства в сфере теплоснабжения на всей территории Российской Федерации, данное обстоятельство не освобождает административного ответчика от обязанности по включению в схему теплоснабжения положений, обеспечивающих реализацию принципа экологической безопасности теплоснабжения, поскольку исполнение органами местного самоуправления требований экологического законодательства и принятие соответствующих мер в пределах своей компетенции прямопредусмотрены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Рекомендательный характер письма Минэнерго России свидетельствует лишь о том, что принцип экологической безопасности теплоснабжения может быть реализован органом местного самоуправления в схеме теплоснабжения в иной форме, отличающейся от приведенной в указанном письме. Полное отсутствие в схеме положений, обеспечивающих реализацию принципа экологической безопасности принципа теплоснабжения, ставит под угрозу жизнь, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, проживающих на территории Тяжинского муниципального округа.

В судебном заседании представитель ответчика не возражал против доводов истца о том, что схема теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на период 2024 – 2025 годов с перспективой до 2034 года не содержит положений, обеспечивающих реализацию принципа экологической безопасности принципа теплоснабжения, настаивал, что администрация не бездействовала, поскольку заключила контракт по разработке схемы теплоснабжения, организовала и провела публичные слушания и утвердила схему теплоснабжения.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания незаконным бездействия администрации Тяжинского муниципального округа, выразившегося в не включении в схему теплоснабжения положений, обеспечивающих реализацию принципа экологической безопасности теплоснабжения.необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов административного истца. Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца. Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии такой необходимой совокупности по настоящему делу.

В соответствии с п. 30 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154"О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" повторная доработка проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не допускается. При необходимости повторной доработки проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается заново в соответствии с положениями пунктов 2 - 29 настоящего документа.

В судебном заседании установлено, что распоряжением администрации Тяжинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «О разработке схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на 2024 – 2025 годы с перспективой до 2023 года» утвержден график мероприятий по разработке схемы теплоснабжения и состав рабочей группы (л.д. 25 – 27).

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа администрации Тяжинского муниципального округа и ООО «Сибэнергосбережение» заключен муниципальный контракт , согласно условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по разработке схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа в соответствии с техническим заданием, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные исполнителем услуги в соответствии с условиями контракта (л.д. 52 – 58).

Распоряжением администрации Тяжинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении публичных слушаний по разработке схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на 2024 – 2025 годы с перспективой до 2034 года» определены форма (комплексное обсуждение) и место проведения публичных слушаний по разработке схемы теплоснабжения, утвержден состав комиссии и план мероприятий по организации и проведению публичных слушаний (л.д. 28 – 32).

Публичные слушания проведены ДД.ММ.ГГГГ, высказаны замечания по разработанной схеме теплоснабжения.

Так, согласно данных Таблицы 14.1.1 удельный расход условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии (отдельно для тепловых электрических станций и котельных), кгу.т./Гкал составляет от 0,2557 кгу.т/Гкал до 82,0141 кгу.т/Гкал.

В соответствии с формулой 90 приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии" КПД котельных составляет от 142,86/0,2557=55870,16 % до 142,86/82,0141 = 174,19. Данные показатели являются завышенными.

Также в указанной таблице отсутствуют данные по тепловым сетям.

Согласно данным Таблиц ДД.ММ.ГГГГ.1, 2.6.5.1 потери при передаче тепловой энергии по тепловым сетям от котельных отсутствуют, за исключением котельной «ЗАО Тяжинское ДРСУ». Аналогичная ошибка в таблице 2.3.1.

Таблица 8.1.1 - Перспективные топливные балансы:

По ряду котельных (Котельная «Ленина, 68а», Котельная «Луговая, 17» и т.д.) расход топлива составляет 0,000 кг.у.т/Гкал. При этом, расход э/э также можно перевести в т.у.т.

В перспективном плане наблюдается снижение удельного расхода топлива (за счет ремонта), при этом гшодовая величина расхода топлива и величина запасов топлива остается неизменной.

В схеме не отражены требования РЭК Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ № М-5-14/1255-01, а именно не обеспечено включение в схему в обязательном порядке сценариев развития аварий в системах теплоснабжения с моделированием гидравлических режимов работы таких систем, в том числе при отказе элементов тепловых сетей и при аварийных режимах работы систем теплоснабжения, связанных с прекращением подачи тепловой энергии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" полезный отпуск регулируемой организации, а также мероприятия для инвестиционной программы учитываются РЭК Кузбасса только на основании данных схем теплоснабжения. В представленной схеме полезный отпуск (Гкал) отсутствует.

В качестве мероприятий по реконструкции и модернизации разработчики предлагают включить ремонтные работы (таблица 12.1.1). Указанные работы запланированы только на 2023 год, то есть в период с 2024 по 2034 год данные работы не запланированы.

В качестве ожидаемого эффекта разработчик указывает на снижение потерь теплоносителя, при этом согласно таблицам 3.1.1, 3.2.1 потери теплоносителя и так равны 0,0 куб. м.

Отсутствие в схеме этих показателей ставит под вопрос возможность развития теплоснабжения округа (установку термороботов, укрупнение котельных, внедрение энергоэффективных технологий типа частотников, установки современных котлов с более высоким КПД и т.д.), а также возможность расчета тарифа на основании выверенных данных по полезному отпуску тепла.

В таблицах 1.5.1.1, 1.5.4.1 указаны объемы потребления тепловой энергии за 2022 год. Согласно указанным данным в 2022 году из 37 котельных тепло вырабатывало только 5.

Таблица 1.4.1 - нагрузка не стыкуется с нагрузкой, указанной в таблице 1.2.1. Площадь территории S, м2 = 0,000 м2. Т.е. котельные отапливают только помещение котельной.

Таблица 1.4.2 - не указаны данные. Таблица вставлена формально.

В части 5 схемы теплоснабжения отсутствует радиус эффективного теплоснабжения, определяемый в соответствии с методическими указаниями по разработке схем теплоснабжения. Радиус показывает, на каком расстоянии от котельной экономически целесообразно подключать потребителя.

Таблица 3.1.1 - Существующие и перспективные балансы производительности водоподготовительных установок. Согласно этой таблице ни у одной ресурсоснабжающей организации нет подпитки, ни на одной котельной нет установки водоподготовки.

Аналогичное замечание по Таблице 3.2.1 - Расход подпиточной воды для эксплуатационного и аварийного режимов в зоне действия источников тепловой энергии.

Таблица 8.3.1 - Потребляемые источником тепловой энергии виды топлива. Не указана низшая теплота сгорания. Прочитав весь отчет не ясно, какой же вид топлива используется - каменный или бурый, кто поставщик и т.д.

По результатам публичных слушаний открытым голосованием большинством голосов принято решение направить схему теплоснабжения на доработку в ООО «Сибэнергосбережение» в соответствии с замечаниями. Установлен срок не более 60 рабочих дней с даты заключения муниципального контракта. Отделу ЖКХ и благоустройства УЖТР ТМО администрации Тяжинского муниципального округа поручено после получения доработанной схемы теплоснабжения разместить данную схему и провести публичные слушания до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42 – 47).

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Тяжинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении публичных слушаний по разработке схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа на 2024 – 2025 годы с перспективой до 2034 года» проведены повторные публичные слушания схемы теплоснабжения (л.д. 33 – 37).

По результатам публичных слушаний открытым голосованием простым большинством голосов принято решение об утверждении схемы теплоснабжения на 2024 – 2025 годы с перспективой до 2034 года (л.д. 38 – 41).

Вместе с тем, из анализа схемы теплоснабжения (л.д. 10а) следует, что замечания к схеме теплоснабжения, высказанные в ходе публичных слушаний 20.06.2023, исполнителем ООО «Сибэнергосбережение» не устранены. Несмотря на это, заказчиком предписание, изложенное в п. 30 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", не выполнено, разработка схемы теплоснабжения заново в соответствии с положениями пунктов 2 - 29 настоящего документа не организована.

Указанное бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ"О теплоснабжении".

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациив случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершенияопределенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая приведенные обстоятельства, имеются основания для возложения при рассмотрении настоящего дела на административного ответчика обязанности актуализировать схему теплоснабжения Тяжинского муниципального округа. При этом суд соглашается с требованиями административного истца в части установления срока – до 01.06.2024, в который административным ответчиком подлежат исполнению указанные обязанности.

В силу изложенного заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявлениеадминистративного истца прокурора Тяжинского района к администрации Тяжинского муниципального округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по актуализации схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тяжинского муниципального округа по проведению ежегодной актуализации схемы теплоснабжения Тяжинского муниципального округа.

Возложить на администрацию Тяжинского муниципального округа обязанность актуализировать схему теплоснабжения Тяжинского муниципального округа в срок до 01.06.2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Тяжинский районный суд Кемеровской области.

Судья: Е.А. Яхонтова

Мотивированное решение составлено 26.01.2024.